Галина Бандурина
Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Счет до четырех. Число и цифра 4»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ ЦРР детского сада №2507
Тема: СЧЁТ ДО ЧЕТЫРЁХ. ЧИСЛО И ЦИФРА 4.
Цель:
1) сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырёх, соот-носить цифру 4 с количеством;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоление затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения спо-собом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить счётные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счёт и составление пар, умение видеть и продолжать закономерность чередование фигур, отличающихся цветом;
Публикация «Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе „Счет до четырех, Число и цифра 4“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способно-сти, формировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: Карточка с изо «орнамента».
Раздаточный: 4 котёнка: серый, белый, чёрный, рыжий; 4 круга – блюдца; карточка с цифрой 4 на каждого ребёнка и с цифрами от 1 до 6 по 3 штуки; тарелочки, на которых лежат треугольники – бантики от 1 до 4; листы для посылки на каждого ребёнка
Накануне занятия надо прочитать детям сказку В. Сутеева "Три котёнка"
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность
Воспитатель собирает детей около фланелеграфа и предлагает им вспомнить сказку В. Сутеева "Три котёнка. "
- Понравилась вам эта сказка?
- Хотите снова встретиться с этими котятами?
2. Актуализация знаний.
2.1 Игра "Накормим котёнка"
Дидактические задачи:
1) актуализировать счёт до трёх, сравнение групп предметов по количеству с помо-щью составления пар и пересчётом, сравнение предметов по цвету;
2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение.
Дети садятся по 4 человека садятся за столы, на которых лежат изображения котят разного цвета (чёрный, белый и серый) и по три кружочка (блюдца) на каждого.
Воспитатель предлагает каждому взять по одному котёнку разного цвета.
Дети выполняют задание, воспитатель ненавязчиво контролирует выполнение зада-ния детьми.
- Чем отличаются котята? (цветом)
- Покажите белого котёнка. Все нашли белого котёнка? (Да.)
-Покажите чёрного котёнка. Все нашли чёрного котёнка? (Да)
- Какого цвета котёнка мы ещё не называли? (Серого) Покажите серого котёнка.
-Молодцы!
Детям предлагается посчитать котят. (Дети самостоятельно пересчитывают котят пальчиком, проговаривая при этом: один, два, три - всего три котёнка)
- Сколько у вас котят? (3)
-Ребята, что любят котята лакать? (Молочко)
Детям предлагается взять кружочки-блюдечки, налить в них молочко и угостить ко-тят.
-Сколько блюдечек надо вам взять? (3)
-Почему? (Потому что 3 котёнка)
Дети самостоятельно выполняют задание.
- Всех котят накормили? (Да)
- По сколько у нас котят и блюдечек? (По три- поровну)
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1 Игра "Накормим котёнка" продолжение
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 4, счёта до четырёх;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и пони-мание его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логиче-ское мышление.
Далее воспитатель сообщает детям, что пришёл ещё один котёнок и раздаёт детям по одному рыжему котёнку.
- Какой котёнок пришёл? (Рыжий)
- Сосчитайте, сколько всего у нас котят?
Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого котёнка: один, два, три. После этого некоторые дети могут сбиться, так как ещё не знают счёта до четырёх. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?
- Сумели ли вы сосчитать котят? (Нет)
- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как считать дальше.)
4. Открытие нового знания.
4.1 Игра «Накормим котёнка» (окончание)
Дидактические задачи:
1) Закрепить представление детей об образовании последующего числа из предыду-щего, сформировать представление о числе четыре умении считать до четырёх, срав-нивать и уравнивать численность групп, состоящих из четырёх предметов;
2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение о обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
- Кто знает, какое число следует при счёте за числом три?
Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей, подбадривает тех, кто их высказывает, создаёт доброжелательную творческую атмосферу. Если в ответах детей появились правильные версии, то воспитатель хвалит детей.
- Молодцы! Вы нам очень помогли!
Затем он просит всех детей посчитать до четырёх. Дети считают хором, согласовы-вая числительные с существительными: один котёнок, два котёнка, три котёнка, четы-ре котёнка. Всего четыре котёнка.
Если же никто из детей не ответит, можно закрепить с ними способ преодоления за-труднения «спросить у того, кто знает»:
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочется узнать? (Надо спро-сить у того, кто знает)
После вопроса детей, Воспитатель подводит итог: при счёте за числом3 идёт число 4.
- Как получилось 4 котёнка? (Было три, пришёл ещё один)
- Поровну ли теперь котят и блюдечек? (Нет)
- Чего больше? (Котят больше, а блюдец меньше)
- Что нужно сделать, чтобы их было поровну? (Надо добавить блюдце или убрать одного котёнка)
Воспитатель кладёт на столы дополнительные кружочки. Дети должны взять по од-ному кружочку и уравнять группы котят и блюдец.
