Юлия Лобачева
Занятие по развитию речи «Путешествие по сказке Гуси-Лебеди» для старшей логопедической группы
Тема: «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»
Цели: закреплять навыки образования относительных прилагательных, образования новых слов с помощью суффиксов, слов-антонимов и использовать их в речи; продолжать учить детей составлять загадки методом перечисления признаков предмета, уточнять и активизировать словарь по лексическим темам: «Деревья», «Продукты питания»; развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание, внимание, память и мышление.
Публикация «Занятие по развитию речи „Путешествие по сказке Гуси-Лебеди“ для старшей логопедической группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Оборудование: сюжетные картинки по сказке «Гуси-лебеди», контейнеры с крупами, картонные изображения пирожков с разной начинкой, предметные картинки с изображением веток деревьев, парные картинки для игры.
Предварительная работа: чтение и беседа по сказке «Гуси-лебеди», разучивание минуток отдыха, пальчиковой гимнастики.
1. Организационный момент:
Логопед: Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в сказку.
Мы входим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели вправо, влево
Наклонились и присели
И на стулья тихо сели.
2. Основная часть:
Логопед: И вот мы в сказке (на мольберте - первая картинка). Как называется эта сказка? Вспомним, что произошло в начале сказки?
Дети: Отец с матерью отправились на базар. Дома остались старшая дочь и младший сын. Родители наказали дочери присматривать за братом.
Логопед: Машенька посадила братца на травке под окошком, а сама побежала гулять с подружками. Ванечка сидел и играл со своей любимой игрушкой лошадкой (картинка 2).
Артикуляционное упражнение «Лошадка».
- Какая это лошадка по материалу? (деревянная).
- А что же было дальше?
Дети: Девочка заигралась с подружками и не увидела, как братца гуси-лебеди к Бабе Яге в темный лес унесли (картинка 3).
Логопед: Отправилась Маша искать Ванечку в лес. В лесу она громко кричала (артикуляцией показать АУ).
- Что же кричала девочка?
- Давайте ей поможем Машеньке отыскать братца.
- Сначала крикнем громко ААААУУУУ!
- А теперь шепотом ААААУУУУ!
Игра «Большой – маленький»
Логопед: Что же было дальше?
Дети: Шла девочка по лесу, увидела избушку на курьих ножках. Зашла туда и увидела Бабу Ягу и своего братца (картинка 4).
Логопед:
- Давайте сравним Ваню и Бабу Ягу: (артикуляционные упражнения)
• У Ванечки щечки пухлые (упр-е «Толстячки», а у Бабы Яги худые (упр-е «Худышки»)
• Ваня дразнил Бабу Ягу (упр-е «Болтушка»)
• У Вани маленькие глазки, а у Бабы Яги – большие глазищи
• У Вани маленький носик, а у Бабы Яги – большой носище
• У Вани маленькие зубки, а у Бабы Яги – большие зубищи
• У Вани маленькие ручки, а у Бабы Яги – большие ручищи
Логопед: Что же было дальше? Куда ушла Баба Яга? (топить баню)
- Машенька увидела у Бабы Яги в избе шкатулку, открыла ее и все рассыпала. В ней оказались картинки. Давайте поможем Маше их собрать (подходят к столу с картинками). К каждой картинке подберите пару и скажите, что без чего не используют.
Игра «Что без чего не используют?»
Картинки:
Первая группа: замок, иголка, пуговица, подушка, одеяло, клюшка, барабан, лодка, весы, пушка, письмо, телевизор.
Вторая группа: ключ, нитки, петля, наволочка, пододеяльник, шайба, барабанные палочки, весла, гири, ядро, конверт, антенна.
Дети: Иголку не используют без нитки и т. д.
Логопед: У девочки в сказке тоже были помощники. Вот одна из них - мышка (картинка 5).
Пальчиковая гимнастика «Горшок»
Под крышкой сомкнуть пальцы, ладонь вниз
Маленький горшок прижать к ладони кулак другой руки
Открыли крышку поднимаем ладонь вверх
Мышка - скок! резко поднимаем вверх большой палец.
