Оксана Бушмелева
Занятие по математике в подготовительной группе «Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
- формирование у дошкольников элементарных математических представлений посредством игрового занимательного материала.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур;
- совершенствовать умение делить овал на 4 равных части;
- совершенствовать умение самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10;
- совершенствовать умение детей определять время по часам;
- формировать у детей чувство уверенности в своих знаниях.
Развивающие:
Публикация «Занятие по математике в подготовительной группе „Математическое путешествие по сказке „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- «Гуси-Лебеди». Колнспекты занятии по математике, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- развивать познавательные интересы, посредством занимательного материала;
- развивать умение объединять части множества, сравнивать целое и его части на основе счёта;
- развивать общую и мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
- воспитывать положительную мотивацию к обучению;
- воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога;
- воспитывать взаимопомощи и взаимоподдержку.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Презентация по сказке «Гуси-лебеди», магнитная доска, карточки с цифрами и арифметическими знаками, макет часов.
Раздаточный материал. Макеты часов, пирожки бумажные, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с пересекающимися геометрическими фигурами для штриховки, ножницы.
Методы и приемы: игровой прием, художественное слово, показ, объяснение, указание, пояснение, вопросы, поощрение, педагогическая оценка.
Содержание занятия :
1. Вводная часть.
- Ребята, а вы любите слушать сказки? Хорошо! Сегодня я хочу вам рассказать сказку, но сказку не простую, а волшебную, с математическими заданиями. А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова «1, 2, 3 обернись, в сказке окажись». Открываем глаза
- Кто знает как называется сказка? Да, сегодня мы с вами отправляемся путешествовать по сказке «Гуси-лебеди». (Показ слайда №2 к сказке Гуси-лебеди).
2. Основная часть. - Жили были мужик да баба, была у них дочка, да сынок маленький. Дочка, -говорила мать, - мы пойдём на базар, а ты береги братца. Не уходи со двора, будь умницей. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали родители. Посадила она братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу. Заигралась там, загулялась. А в какие игры играла девочка - мы сейчас покажем.
Игра «Воротца»
Двое - ведущие, берутся за руки, образуя воротца, в руках держат цифру 8. Остальные дети берут на столе любую цифру в пределах 10 и ищут пару, чтобы в сумме получилось число 8, указанное на воротцах. Через воротца проходят пары которые правильно составили цифру 8 .
Воспитатель:- Ребята, посмотрите на воротах какая-то цифра, (цифра 8).
- На столе лежат цифры, вам надо взять по одной и найти свою пару, так, чтобы в сумме получилось 8. Через воротца походят пары, которые правильно составили цифру 8.
Воспитатель:- Цифры правильно сложите и в воротца проходите.
Воспитатель:- А сейчас у нас новая игра. Присядьте полукругом, лицом ко мне.
- Ребята, давайте вспомним названия знакомых геометрических фигур и объёмных тел и поиграем в игру «Превращение фигур».
- Я бросаю вам мяч по очереди, и называю геометрическую фигуру или объёмное тело, а вы говорите на какой предмет оно похоже. (Шар, куб, цилиндр, параллелепипед, конус, прямоугольник, круг.)
- Когда наигралась девочка, вспомнила про братца. Побежала она домой. - Дети, помогите мне, что же было дальше?
Дети: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и ответьте мне сколько было гусей.
Два гуся летят над нами, Два других за облаками, Три спустились на ручей… Сколько было всех гусей? (7) (Ответ на слайде №3)
- Проверьте, правильно ли вы ответили на загадку, и сосчитайте сколько гусей унесли братца на слайде.
- Подойдите все к столам, …садитесь.
- Ребята, а что же было дальше в сказке? Бросилась девочка догонять гусей и что же она увидела на своём пути, подскажите мне, что? Печку. (Слайд №4 с печкой)
- Подбежала девочка к печке и просит её : «Печка, печка, скажи куда гуси- лебеди полетели?»
- А печка ей отвечает: - Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу. И не только съешь, а поделись с мамой, папой и братиком.
Игровое упражнение «Раздели пирожок»
- Дети, на сколько частей нужно разделить пирожок? (на 4). - Ребята, а как разделить пирожок на четыре части? Положите пирожок по вертикали и соедините верх и низ пирожка. Разверните. Положите пирожок по горизонтали и соедините верх и низ пирожка. Разверните. Возьмите ножницы и разрежьте пирожок на части.
- Проверьте, правильно ли вы разделили пирожок по слайду. (Слайд №5)
Выполнила девочка задание и сказала ей печка, куда улетели гуси-лебеди. Девочка уже долго искала своего братца, устала, решила немного передохнуть и понаблюдать за движением солнца на небе.
