Ирина Зенкова
Занятие по математике в старшей группе «Путешествие в страну занимательной математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Количество и счет : Закрепить счет в пределах 5, 1 О; правильно
пользоваться количественными и порядковыми числительными; отвечать на
вопросы: «Сколько всего?», «Который по счету?», «На каком месте?». Уметь
составлять комбинации групп элементов, про изводить заданные с ними
операции, уметь составлять число -5 - из 2Х меньших. Развивать интерес к
играм по комбинаторике; развивать умственные способности, аналитический
ум.
Геометрические фигуры: Закрепить знания о геометрических формах,
умение видеть и различать их; умение соотносить цифру с количеством
Публикация «Занятие по математике в старшей группе „Путешествие в страну занимательной математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
геометрических фигур на полоске. Развивать зрительное и слуховое
внимание, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Части суток: Закрепить знания о частях суток, J!X последовательности.
Понимать значение слов - утро, вечер, день, ночь.
Времена года: Закрепить знания о временах года, уметь сравнивать времена
года, отмечать характерные признаки; развивать цветовое восприятие.
Воспитывать бережное отношение к природе и ее отдельным явлениям.
Ориентировка на листе бумаги: Закрепить умение ориентироваться на
листе бумаги.
Классификация предметов: Закрепить знания о месте произрастания
овощей и фруктов, уметь находить овощи и фрукты. Воспитывать
благодарные чувства к природе и людям, кото. рые выращивают.
Театрализованная деятельность: Продолжать сочетать в роли движения
и текст. Развивать чувство партнерства. Проявлять творческие способности,
уметь быть раскрепощенными и общительными. Воспитывать любовь к
русским народным сказкам.
Пальчиковые игры: Развивать моторику в речевом развитии.
Предварительная работа:
1. Чтение русской народной сказки «Репка».
2. Упражнения детей в счете в пределах 5.
3. Д / и с геометрическими формами.
4. Игры с блоками Дьенеща, палочками Киюзенера, квадратом
Воскобовича.
5. Драматизация русской народной сказки «Репка».
Материал к занятию :
1. Карточки с геометрическими фигурами.
2. Д/и «Комбинаторика»
3. Воздушный змей с цифрами.
4. Плакат «Части суток».
5. Плакат «Времена года».
б. Книга русская народная сказка «Репка».
7. «Волшебный квадрат».
8. Квадратный лист с геометрическими фигурами.
9. Цифры от 1 до 5.
10. Репка большая и маленькая.
1 1. б палочек Киюзенера.
12. КОСТЮМbl (дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка, волчонок).
13. Апельсины по количеству детей. (29 шт)
Ход занятия:
Ритуал n риветствия:
«Здравствуй, небо!»
«Здравствуй, земля!»
«Здравствуйте, мои друзья!»
«Здравствуйте, наши гости!»
Воспитатель: - Ребята, хотите отправиться в путешествие в страну чисел? А
на чем отправимся? Займите свои места, согласно купленным билетам
(карточки с геометрическими фигурами).
I(ребенок отдает цифру, ищет на карточке
количество геометрических фигур. ' соответствующее этой цифре и садится на свой стульчик
Дети: - 1,2,3,4,5 - начинаем мы считать.
Воспитатель: - Математика приготовила вам загадки:
1. - 5 мальчиков, 5 чуланчиков
2. - Один говорит, 2 - слушают, 2 глядят.
3. - у стены стоят кадушки,
В каждой по одной лягушки.
Если было б 5 кадушек,
Сколько было бы лягушек?
Молодцы, отгадали все загадки. В каком числе говорится в этих загадках?
Дети: - о числе 5. _
Воспитатель: - Слово 5 в русском языке происходит от древнегреческого
«пясть», означающего «кисть руки». Геометрическим символом числа -5-
является пятиконечная звезда. Найдите на тарелочке и покажите эту
фигуру. Сколько у этой фигуры углов? Как она называется?
Дети: - Пятиугольник.
Состав числа из 2Х меньших. (ответы детей + 1 у доски).
Воспитатель: - А теперь поиграем в игру. Веселая комбинаторика.
Самостоятельная работа. Каждый ребенок находит себе вариант
комбинаций геометрических форм и заменяет их цифрами, объясняя свою
работу при опросе.
Смежные числа.
Воспитатель - Молодцы, ребята, справились с этим заданием. Но к
математике прилетел в гости «Воздушный змей». У него неполадки в
системе. Он сказал, что снова взлетит если вы поможете ему подружиться
с цифрами.
На одном хвосте (в середине) прикреплены цифры, надо назвать соседей
этого числа.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, помогли змею подружиться с цифрами.
Обрадовался змей и улетел.
Д/и «Закончи предложение».
Воспитатель: - Ребята, вы так понравились занимательной математике,
что она решила поиграть с вами в интересную игру «Закончи
предложение».
Завтракаем мы утром, а обедаем.
Спим мы ночью, а делаем зарядку.
Солнце светит днем, а луна.
у жинаем мы вечером, а завтракаем.
Дети: «Доброе утро, птицы запели,
Добрые люди, вставайте с постели!
Солнце встает и идет по делам.»
стих. А. Кондратьевой.
Воспитатель: - О какой части суток идет речь в этом стихотворении?
Какие части суток вы знаете?
