Ирина Якунина
Занятие по коррекции заикания «Пересказ текста «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
( этап: сопряженно — отраженная речь)
Цель: выработка навыка самоконтроля дыхания, артикуляции, речевых темпа и ритма речи;
• Задачи:
- обучение детей самостоятельному пересказу текста, прочитанного дома; - обогащение и систематизация знаний по теме «Моя семья»;
- закрепление умения составлять предложения по сюжетным картинкам;
- развитие логического мышления;
- развитие у детей чувства ритма, умения сочетать движения со словами;
- развитие мелкой моторики;
- дальнейшее формирование диафрагмального дыхания;
Публикация «Занятие по коррекции заикания „Пересказ текста „Моя семья“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- дальнейшая работа над интонационной выразительностью голоса.
Предварительная работа: чтение и пересказ текста.
Оборудование: индивидуальные зеркала, телевизор, ноутбук, смайлики, полоски «свечи», индивидуальные задания на листах, шкатулка.
Ход занятия.
I.Организационный момент
Рефлексия «Наш дом».
- Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего занятия, мы с вами должны разгадать ребус. (7+я).
- А сейчас прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. Ведь семья – это ваш дом. Давайте составим пожелания вашему дому. Попробуйте себе это представить. Руки над головой пальцы соединены – это крыша идеального дома. Руки скрещены на груди – много тепла в доме, глаза вверх – мир дому. Глаза вниз – покой дому.
II. Основная часть
- Открываем тетради, записываем число и тему занятия
Релаксационное упражнение (№16.)
- Давайте положим ручки на место и выполним релаксационное упражнение, которое называется «Волшебный сон».
Дети сидят в позе покоя. Логопед предлагает им закрыть глаза, объясняет правила игры «Волшебный сон».
- С закрытыми глазами вы внимательно слушает мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!»
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (два раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…засыпают (два раза)
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется. (два раза)
(Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна».)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Громче, быстрее, энергичнее:
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем…
Потянуться! Улыбнуться.
Всем открыть глаза и встать!
Артикуляционные упражнения:
Упражнение №6. «Заборчик» - широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Упражнение №12. «Шишки» - языком в щёчки.
Упражнение №13. «Лошадка» - пощёлкаем языком.
Упражнение №16. «Молоточек» - постучать языком по верхним альвеолам – дддддд.
Беседа «Моя семья»
-Ну а теперь, ребята, вернемся к теме нашего занятия. Как мы назовем одним словом разных людей, которые живут вместе? (семья)
-Давайте, сегодня поговорим о семье, о родных людях. Семья – это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья».
- Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья? (чтобы любили, жалели, хвалили, учили жить).
- Как должны относиться люди друг к другу в семье (дружить, любить, ухаживать, защищать).
-А сейчас отгадайте загадки о членах семьи. Про кого они?
• «Кто вас дети нежно любит? Кто лелеет и голубит.
Не смыкая ночью глаз, кто заботится о вас.
Без сомненья скажем прямо: «Ну, конечно, это.»» (мама)
• «У меня есть верный друг, лучше всех моих подруг.
Дружим мы уже давно. Смотрим мультики, кино.
Свяжет варежки, носки, напечет ватрушек.
Вы ответьте дружно мне. Кто же это?» (бабушка)
• «Руки сильные, большие, и вихры как у меня.
Добрый взгляд и знает много. Если надо станет строгим.
Ну, а вдруг обидит кто-то – на защиту встанет он.
Кто же этот добрый, сильный и отважный человек?» (папа)
• «Кто умеет все на свете – выжигать, строгать, пилить.
Кто поможет вам охотно все, что хочешь смастерить.
У него усы и трубка и морщинки вокруг глаз.
Он, как мама и, как папа очень-очень любит вас» (дедушка)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Задание: определить, кто из этих людей не является родственником?
- мама, соседка, бабушка, сестра;
- сын, подруга, дочь, мама;
- дворник, брат, папа, дедушка;
- дедушка, сын, водитель, отец.
А теперь запишем в тетрадях, наших любимых родственников.
Упражнение «Назови ласково»
- Давайте назовем ласково наших родственников (устно).
Дидактическое упражнение «Хорошо- плохо» (сюжетные картинки).
-Следующее задание называется «Хорошо- плохо». Мы с вами будем беседовать по картинкам.. Если члены семьи на картинке ведут себя хорошо, показываем веселый смайлик, если плохо – грустный смайлик.
1.«Мы должны беречь друг друга» (Кто ухаживает за больной мамочкой? (младший ребенок) Как он это делает).
2.«Рядом или вместе?» (Почему никто не замечает, что маме тяжело нести сумки и малыша? Что бы вы хотели изменить в содержании этой картины).