- Сколько блюдец?
Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счёта до четырёх: при счёте до четырёх надо дотрагиваться до каждого предмета один раз приговаривая: один, два, три, четыре. Затем надо обвести все предметы рукой и сказать: «Всего четыре предме-та».
- Как получилось 4 блюдца? (Было три, принесли ещё одно, стало 4)
- Сколько котят? (Тоже 4)
Котят – 4, блюдец 4. Делается вывод: четыре и четыре – поровну.
5. Затруднение в игровой ситуации.
5.1 Игра «Весёлые котята»
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Наелись котята и решили пойти погулять. Воспитатель предлагает детям встать и отправиться на прогулку.
- Что котята любят делать на улице? (Прыгать, бегать, играть в мячик, ловить мышку, бантик)
- Совершенно верно. Превращаемся в котят и занимаемся любимым делом.
Играет фонограмма весёлой мелодии.
5.2 Игра «Посылка для бабушки»
Дидактические задачи:
1) Создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 4;
2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и пони-мание его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логиче-ское мышление.
Дети садятся на свои места. Воспитатель кладёт на столы карточки с цифрами от 1 до 6, причём карточек с цифрой 4 столько же, сколько детей. Каждому ребёнку даётся чистый лист. Это коробка.
- Ребята, как вы думаете, где котятам будет лучше в тесной квартире или у бабушки на даче? (У бабушки на даче)
- А почему?) Правильно! Свежий воздух, есть где побегать …. Давайте наших ко-тят тоже отвезём к бабушке на свежий воздух! (Давайте) Но вот беда, у бабушки нет блюдец для котят. Из чего же она будет их кормить? (ответы детей).
Воспитатель выслушивает все ответы детей и предлагает упаковать наши блюдца в коробку и отправить бабушке.
- Возьмите вот столько (1) блюдец и аккуратно положите в коробку, чтобы оно не разбилось. Дети дерут один круг и кладут его на лист – «в коробку».
- Возьмите вот столько (3) блюдец.
- Сколько всего блюдец вы положили в коробку? (Четыре)
Воспитатель предлагает детям закрыть коробку крышкой и заколотить её. Ребята, перед тем, как нести коробку на почту необходимо записать, сколько же в ней блюдец. Возьмите цифру 4 и прикрепите на коробке. Возникает затруднение.
- Смогли вы выполнить задание? (Нет)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записывается число четыре)
6. Преодоление затруднения.
6.1 Игра «Посылка для бабушки» (Окончание)
Дидактические задачи:
1) познакомить детей с цифрой 4;
2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто зна-ет»;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочется узнать? (Надо спро-сить у того, кто знает)
После вопроса детей воспитатель показывает им цифру 4.
- Это значок говорит о том, что предметов четыре.
Дети выбирают из цифр, лежащих на столе, цифру 4 и кладут её на лист (крышку посылки)
7. Включение нового знания в систему знаний.
7.1. Игра «Поход в магазин»
Дидактические задачи: закрепить счёт до четырёх, умение соотносить цифру 4 с количеством.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, давайте сделаем нашим котятам подарок?
Каждый ребёнок получает карточку, на которой написана цифра 4.
На столах стоят тарелочки, на которых лежат треугольники (бантики) от1 до 4, при-чём тарелок с 4-мя бантиками столько же, сколько детей. Дети должны подойти к сто-лам и выбрать тарелочку с тем кол-вом треугольников (бантиков, которое показывает находящаяся в руках цифра – цифра 4.
После проверки задания воспитатель предлагает детям встать в пару с тем, у кого «бантики» другого цвета. На группу из 14 детей должно быть по 7 тарелок с «бантика-ми» двух цветов, например, зелёным и синим.
7.2. Игра «Собери бусы»
Дидактические задачи: развивать внимание, мыслительные операции, умение работать в паре, видеть и продолжать закономерность чередования цвета.
Дети садятся за столы парами. Воспитатель предлагает им «бантики» собрать на ниточку и сделать котятам бусы.
На фланелеграфе он выставляет карточку на которой нарисовано начало «орнамен-та», например: синий, зелёный, синий, зелёный. Дети должны вдвоём выложить такой же «орнамент» и продолжить его.
Для проверки задания можно предложить детям проговорить «узор».
Дети называют цвет «бантика» хором, дотрагиваясь пальцем до каждого.
- Сколько на ваших бусах синих (зелёных) «бантиков»? (Четыре)
8. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Кого мы с вами сегодня кормили?
- Смогли мы послать бабушке посылку?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до 4 или не знали, как пишется цифра 4, то мы бы не смогли накормить рыжего котёнка и послать бабушке посылку.