Елена Ковтун
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе детей с ТНР на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТНР «СОЛНЫШКО»
на тему: «Зима».
учителя-логопеда Ковтун Елены Михайловны
государственного казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2
«Золотой ключик»
г. Минеральные Воды, Ставропольского края
Дата проведения: 07.12.2023 г.
Тема: «Зима».
Программное содержание:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе детей с ТНР на тему „Зима“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивать лексический состав языка, формировать умение детей употреблять в речи слова-антонимы. Развивать связную речь детей, формировать умение пересказывать текст по стимульным картинкам. Работать над формированием слоговой структуры слова (трех-сложное слово с одним закрытым слогом). Расширять и уточнять словарь по теме «Зима». Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренные слов, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами). Развивать общие речевые навыки, мышление (классификация по функциональным признакам, координацию речи с движением, силу голоса, зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику. Формировать направленную воздушную струю. Совершенствовать навык слогового чтения. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: предметные картинки, бутылочки с тертым пенопластом, коктейльные трубочки, игра «Узнай по частям», мяч, карточки с предметными картинками по количеству детей, снежинки, стимульные картинки для пересказа, снежки со слогами, кроссворд.
Предварительная работа: Разучивание упражнения «Снеговик», пальчиковой гимнастики «Снежинки», пересказ сказок и рассказов на индивидуальных занятиях.
Словарная работа: снежинка, снеговик, Снегурочка, снег, снежок, снегопад, снегоход, подснежник, снежная, заснеженный, вьюга, метель, буран.
Индивидуальная работа: с Женей, Сашей, Андреем – развивать умение пересказывать тексты по стимульным картинкам.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Доброе утро! Сегодня мы продолжаем разговор и зиме. Рассмотрите и назовите картинки.
Дети. Снежинка. Снеговик. Снегурочка. Снежок.
- Вы правильно назвали картинки. Подумайте, от какого слова образованы слова снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок.
Дети. Эти слова образованы от слова снег.
- Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.
- Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега? (Подснежники).
- Какую бабу слепили из снега? (Снежную).
- Каким станет парк, если его занесет снегом? (Заснеженным).
- Когда падает снег, как мы это называем? (Снегопад).
- Как называется машина, которая ходит по снегу? (Снегоход).
2. Упражнение «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.
Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,
дотрагиваются до носа, встают прямо,
как бы держат воображаемую метлу.
Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.
Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.
3. Упражнение «Вьюга».
Логопед предлагает детям взять пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. На крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.
Логопед. Дети, а сейчас отгадайте загадку:
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Дети. Это вьюга.
- Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек. Вот так.
4. Игра «Вьюга».
Логопед помещает на нее картину с изображением вьюжного зимнего дня.
- А, сейчас, давайте присядем за столы и рассмотрим картину.
-Эта картина называется «Вьюга». Что такое вьюга? Как можно назвать вьюгу по-другому?
Дети. Метель, буран, сильный ветер со снегом.
- Предлагаю вам поиграть в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, как я буду поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.
Логопед медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой.
5. Упражнение «Узнай по частям».
Логопед помещает на наборное полотно картонку с изображением частей снеговика.
- Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части?
Дети. Снеговик.
- Почему вы так думаете?
-Еще раз четко произнесем это слово по слогам и прохлопаем его. На ударный, самый «сильный» слог топнем ногой.
Дети. Сне-го-вик.
- Возьмите по одной коробочке с частями и попробуйте сделать каждый своего снеговика. Дети собирают снеговиков. Они отличаются друг от друга размерами.
- У вас получились одинаковые снеговики.
Дети. Нет. Разные. Большие и маленькие.
6. Упражнение «Большие и маленькие».
- Я буду говорить, что есть у больших снеговиков, а вы будете говорить про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково. Например, у больших снеговиков красные носы, а у маленьких снеговиков красненькие носики. У больших снеговиков черные глаза.
Д е т и. У маленьких снеговиков черненькие глазки.
- У больших снеговиков лохматые метлы.
Дети. У маленьких снеговиков лохматенкие метелочки.
- У больших снеговиков большие ведра.
Дети. У маленьких снеговиков маленькие ведёрки.
7. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой
ловлю. руки, начиная с указательного, поо ладони
правой руки.
Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой
и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ладони
левой руки.
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —
В ладошке вода, разжать.
Куда же исчезли снежинки? На первый вопрос сжать кулаки, на
второй — разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. Мелкие потряхивания расслабленны-
Как видно, ладошки мои горячи, ми ладонями.
8. Упражнение «Снегопад».
-А, теперь игра «Снегопад». Рассмотрите картинки у себя на карточке и закройте снежинками те картинки, которые не имеют отношения к зиме. Дети самостоятельно выполняют задание.
-Теперь обратите внимание на то, что на ваших карточках нарисованы зимующие птицы. Давайте послушаем рассказ о них.
9. Пересказ по стимульным картинкам.
Логопед: Пришла холодная, снежная зима. Снег лежит на земле, на деревьях, на дороге, на домах. Птицы не могут найти под снегом корм. Дети решили помочь птицам. Они смастерили большую кормушку. Дети повесили кормушку на дерево. Дети насыпали в кормушку крошки, зерна, сушеные ягоды, подвесили несоленое сало. К кормушке прилетели воробьи, снегири, синицы. Воробьи клевали зерна. Снегири лакомились ягодами. Синицы угощались салом. Птицы наклевались вкусного корма и запели веселые песенки.
Вопросы: Какое время года наступило? Где лежит снег? Что сделали дети? Что насыпали дети в кормушку? Какие птицы прилетели к кормушке? Что клевали птицы? Что сделали птицы потом?
Повторное чтение текста логопедом.
Предложить детям самостоятельно пересказать текст по стимульным картинкам.
10. Упражнение «Снежки». Логопед прикрепляет половинки бумажных кружков с слогами: ва, та, ва, гон, Ви, ка, Во, ва.
-Вот какие у меня есть снежки, но они разломились ил половинки. Вы должны собрать снежки так, чтобы на них получились слова, и прочитать их. Вика, Вова, вата, вагон.
11. Разгадывание кроссворда.
Логопед: А, сейчас давайте разгадаем кроссворд. Определите первый звук в названии картинки. А я запишу букву, которая обозначает этот звук, и мы узнаем имя сказочного зимнего персонажа. Дети поочереди называют картинку и определяют первый звук в названии картинки. (СНЕГУРОЧКА)
12. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Дети проходят на коврик и образуют круг. Логопед берет в руки мяч.
- Я буду говорить о части большого снеговика, какая она, а вы будете подбирать слово-«наоборот» про такую же часть маленького снеговика. Во время выполнения упражнения будем перебрасывать друг другу мяч. Длинный нос.
1–й ребенок. Короткий нос.
- Широкий шарф.
2-й ребенок. Узкий шарф.
- Большое ведро.
3-й ребенок. Маленькое ведро.
- Высокий снеговик.
4-й ребенок. Низкий снеговик.
13. Подведение итогов занятия.
Анализ деятельности детей. Чем сегодня занимались? Что нового узнали? Что особенно понравилось? Кто был сегодня лучшим?