3.«Бабушка и дедушка на заслуженном отдыхе» (Что делает бабушка? Какое у нее настроение? В каком возрасте люди уходят на заслуженный отдых).
4.«Порядок или беспорядок» (Как вы думаете, почему дети не хотят навести порядок в комнате? А вы, ребята, убираете за собой свои вещи, книги, игрушки? У кого дома всегда порядок в вещах? Кто любит трудиться и помогать взрослым).
5.«Я учусь у бабушки» (Что делают бабушка и внучка? Как внучка помогает бабушке? Чему бабушка научила внучку? (кроить) Пригодятся ли ей эти умения в жизни)
6.«Как хорошо играть всем вместе» (Вам понравилась семейная игра? Она называется «Твистер», ее очень любят и взрослые и дети).
7.«Для меня или для всех» (Как поступает мальчик? Могут ли родители покупать своим детям все, что те захотят? Что следует покупать в первую очередь: игрушки, сладости или продукты на обед для всей семьи).
8.«Я учусь у дедушки» (Что делают внучек и дедушка? Дедушка учит внука трудиться. Сможет ли мальчик в следующий раз самостоятельно починить велосипед? А что вы делаете вместе со своими дедушками).
Релаксационное упражнение
Упр. «Полоскание белья» - снятие мышечного напряжения, сочетание движений со словами.
- Ребята, я думаю, вы любите своих родителей и всегда помогаете им. Давайте поможем маме прополоскать белье.
Выполняется стоя. Наклониться вперед и опустить руки. Руки расслаблены, в них нет напряжения. Раскачивать корпус в стороны, покачивать расслабленными руками, потряхивать кистями рук. Повторить несколько раз упражнение.
Маму я свою люблю.
Я всегда ей помогу.
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отрясаю.
Физкультминутка (видео)
Упражнения по формированию диафрагмального выдоха
Упр. «Задуй свечу» - (полоска бумаги).
- Ребята, вы вместе со своей семьей отмечаете праздники. И, конечно, все любят отмечать День рождения, когда дарят подарки, приносят торт со свечами. Давайте потренируемся задувать свечи.
Дети держат полоску бумаги на расстоянии около 10 см. от губ. Медленно и тихо подуть на свечу так, чтобы пламя свечи отклонилось.
- Ребята, кто знает какой праздник мы будем скоро отмечать (ответы детей).
- Посмотрите, пожалуйста, на доску (картина «День матери»). Кого поздравляют с праздником? Какое настроение у семьи?
Упр. «Остуди горячий чай»
Упражнение №17. «Остуди горячий чай» - после максимального выдоха делаем вдох и дуем на воображаемое блюдце с горячим чаем. Щёки не надуваем. Упражнение выполнять без напряжения.
Упражнения для работы над голосом.
Упр. «Позови родителей» - работа над интонационной выразительностью голоса.
- Произнести слово “Мама” с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу с различной интонацией.
Упр. «Баюкаем маленькую сестренку»
Упражнение №12. «Баюкаем сестренку» - тянем А – а –а –а – а (и наоборот). Произносится тихо и громко.
Упр. «У дедушки болят зубы»
Упражнение №13. «Болят зубы» - тянем О – о - о –о- о (и наоборот). Звук произносится тихо и громко.
Упражнение на развития мелкой моторики:
Задание: обвести по контуру «сказочные домики»
Пересказ текста, прочитанного дома.
Как Маша стала большой
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Ничего не получилось, только смеялись над ней и подшучивали.
Один раз как-то Маша задумала пол подмести. И подмела, да так хорошо подмела, что даже мама удивилась.
-«Машенька, да неужели ты у нас большая становишься?»
А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо – насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
-«Мы и не заметил, как у нас Марья выросла. Не только пол метет, но и посуду моет».
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без прически, без бус, без часов. Не они, видно, маленьких большими делает.
Вопросы:
1. Что сделала Маша, чтобы казаться взрослее?
2. Что из этого вышло?
3. Когда родители заметили, что Маша повзрослела?
4. Что сказал отец?
5. Какие поступки делают нас взрослыми?
- Ребята, а сейчас, я предлагаю вам выполнить следующее задание: вам нужно обвести по контуру и раскрасить свои домики. Сделать это аккуратно, с любовью. Представьте, что в этом домике живет ваша семья.
III. Заключительная часть
- Ребята, сегодня я принесла для вас волшебную шкатулочку, давайте напишем пожелания нашей семье, нашему дому!
Дети пишут пожелания и складывают их в «волшебную» шкатулку.
- Ребята, вы все сегодня старались, дружно работали.
Домашнее задание: нарисовать свою семью.