Бирюкова Наталья
Занятие по математике «Знаки больше, меньше»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по математике в подготовительной к школе группе.
Тема "Знаки больше, меньше".
Задачи:
• Сформировать представления о знаках < и >;
• Учить использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар;
• Закрепить умение определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько;
• Закрепить знания по нумерации и сравнению чисел первого десятка;
Публикация «Занятие по математике „Знаки больше, меньше“» размещена в разделах
- Больше, меньше, равно. Занятия по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
• Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
• Тренировать навыки самоконтроля и мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, коммуникативные качества;
• Воспитывать чувство взаимопомощи, смекалку, любознательность, умение работать в коллективе.
Демонстрационный материал : мультимедийная установка.
Раздаточный материал :
Кубики ЛЕГО, карандаши, листы с заданием, полоски картона одинаковой длины.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, воспитывать культуру поведения.
Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает их, кем они хотят стать когда вырастут.
После ответов детей воспитатель задаёт им ещё один вопрос:
- Как вы думаете, каким должен быть мужчина независимо от того, кем он работает?
Как правило, дети отвечают, что мужчина должен быть сильным.
-Зачем мужчине быть сильным?
После обсуждения приходим к выводу о том, что мужчине нужно быть сильным не только для того, чтобы защищать, но и для того, чтобы помогать более слабым.
-Кому должны помогать мальчики? (мамам, бабушкам, девочкам, младшим детям)
Воспитатель рассказывает детям, что мама попросила Таню и Ваню сходить в магазин за картошкой. Ваня как настоящий мужчина сказал, что картошку из магазина понесёт он. Но Таня тоже хочет быть помощницей.
-Как быть? (Надо, чтобы Ваня нёс тот пакет, в котором больше картошки, а Таня- тот пакет, где картошки меньше).
- Хотите сходить в магазин вместе с братом и сестрой и помочь им выбрать картошку?
- Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний.
Игра «За картошкой»
Дидактические задачи:
1. Актуализировать умение использовать для записи результатов сравнения групп предметов по количеству знаки > и <;
2. Создать мотивационную ситуацию для введения знаков > и <;
3. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксация затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания;
4. Развивать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.
Дети подходят к доске – магазину.
Воспитатель – продавец магазина рассказывает покупателям, что картошка во всех пакетах одинакового размера, но в некоторых пакетах картошек поровну, а в некоторых нет.
Воспитатель располагает таблицу №1 с изображением пар мешков.
- О чём рассказывают знаки, стоящие между пакетами? (= говорит о том, что в пакетах поровну картошки, а знак = - о том, что в пакетах картошки не поровну.)
- Какая из этих пар мешков подойдёт Тане и Ване? Почему?
Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что знак = не подходит, т. к. в этом случае Ваня не сможет взять более тяжёлый мешок, чем Таня, а пакеты, где стоит знак =, подойдут, т. к. они разные: в одном больше картошки, а в другом меньше.
3. Затруднение в игровой ситуации.
- Какой мешок возьмёт Ваня?
Дети предлагают свои версии, после чего приходим к выводу, что Ваня не сможет выбрать пакет и в случае знака =, далее видим знак = ,но он также не говорит где картошки больше, а где меньше.
- Смогли ли вы помочь Ване выбрать тот пакет, в котором картошки больше? (Нет, не смогли).
- Значит эти знаки нам помочь не могут, вот если бы у нас был такой знак который бы рассказывал о том, где предметов больше, а где меньше
- Почему не смогли (Потому что у нас нет знака, который бы рассказывал о том, где предметов больше, а где меньше).
- Как мы можем это узнать? (нужно поставить знак, который покажет где картошки больше)
А вы знаете такой знак?
- Вы даёте разные ответы, значит уверенности у вас нет.
4. Открытие нового знания.
Игра «Столбики»
Дидактические задачи:
1. Сформировать представления о знаках > и <;
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия;
3. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, аналогии, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.
-Ребята я предлагаю вам, своими руками сконструировать знаки, которые покажут где больше, где меньше?
Дети садятся за столы по четыре человека. На каждом столе лежат кубики ЛЕГО четырёх цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку и 8 полосок картона одинакового цвета, длины и ширины.
Воспитатель предлагает взять по 5 кубиков одного цвета.