Сколько всего частей в сутках?
Части суток сменяют друг друга в строгой последовательности.
Пальчиковая игра «Теплый дождик».
Воспитатель: - О каком времени года идет речь в этом стихотворении? Как
вы догадались? (ответы детей).
Работа у доски.
Найдите картинку с изображением весны и прикрепите на ковролине. Какое
сейчас время года?
Весна идет за каким временем года?
А после весны что будет?
А после лета, но перед зимой?
Какое стихотворение мы знаем о временах года?
Дети: «За зимой идет весна.
Скоро будет не до сна.
За весною будет лето -
Не забудем мы про это.
А за летом будет осень,
Хоть ее мы и не просим.
А за осенью зима - заморозит все сама».
Воспитатель: - Времена года чередуются в строгой последовательности и 'Эта
закономерность никогда не нарушается.
Звучит музыка «леса».
Какая чудесная музыка. Это нас приглашают в русскую народную сказку, а
какую, вы узнаете, если угадаете главную героиню сказки: она желтая,
круглая, бывает большая и маленькая.
Дети - желтая, круглая, большая и маленькая бывает. тарелка, колобок,
мячик, шарик.
А может быть это репка?
Восп итатель - В какой сказке говорится про репку?
Дети - Она так и называется «Репка».
Воспитатель - Где жил дед?
Дети - Дед жил в деревне.
Воспитатель - Какой у него был дом? (Большой, крыша треугольная,
стены прямоугольные).
Работа с квадратом Воскобовича.
Около дома был сад и огород.
Что растет в саду? (один ребенок выкладывает фрукты).
Как одним словом назвать все это?
Что растет на огороде? (один ребенок работает у ковролина).
Как одним словом назвать?
Огород у деда большой. Какой формы огород?
Давайте поможем распланировать участок под посадку. (Работа с
квадратным листом, ориентирование на листе бумаги).
Я предлагаю в центре посадить репку. (круг)
в левом верхнем yглy - картофель. (квадрат)
в правом верхнем углу - огурцы. !' (прямоугольник)
в нижнем левом- помидор. (овал)
в нижнем правом- лук. (треугольник)
(Один ребенок работает у доски).
Ребята, а что нужно для того, чтобы репка выросла сочной, большой,
витаминной?
(дети вышли из за стола и встали в круг).
Вхождение а сказку:
1, 2, 3, 4, 5 - вместе мы в кругу опять.
Бу дем дружно мы игра:гь.
В сказу мы хотим попасть.
Бабка: - Дед, сходи на огород и посади что-нибудь на грядке.
Воспитатель - Дед взял лопату, лейку, семена и пошел на огород. Раскопал
яму, посадил семечко, полил водичкой, закопал ямку и говорит.
Дед: - «Расти, расти репка!
Любим мы тебя крепко.
Расти, расти вырастай
Нам веселья прибавляй».
Физкультминутка:
Посадил дед семечко в землю.
Дало семечко росток.
Начал расти росток.
Выросла большая репка.
Радуется репка солнышку.
Тихонько покачивается из стороны в сторону.
Вдруг подул сильный ветер.
Репка начала сильно качаться.
.•
Когда ветер утих репка вздохнула облегченно и успокоилась.
(репка села на стульчик, дети на сои места)
J ребенок работает у доски с палочками Киюзенера.
Воспитатель: - Тут бабка и говорит деду.
Бабка: - Дед, иди посмотри, что на огороде творится?
Воспитатель: - Так дед и сделал. Пришел на огород, увидел репку и ахнул.
Дед: - Вот это репка! Бабка, бабка, на огороде репка выросла.
Бабка: - Ну, рви свою репку.
Дед: - Ах, ты репка, крепкая,
Не играй ты в прятки.
Вылезай ты, репка
Из родимой грядки.
Тяну - потяну
Вытянуть не могу.
Бабка, выходи помочь!
Бабка: - Бегу, бегу, чем смогу, помогу.
Вот это репка!
Внучка: - Бегу, бегу, подскачу, помочь вам всем хочу.
Вот это репка!
Собака Жучка: - Гав, гав, чем смогу помогу.
Вот это репка!
Кошка: - Терпеть репку не могу, а работать помогу.
Вот это репка!
Мышка: - Я мышонок - силачонок репку вытяну спросонок.
Вот это репка!
Вытянули репку, хлопают в ладоши, радуются.
Все -Хоть большая репка,
Хоть сидела крепко.
Да работали мы дружно.
И лентяев нам не нужно.
А теперь мы все и дед
Несем репку на обед.
Каждому достанется и еще останется.
Пальчиконая игра «Апельсин».
Все убегают на свои места. Выходит голодный волк и воет:
Никто меня не любит, никто не пожалеет, даже репку не дали
попробовать. Жадные!
Воспитатель: - Жадным быть - не хорошо!
«Жадным быть - людей не любить!»
«Кто жаден, тот в дружбе не ладен!»
Что же делать?
Дети: - Надо дать кусочек волку!
Воспитатель: - Конечно. Вот и наше путешествие подошло к концу. Что
интересного вы увидели? Что запомнилось? Что понравилось?
А вот и бабушка. Она принесла вам угощение.
«Мы едем, едем, едем
В любимый детский сад.
Он такой хороший,
Он встрече с нами рад».