елена ефремова
«Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок». Занятие по финансовой грамотности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детей
старшего дошкольного возраста «Сказка ложь,да в ней намёк - добрым молодцам урок»
Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета, познакомить детей с пословицами и поговорками из народной мудрости о финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с финансовыми терминами «банк», «деньги», «потребности».
Формировать умение правильно распределять свой бюджет.
Формировать нравственные понятия - бережливость, честность, экономность, щедрость. Способствовать правильному поведению в реальных жизненных ситуациях (покупка продуктов, рассчитать бюджет и т. д.).
Развивающие:
Развивать экономическое мышление и математические способности.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к труду взрослых.
Материалы: денежные купюры, монеты, картинки с героями сказок,муляжи продуктов.
Ожидаемые результаты: в результате использованного материала, дети узнают, что деньги нужно хранить в банке. Смогут составлять бюджет исходя из полученных средств, а также совершать покупки.
Ход занятия:
Воспитатель.
-Ребята, предлагаю всем поздороваться ладошками: кладем ладошка на ладошку своего друга – это нужно для хорошего настроения. А чтобы день был удачным и, чтобы все наши мечты осуществились, повторяем волшебные слова:
«Мы ребята – просто класс! Всё получится у нас». Ну, что ж похлопайте себе и пройдите к столам.
Воспитатель.
-У меня есть красивая коробочка. Интересно, что в ней? (Ответы детей) .
-Отгадайте загадку: «Бывают они медные, блестящие, бумажные
Но для любого из людей, поверьте, очень важные». Что это? /деньги/
-Правильно ребята, это деньги.
-А как называются металлические деньги? (Ответы детей – монеты)
-А какие еще бывают деньги? (Ответы детей - бумажные)
-И как ещё бумажные называются? (Ответы детей – купюры, банкноты)Да. Бумажные деньги называются купюры или банкноты, а металлические деньги называют монетами.
Воспитатель:
-А давайте с вами посмотрим есть ли в нашей коробочке купюры (Воспитатель достает из коробки бумажные деньги, рассматривает купюры вместе с детьми отмечают их сходства и отличия)
-А что такое деньги?Ответы детей : (Это то, на что мы покупаем товары в магазине)
Воспитатель:
-Откуда их берут? / деньги -особый товар, с помощью которого человек может что-то приобрести; получают деньги за добросовестный труд, за качество труда/
-Ребята, как вы понимаете пословицу «без нужды живет тот, кто деньги бережет»? И что такое «нужда»? /нужда- большой недостаток чего-либо необходимого/ /свободные ответы детей/
-Что значит слово «беречь»? / сохранить, не потерять/
-Почему люди порой откладывают и сберегают деньги, как говорится «впрок»? /чтобы реализовать многие мечты, пережить самое трудное время…/
А как по другому можно сказать,для чего нужны деньги/ для удовлетворения потребностей/
-Значение слова «потребность» происходит от слова «требуется», тогда «потребности – это то,без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь».
-А как называется учреждение, в котором можно не только сохранить деньги, но и преумножить? /банк/
Дети: В банке.
Воспитатель:
-А в какой такой банке стеклянной или пластмассовой?
- Банк, это специальный дом, где хранятся деньги. Люди идут в банк и отдают свои деньги, они там лежат. За то, что они хранятся в банке некоторое время, деньги прибавляются за счет процентов. Их становится больше.
Воспитатель:
-Деньги нужны нам всем. Без них мы не можем прожить. Ваши родители с помощью денег оплачивают различные услуги, покупают вещи, отправляются в путешествие. И для этого нам нужны деньги.
- А все ли мы можем купить в магазине?
Я буду называть вещи, предметы,а вы мне в ответ «Да» - если мы можем купить это в магазине, «Нет» - если не можем купить.
Купить мы море можем …. (Нет)
А куклу и машинки. (Да)
А лес густой и ветерок конечно …. (Нет)
Но шоколадку творожок конечно …. (Да)
Вот солнце светит, мы его купить смогли бы …. (Нет)
А платье новое и сапоги купить смогли бы ….(Да)
-Хорошо. Молодцы. Только мне кажется что в нашей коробке еще что то осталось. (Трясет коробку и достает большую золотую монетку)
-Ребята, посмотрите какая интересная монета. А как вы думаете она настоящая?
Дети: Нет.
Воспитатель:
-А может это монета из какой -то сказки? (Ответы детей «Муха –цокотуха»)
Воспитатель:
-А какие вы знаете ещё сказки, где говорится про деньги.
На столе выложены картинки с героями сказок. Дети выбирают картинки.
Дети: (возможные ответы) Муха-цокотуха, Золотой ключик, Кот в сапогах, Золотая Антилопа.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте)
Будем денежки считать (сжимают и разжимают пальцы)
Один и два куплю кровать
Три четыре, чтоб продукты нам купить (разжимают пальцы по одному)
Пять об одежде не забыть (пальцем грозим)
Вот мы и посчитали.
Воспитатель:
-Я хочу вам рассказать о двух мышатах, одного звали Умник, другого – Торопыжка. Пока они были маленькими,то жили с родителями. Но время шло и стали мышата большими. И пришло время жить самостоятельно. Для этого мышатам необходимо было купить домик для проживания. / на доске – изображены три домика: очень большой, очень старый и маленький аккуратный домик. Первый по цене – 3монетки, второй – 1 монетка, третий-2 монетки/ Как вы думаете, какой домик выбрал Умник? А Торопыжка? /свободные ответы детей/
-Торопыжка, конечно, выбрал самый дешевый и прогадал – в старом домике протекала крыша, появились расходы на ремонт… А Умник – хорошо подумал и взял маленький, старый аккуратный домик. Почему -O- / большой ему одному не нужен, а денег на него потратит много/
-Когда у мышат забурчали животики, они вспомнили ещё про одну жизненно важную потребность, какую? / потребность в еде/. Взяли мышата по монетке и пошли в магазин. / на столе картинки разных продуктов, дети наполняют корзину Умника и Торопыжки. У Умника – крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Торопыжки много разных сладостей.
-а что бы купили вы? /свободные ответы/
-Ребята, давайте сами запомним и мышатам подскажем правила обращения с деньгами:
экономно распоряжаться деньгами
потраченные средства уже не вернешь
в первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности
невозможно иметь все, что хочешь
деньги можно накопить или потратить.
-Давайте подумаем, почему иногда, когда вы просите у мамы что-нибудь купить, она не покупает? /ответы детей/
-Верно, если каждый день что-то покупать, потребуется очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет. Давайте и мы с вами попробуем помочь родителям распределить бюджет по потребностям /дети на своих листочках «потребности и желания» обводят картинки, на которых изображено то, без чего человек не может прожить.
Воспитатель:
-Вот и подошло наше занятие к концу!
Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что такое деньги? Какие бывают деньги? Для чего они нужны? (Ответы детей)
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланье –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!