Зрительная гимнастика «Солнышко» (Слайд №6)
- А что же было дальше в сказке?
- Дети: - Бежит девочка, видит стоит яблонька (Слайд №7) и решила она спросить у неё куда гуси-лебеди унесли её братца? А яблонька ей в ответ: - Я скажу куда, если ты решишь мою задачу.
Игровое упражнение «Составим задачу». (На слайде №8 модель задачи)
Воспитатель предлагает детям определить, на какое арифметическое действие будет задача, обосновать свое предположение (- почему вы так думаете, назвать числа, которые будут использоваться в задаче.
- Составьте задачу по модели на слайде.
Дети составляют задачи. Воспитатель выслушивает детей и вместе с ними выбирает задачу для решения. Вызванный ребенок повторяет свою задачу и записывает её решение с помощью цифр и арифметических знаков на магнитной доске. Остальные дети выполняют задание индивидуально и сравнивают решение с образцом на доске.
- Молодцы, ребята, помогли девочке справиться с заданием.
- Побежала девочка дальше и встретилась ей на пути речка с кисельными берегами (слайд №9 с речкой, но чтобы через неё перебраться нужно выполнить задание. Давайте ей поможем. Что же нам надо делать: посмотрим на задание, что приготовила речка, в конверте.
Дидактическая игра «Путаница»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки, и назвать изображенные фигуры. (- На рисунках изображены треугольники, эти треугольники наложены друг на друга.) (Слайд № 10)
- Покажите места пересечения треугольников слева и треугольников справа.
- Заштрихуйте эти места прямыми вертикальными линиями.
- Как называются заштрихованные фигуры?
Дети заштриховывают фигуры, получившиеся при пересечении треугольников, и называют их и проверяют себя по слайду. (Слайд № 11)
- А потом, на полянке девочка встретила пляшущих человечков и решила потанцевать с ними. - Вы, наверное, тоже устали? Ну, тогда все дружно встали. Подойдите все ко мне.
Физкультминутка «Пляшущие человечки» (Физкультминутка на слайде № 12-13).
Дети поочередно смотрят на слайды со схематичными изображениями человечков в различных позах и воспроизводят их.
- Побежала девочка дальше искать своего братца, а на пути у неё тёмный лес и избушка бабы Яги стоит, на крыше сидит сова, и говорит: выполнишь, девочка, моё задание, отдаст тебе Яга братца. (Показ слайда №14)
- Ребята, давайте поможем девочке выполнить задание совы.
Игровое упражнение «Когда сова ложится спать?»
Воспитатель обращает внимание детей на модель часов и спрашивает: «Что это? (Часы.)
Сколько стрелок на часах? (2)
Назовите их. (Часовая и минутная.)
Как отличаются стрелки друг от друга? (По длине и ширине.)
Что показывает короткая и широкая (длинная и узкая) стрелка? (Часы и минуты.)»
Воспитатель предлагает детям установить на часах время в соответствии с содержанием стихотворения:
Соблюдается совой
Распорядок часовой.
Ночью в час — по распорядку
Совы делают зарядку.
Циферблат покажет два —
В магазин спешит сова.
В четыре — вытирает пыль в квартире.
В шесть — она садится есть.
Семь показывают стрелки —
В гости к ней приходят белки.
Не поздней восьми часов —
Совещание у сов.
А в одиннадцать — купанье.
В десять у нее — вязанье,
Как двенадцать бьет часов —
Двери в доме на засов:
В полдень ей пора в кровать.
Любит днем сова поспать.
Дальше все по распорядку:
В час — встает и на зарядку. А. Усачев
Дети устанавливают время на своих макетах часов. Вызванный ребёнок выполняет задание на макете часов на доске и рассказывает о положении стрелок. - Молодцы, правильно справились с заданием, помогли девочке спасти братца. Дверь избушки открылась, взяла девочка братца и побежала, что было сил. Прибежала девочка домой, только посадила она братца, а тут вскоре и папа с мамой вернулись. Вот и собралась вся семья вместе и папа и мама и дочка и сынок, все рады и стали жить поживать, да добра наживать. (Показ слайда № 15) - А теперь наше сказочное путешествие подходит к концу и пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и вместе со мной произнесите заклинание: Мы в сказке побывали, Очень многое узнали, Возвратились мы назад, Детский сад нам очень рад. - Откройте глаза.
3. Подведение итогов:
- Героям какой сказки мы с вами сегодня помогали, ребята? - Какое задание было самым интересным? - Какое задание было сложным? - Какое задание вам показалось самым лёгким?
- Вы молодцы, справились со всеми заданиями – тем самым спасли девочку с братцем от бабы – яги. Путешествие наше закончилось. В благодарность за помощь, девочка прислала вам угощение (корзинку с яблоками).