Может возникнуть ситуация когда кубики одного цвета захотят взять двое, трое или четверо детей. Эту проблему они должны решить самостоятельно.
- Постройте из ваших кубиков столбик.
- Как вы думаете, сколько таких же кубиков вам понадобиться взять, чтобы построить столбик такой же высоты? (Понадобиться пять таких же кубиков.)
Воспитатель кладёт на столы дополнительные кубики, и дети строят ещё один столбик.
- Поставьте два ваших столбика на одну вашу полоску, а сверху положите другую.
- Какой знак получится из полосок? (Знак =.)
- Как вы думаете, почему получился знак =? (Потому что в обоих столбиках одинаковое количество кубиков.)
Воспитатель пишет на доске: 5=5.
Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, убрать с правого столбика разное количество кубиков. Для выполнения этого задания детям придётся договариваться.
В результате один ребёнок должен убрать 1 кубик, другой – 2 кубика, третий- 3, а четвёртый- 4 кубика.
Воспитатель предлагает детям поставить столбик на место и положить сверху полосу.
- Что интересного вы заметили? (Полоска лежит не ровно.)
- Где расстояние между полосками меньше? (Оно меньше там, где меньше кубиков.)
- Сколько у вас кубиков в левом столбике?
У всех детей в левом столбике по 5 кубиков. Воспитатель пишет на доске одну под другой четыре цифры 5.
- Сколько кубиков осталось в правом столбике?
Дети по очереди называют, а воспитатель записывает рядом с каждым числом 5 названное число:
5 1
5 2
5 3
5 4
- Куда больше раскрыты полоски? (В сторону большего числа.)
- А куда закрыты? (В сторону меньшего)
Воспитатель пишет на экране знак >.
- Так? (Да.)
- Как можно назвать этот знак? («больше»)
Воспитатель открывает знаки между числами :
5>1
5>2
5>3
5>4
Дети читают записи.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Воспитатель предлагает детям поменять столбики местами и положить на них полоску.
- Сколько теперь кубиков в столбиках слева (справа?
Куда смотрят закрытые полоски (в сторону меньшего числа?
А куда раскрыты? (в сторону большего числа)
Ребята, на что похожи закрытые полоски? (на уголок, на клювик)
- Как вы назовёте знак, который только что сделали? (Знак «меньше».)
Дети называют, а воспитатель записывает в столбик числа от 1 до 4, а рядом с ними, как и в первом случае, четыре цифры 5.
- Теперь что мы видим? Полоски закрылись в сторону левого столбика
- Какие знаки вы бы предложили записать между числами 1 и 5, 2 и 5, 3 и 5, 4 и 5?
Дети читают записи:
1<5
2<5
3<5
4<5
Воспитатель хвалит детей и говорит им о том, что они только что сконструировали знак, с помощью которого можно рассказать, какое число больше, а какое меньше.
Дети подходят к экрану.
-Какой же мешок возьмёт Ваня? (Он возьмёт мешок, который расположен справа.)
- Почему вы думаете, что это будет мешок расположенный справа? (Потому что между мешками стоит знак, который открыт вправо, значит, в правом мешке больше картошки.)
- Смогли вы сами сконструировать знаки «больше» и «меньше» и помочь Ване? (Да.)
-Молодцы!
5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.
- Давайте с вами поиграем!
Справа от меня станут мальчики, а слева от меня станут девочки.
Маша, посчитай девочек.
Артём, посчитай мальчиков.
Что можно сказать о количестве мальчиков и девочек? Кого больше?
А теперь попробуйте изобразить пальчиками, ручками знак, который покажет, что девочек больше. А теперь покажите знак, который покажет, что мальчиков меньше.
Работа за столами.
1) «Собери бусы»
Возьмите листочки. Посмотрите, какие необыкновенные бусы из цифр. Вы должны сравнить рядом стоящие цифры и поставить между ними нужный знак > или <.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Почему ты поставил знак меньше? Кто думает по-другому? Все согласны? На сколько 15< 16?
(Аналогичные вопросы дальше).
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности детей на занятии.
Дети собираются около воспитателя.
-Кому вы сегодня смогли помочь?
-Что вам было наиболее трудно?
-Что было интересно?
-Какие новые знания дали вам выбрать пакет, в котором больше картошки?