Юлия Матюничева
Занятие «Кожа, или Живая одежда» по ознакомлению детей дошкольного возраста с организмом человека
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:дать детям представление о том,что кожа-естественный покров кожи человека,она постоянно растет и обновляется,а так же выполняет очень много важных функций (основные-это защита от грязи,жары и холода и высокая чувствительность к различным механическим воздействиям и боли);воспитывать бережное отношение к своей коже,соблюдать чистоплотность.
Материалы:использование мультимедийной презентации,иллюстрации тела человека (кожи,кровеносных сосудов);картинки с изображением (пальца с занозой,раной на теле).
Ход занятия:
Детям предлагается послушать загадку:
Публикация «Занятие „Кожа, или Живая одежда“ по ознакомлению детей дошкольного возраста с организмом человека» размещена в разделах
В этой одежде я родился,в этой одежде и в бане помылся,эту одежду и снять невозможно. Эта одежда называется. (кожа.)
Далее предлагается послушать стихотворение Н. Кнушевицкая "Кожа".
Она бывает черной,она бывает белой,
Она бывает бледной или загорелой.
Или вдруг покроется-замерзнет если сильно-
Тысячей пупырышков и тут же станет синей.
Наша кожа дышит,она нас защищает,
Но,как у бегемота,толстой не бывает.
ЕЕ легко поранить,возись тогда с бинтами!
Не будем хулиганить,доставим радость маме!
Ребята,у вас есть такая живая одежда,которая бы дышала,питалась,чувствовала,росла (Ответы детей.)
-Кожа,которая покрывает все тело человека,и есть наша единственная,данная природой одежда. Ее площадь зависит от роста,веса и возраста человека. Вы замечали,что ваше платье или брюки стали вам малы,износились?Когда одежда приходит в негодность,ее выбрасывают. А вы видели,чтобы человек выбрасывал свою кожу?Действительно,это невозможно. Наша кожа растет вместе с нами. Она сама "ремонтируется",т. е заживляет маленькие раны и ссадины. Но,если рана глубокая,то на помощь приходит доктор и зашивает рану почти так же,как мама зашивает порванную рубашку.
Проведение практического занятия "Обработка раны". Цель:познакомить детей с элементарными способами и правилами обработки мелких ран,ссадин и царапин (промыть водой;обработать йодом,зеленкой или перекисью водорода;если идет кровь,наложить бинт и заклеить пластырем).
-Кожа защищает нас от перегревания и переохлаждения. Когда нам очень жарко,мы покрываемся потом. (На физкультурных занятиях,во время подвижных игр,проследить с детьми за интенсивностью выделения пота.)Он постоянно испаряется и уносит излишнее тепло,что спасает нас от внутреннего перегревания и не дает превратиться в "кипящий чайник".Когда нам холодно,мы дрожим и покрываемся "гусиной кожей",т. е. мелкими пупырышками. Это бережет тепло и не дает нам превратиться в сосульку.
-Наша кожа мягкая и эластичная,т. е. легко растягивается. Это возможно благодаря работе сальных желез,которые не дают коже "высохнуть".
-В коже имеются кровеносные сосуды,которые снабжают ее питанием,и нервные окончания,обеспечивающие ей высокую чувствительность. Высокая чувствительность кожи позволяет человеку с помощью осязания получать важные сведения о различных предметах окружающего мира.
Предложить детям на расстоянии,не трогая и не прикасаясь,узнать, какая вода в стакане:горячая,теплая или холодная. Затем потрогать рукой и сравнить свои ответы.
Трогая предмет,мы можем узнать, какой он:гладкий или шершавый,мягкий или жесткий,теплый или холодный,легкий или тяжелый.
Детям предлагается игровое упражнение "Найди пару".Перед детьми кладут пластины,обклеенные фольгой,бархатной бумагой,мехом,фланелью,шелком,а так же металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине. После этого им завязывают глаза,а затем оно по очереди ищут такую же (пару).После выполнения задания попросить детей объяснить,что помогло им правильно определить разные материалы.
-Наша кожа очень чувствительна к боли. Как вы думаете,боль важна для нас или нет (Ответы детей.)Боль очень важна,так как она информирует об опасности,которая нам грозит. Попала в палец заноза,порезал ногу-об этом нам сразу же сообщит боль. Если боль "сидит" у нас внутри,то нужно немедленно идти ко врачу. Это наш умный организм сообщает,что внутри у нас не все в порядке,и нужна срочная помощь.
-Мы не можем сбросить кожу как старую негодную одежду или заменить ее на новую. Кожа нам дана на всю жизнь. Чтобы сохранить ее здоровой,свежей,молодой,необходимо постоянно соблюдать правила ухода за кожей. (Совместно с детьми составить правила) :
-Содержи свою кожу в чистоте.
Чтение стихотворения Г. Юдина "Микробы".
В глубоком черном подземелье
Микробы страшные живут,
И терпеливо, днем и ночью,
Они детей немытых ждут.
С немытых рук полезет в рот
Противный маленький микроб.
Полезет тихо,как шпион,
И натворит такого он!
Микробов не надо бояться!
Надо сопротивляться!
Ведь это страшная сила
Боится простого мыла.
Нужно мыться неприменно
Утром,вечером и днем-
Перед каждою едою,
после сна и перед сном!
Все равно какой водою:
Кипяченой,ключевой,
Из реки иль из колодца,и
Или просто дождевой.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище,мойтесь чаще!
Я грязнуль не выношу.
Проведение опыта 1:показать,как передаются микробы от человека к человеку. Перед проведение опыта взрослый наносит себе на ладонь гель ля тела с блестками либо тени с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться сними за руку,плотно сжимая ладошку каждого ребенка. После этого взрослый "неожиданно" обнаруживает,что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том,как точно так же при контакте с другим человеком (или предметом) передаются невидимые микробы.
Проведение опыта 2:показать,что микробы боятся мыла. Предложить детям пройти в ванную комнату и тщательно вымыть руки с мылом. После этого проверить,остались ли блестки-"микробы" на ладошках. Если остались,то меньше их стало или нет?Тех ребят,у кого "микробы" остались,просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том,как важно соблюдать простые правила гигиены,которые помогут в борьбе с микробами и грязью.
-Аккуратно обращайся с острыми предметами.
-Аккуратно обращайся с огнем,кипящей жидкостью и химическими веществами.
-Не находись длительное время под прямыми солнечными лучами.
-В сильные морозы защищай открытые участки тела.
-Одевайся по погоде (чтобы не мерзнуть и не перегреваться).
Избегай контактов с животными и людьми,страдающими заразными кожными заболеваниями.
В конце занятия подводится итог :наша кожа нас одевает,надежно защищает от грязи и микробов,от жары и от холода,обладает высокой чувствительностью к различным воздействиям и боли. Необходимо беречь кожу,любить ее,ухаживать за ней,тогда она долго будет радовать нас своей красотой.