Игра «Варим кашу»
Логопед: Девочка угощала мышку кашей. Какую кашу для мышки вы сможете приготовить из этих круп? (на столах контейнеры с различными крупами)
Дети: У меня гречневая крупа. Я приготовлю гречневую кашу, т. д.
Словарь: манная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная, перловая, ячневая, геркулесовая.
- А какая каша тебе нравится больше всего? (вопрос к детям, у которых нет контейнеров с крупой)
Игра «Загадка»
Логопед: Как вы думаете, в чем девочка подавала кашу мышке?
Дети: В тарелке.
— Ребята, сейчас мы придумаем загадку про тарелку. Давайте расскажем, какие бывают тарелки.
— Круглые, большие, маленькие, красивые, фарфоровые, чистые, грязные, полные, пустые, глубокие, мелкие.
— Значит, тарелки бывают разные. Подберите к слову РАЗНАЯ рифму из тех слов, что вы назвали.
— Разная — (дети) грязная.
— Теперь нам надо выбрать слова-признаки с противоположным значением.
— Чистые — (дети) грязные, полные — (дети) пустые, глубокие — (дети) мелкие.
— Давайте, ребята, составим загадку про одну тарелку в стихотворной форме так, как будто тарелка сама про себя рассказывает, какая она бывает.
— Я бываю разная:
Чистая и грязная,
Полная и пустая,
Глубокая и мелкая,
И зовусь тарелкою.
Дети повторяют хором и 1-2 ребенка индивидуально.
Логопед: Пока мышка отвлекала Бабу Ягу, девочка схватила братца и домой побежала. А тут гуси-лебеди ее догоняют.
Логопед: Чуть не догнали лебеди девочку, а тут молочная река, кисельные берега (картинка 6)
В реке рыбки плещутся, уточки плавают (артикуляционные упражнения «Рыбки», «Уточки»).
Игра «Нелепицы»
Логопед. Попросила девочка речку спрятать ее, а речка ответила, что поможет ей, если мы с вами придумаем разные нелепицы и скажем, какой еще может быть сказочная река и ее берега.
Если речка из дерева, то она (какая)
Если берега из железа, то они (какие)
Речка из масла (какая)
Речка из муки (какая)
Берега из шелка (какие, т. д.
Логопед: Молодцы, ребята, рассмешили речку и она спрятала наших героев, гуси не заметили их и дальше полетели, а девочка с братцем домой побежали. Вдруг лебеди развернулись, и увидели беглецов. Вот-вот догонят. А тут яблонька. Встаньте в круг
Упражнение на растяжку «Дерево».
Сидя на корточках, спрятать голову в колени, затем колени обхватить руками. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, поднять руки вверх. Затем нужно напрячь мышцы тела и потянуться.
Подул ветер (вдох носом, медленный выдох ртом, дети раскачивают тело.
Игра «Назови веточку» (картинки на столе у доски)
Логопед: Яблонька поможет девочке, если вы узнаете и правильно назовете веточки с других деревьев (на столах индивидуальные картинки, которые потом выставляются на доску).
Дети: У меня кленовая веточка. У меня дубовая веточка, т. д.
Логопед: Почти добежала девочка до дома, но гуси-лебеди совсем рядом. Увидела девочка печку.
Пальчиковая гимнастика «Стоит лес»
Стоит лес руки, согнутые в локтях, подняты вверх
В лесу изба руки «домиком»
В избе печь правую руку опустить горизонтально
В печи горшок левую руку, сжатую в кулак, подставляем под правую
В горшке опара, опара правой ладонью выполняем круговые движения
Начинай сначала упражнение начинается снова в более быстром темпе.
Игра «Пирожок с начинкой» (пирожки на подносе)
Логопед: Печка спрячет девочку с братцем, если вы скажете, с какой начинкой пирожок достался вам.
Дети: У меня пирожок с яблочной начинкой. У меня пирожок с вишневой начинкой, и т. д.
Итог:
Логопед: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Спрятала печка наших героев, а лебеди обратно улетели. Помогли вы девочке спасти своего братца и вовремя домой вернуться. Вот и наше путешествие по сказке закончилось. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей)