Ковальчук Людмила
Конспект занятия «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме : «Домашние птицы»
Цель:
-активизировать словарный запас детей по теме «Домашние птицы».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия „Домашние птицы“» размещена в разделах
- активизировать словарь по теме «Домашние птицы» (домашние птицы : курица, петух, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, утка, селезень, утенок, птичница, птичий двор, ухаживать, водоплавающие, яйцо, перья);
-формировать у детей знания и представления о домашних птицах, цикле их развития и среде обитания;
- совершенствовать навык составления предложений и коротких рассказов;
- формировать умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные и прилагательные от основ существительных;
- совершенствовать звуковую культуру речи.
Развивающие:
- развивать связную речь, речевой слух, мышление, зрительное внимание и восприятие, память;
- формировать умение детей анализировать, делать выводы;
-развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать бережное, заботливое отношение к природе;
- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности;
-воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников;
- выполнять поставленную задачу;
- выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Приоритетная область:
-Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
-познавательное развитие,
- социально – коммуникативное развитие,
- художественно – эстетическое развитие,
-физическое развитие.
Оборудование:
Плетеное гнездо для наседки; фигурка курочки-наседки; цветные перышки; плоскостные изображения домашних птиц и яиц; панно «Пруд»; плоскостной птичий домик; для модели плоскостного птичьего двора: солнышко, дом птичницы, деревья, птичий дом, забор; для проведения опыта: фартуки, нарукавники, емкость с маслом, салфетки, влажные салфетки, перья: гусиные, куриные, индюшачьи.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о домашних птицах, чтение детской художественной литературы, отгадывание загадок, подбор игр, разучивание игр, упражнений по теме «Домашние птицы»
Ход непрерывной образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Дефектолог:
- Ребята давайте поздороваемся!
«С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!»
Дети здороваются и встают полукругом вокруг дефектолога.
-Дети, кто из вас был в деревне?
Ответы детей.
- Ребята в деревне на птичьем дворе живёт очень много птиц : куры, гуси, утки, индюшки.
-А как, одним словом можно назвать этих птиц?
Ответ детей. Домашние птицы.
-Почему все эти птицы называются домашними?
Ответы детей. Они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.
-Могут они жить самостоятельно, без помощи человека?
Ответы детей.
- Дети, а вам хочется побывать на птичьем дворе?
Дети. Да.
- Тогда отправляемся в деревню. Посмотрите, у меня есть красивые, цветные пёрышки. Пёрышки эти не простые, а волшебные.
«Стоит на них подуть
И они укажут путь,
В какую сторону пойти,
Чтоб деревню нам найти».
Дефектолог раздает детям цветные перышки.
- Для того чтобы перышко хорошо летело и правильно указало нам путь, сначала сделайте вдох, а на выдохе дуйте на своё перышко.
Дети дружно дуют на свои пёрышки.
(В это время воспитатель надевает косынку и фартук)
2. Упражнение «Чьё яйцо?».
-Дети, волшебное перышко не только привело нас в деревню, но и превратило меня в бабушку Арину – хозяйку птичьего двора.
- Дети, посмотрите, в тихом укромном месте, наседка в гнезде. Интересно, что там происходит? Давайте, тихо подойдем и всё рассмотрим.
- Кто это?
Дети. Курица.
- А почему я назвала её наседкой?
Ответы детей.
- Правильно, она высиживает птенцов в гнезде.
- Дети, посмотрите, гнездо птицы выложено перышками. В нем четыре яйца и все разные по размеру, а некоторые и по цвету. Как вы думаете, почему?
Дети. Это яйца разных птиц.
- Правильно, дети, я положила наседке в гнездо по одному яйцу курицы, индюшки, утки и гусыни.
- Это яйцо курицы. Как его можно назвать иначе?
Дети. Куриное яйцо.
- Это яйцо индюшки. Яйцо индюшки - индюшачье яйцо. Я вас просто знакомлю с этим словом, но оно трудное для вас и пока мы будем называть: яйцо индюшки.
- Это яйцо утки. Или?
Дети. Утиное яйцо.
- Это яйцо гусыни. Как его можно назвать иначе?
Дети. Гусиное яйцо.
- Правильно.
- Дети, а сейчас подойдите к магнитной доске и сядьте на стулья. (Дети садятся на стулья, расставленные около магнитной доски.)
3. Игра «Что сначала, что потом» (цикл развития домашних птиц).
- А сейчас выложите цепочки развития домашних птиц. Выкладывая цепочку, рассказывайте, что было сначала, что потом. Будем начинать с яйца. Например:
- Сначала было индюшачье яйцо. Из яйца вылупился индюшонок. Индюшонок вырос и стал индюшкой или индюком.
Дети составляют цепочку развития курицы.
- Сначала было куриное яйцо. Из него вылупился цыплёнок. Он вырос и стал курицей или петухом.
Дети составляют цепочку развития утки.
- Сначала было утиное яйцо. Из яйца вылупился утенок. Утенок вырос и стал уткой или селезнем.
Дети составляют цепочку развития гусыни.
- Сначала было гусиное яйцо. Из него вылупился гусенок. Он вырос и стал гусыней или гусем.
- Молодцы дети.
4. Игра «Назови семью».
Убираю в каждой цепочке яйцо.
- Дети посмотрите, что у нас получилось в каждой цепочке.
Семья.
- Перечисли, пожалуйста, семью в первой цепочке.
Ответы детей.
- Семья во второй цепочке.
Ответы детей.
- Назови семью в третьей цепочке.
Ответы детей.
- Назови семью четвертой цепочки.
Ответы детей.
- Молодцы!
5. Физкультурная минутка «Уточки»
Координация слова с движением.
Мы уточки, мы уточки,
Мы топаем по улочке,
Шагаем вперевалочку,
И крякаем считалочку:
Кря-кря-кря, кря-кря-кря.
Что нам реки и моря,
Раз, два, три, четыре, пять –
Нас водой не испугать!
Нет! Кря – кря!
Дети идут за воспитателем по кругу.
Топают ногами.
Дети идут «вперевалочку».
Продолжают идти «вперевалочку».
Идут и «крякают».
Разводят руки в стороны.
Считают, продолжая движение.
Подпрыгивают на месте,
Хлопок в ладоши над головой.
6. Игра «Кто, где обитает».
- Дети, поместите домашних птиц, которые большую часть своей жизни проводят в воде на пруд, а тех, которые не умеют плавать на птичий двор.
Дети прикрепляют домашних птиц в привычную для них среду обитания.
(Утка плавает в пруду, курица живет на птичьем дворе и т. д.)
- Вы выполнили моё задание правильно.
- Как одним словом называют домашних птиц, которые умеют плавать
Дети. Водоплавающие.
- Правильно.
А теперь, давайте, перейдем к столу опытов и узнаем, почему же одни птицы могут плавать, а другие нет.
7. Опыт: «В воде искупался, а сух остался» и «Мокрая, как курица»
Дети надевают фартуки и нарукавники.
На столе таз с водой, емкости с растительным маслом и перья: гусиные, куриные, перья индюшки и утиные. Перья разложены по видам.
- Дети, мы с вами уже говорили о том, что водоплавающим птицам помогают плавать перепонки на лапах. Перепончатыми лапами водоплавающие птицы гребут в воде, как веслами. Но есть еще одно очень важное отличие водоплавающих птиц от остальных. Вы не задумывались, почему они не намокают, находясь, весь день в воде? Давайте разберемся. Давайте, опустим руку в воду, сразу же вынем ее и встряхнем. Какая у вас рука?
Ответы детей. Мокрая.
- А теперь вытрите насухо руку салфеткой и немного смажьте маслом. Снова опустите руку в воду и снова встряхните ее. Что вы видите?
- Вода капельками слетает с руки.
- Рука сухая.
(дети вытирают руки салфеткой).
А теперь попробуем объяснить, почему водоплавающие птицы не намокают в воде.
- Дети, послушайте поговорку «В воде искупался, а сух остался» и «Мокрая, как курица»?
- Давайте докажем их правильность. Итак, существует поговорка «В воде искупался, а сух остался», Версия: Перья водоплавающих птиц не намокают в воде. Давайте проверим. По очереди опустите перья: гусиные и утиные в воду и постарайтесь их намочить. Выньте перья и немного их стряхните. Положите их на салфетку.
А теперь, тоже по очереди, намочите куриные перья и перья индюшки. Встряхните. Положите на другую салфетку.
- А теперь давайте их рассмотрим и сделаем вывод.
Вывод:
- Гусиные и утиные перья сухие или с маленькими капельками. Они смазаны жиром. А смазывают они их жиром копчиковой железы. Поговорка правильная.
- Куриные перья и перья индюшки намокли, все слиплись, стали похожи на полоски, с них течет вода. Не даром - говорят «Как мокрая курица».
Вывод воспитателя: Каждое живое существо имеет свою среду обитания и приспособлены к ней. Водоплавающие птицы, приспособлены жить в воде, а другие только на суше.
8. Итог.
-Бабушка Арина благодарит детей. А сейчас, вам пора возвращаться домой в детский сад. А помогут вам в этом ваши волшебные цветные перышки. Они укажут вам дорогу домой.
Дети дуют на перышки.
(Дефектолог снимает косынку и фартук).
- Ну вот, мы и дома и я снова превратилась в воспитателя.
Дети, где мы сегодня с вами были
Ответы детей. (в деревне, на птичьем дворе.)
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
- Какие задания показались трудными?
- Сегодня вы хорошо работали, старались, спасибо вам большое.