Марина Мошкова
«Животные Урала — наши друзья». Занятие-исследование по экологии в форме путешествия по «реке времени» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема :
«Животные Урала - наши друзья»
Возрастная группа: старшая
Форма НОД: Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени»
Форма организации - групповая
Учебно-методический комплект: Толстикова О. В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. ; Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средних и старших групп детского сада: книга для воспитателей детского сада [Текст] - М. : Просвещение, 2004
Публикация «„Животные Урала — наши друзья“, Занятие-исследование по экологии в форме путешествия по „реке времени“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Урала: животные и растения
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Речные обитатели, кто живет в реке
- Старшая группа
- Урал - наш край родной
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Средства:
Наглядные – иллюстративный материал, отображающий животный мир Урала (фигурки животных, набор картинок по истории животных для сравнения и выстраивания временных рядов, одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер 6*8, 7*10 см, Красная книга Свердловской области мультимедийные - слайды, отображающие животных Урала разных временлитературные - загадки про животных.
ЗАДАЧИ образовательной программы
1. Формировать представление детей о животных Урала в историческом времени (прошлое и настоящее).
2. Развивать у детей представление о причинах исчезновения некоторых видов животных Уральского края.
3. Развивать способности выстраивать умозаключения и выводы.
4. Развивать у детей интерес к созданию выставки животных, связанных с прошлым и настоящим родного края.
5. Продолжать знакомить детей с Красной книгой Свердловской области, формировать понимание значимости Красной книги для сохранения и защиты животных.
6. Развивать любознательно-познавательную активность.
7. Воспитывать бережное отношение к животным, чувство ответственности, желание сохранить богатство природного края.
Ход НОД
1Этап. Обсуждение реального или вымышленного события
- Здравствуйте!
- Ребята, давайте познакомимся, для этого возьмемся с вами за руки и образуем круг.
- Какие ещё предметы круглой формы вы знаете, ребята, может такой предмет есть здесь в зале?
- Да, глобус тоже имеет форму круга, шара, поэтому говорят, что Земля круглая или Земной шар. Давайте пройдем к глобусу и рассмотрим его.
- Посмотрите ребята, сколько на нашей планете разных стран. А в какой стране вы живёте?
- Да, но Россия очень большая страна, а вы знаете, как называется край, в котором вы живете?
- Кто ещё кроме нас с вами обитает в Уральском крае?
- Да ребята, рядом с нами живут еще и животные, наши соседи и друзья.
- Настало время раскрыть секрет о том, кем и где я работаю. Я работаю экологом в организации по охране и защите животных, которая изучает виды и жизнь животных нашего края.
2 Этап. Планирование совместной деятельности
- А вы хотите узнать о животных, которые жили в далеком прошлом, какие животные населяют Уральский край в настоящем времени, и как они живут?
- Что бы вы еще хотели узнать о животных вашего края?
- Ребята, как вы думаете, где можно найти ответы на ваши вопросы о жизни животных?
- Вы хотели бы вступить в нашу организацию по защите и охране животных родного края и стать «Юными экологами», чтобы найти ответы на вопросы?
- Кто хочет, может присоединиться ко мне и отправиться в путешествие на лодочке по «реке времени».
- Ребята, а вы знаете, какие животные жили, в то время, когда еще не было человека на земле?
- Садитесь в нашу лодочку времени, мы отправляемся с вами в далекое прошлое!
(Просмотр слайдов с изображением динозавров)
3 Этап. Актуализация знаний детей
- Ребята, что вы сейчас посмотрели? Как вы думаете, этих животных придумали для мультиков и фильмов, или они жили на Земле?
- Ребята, а вы знаете, как называются эти животные?
- Посмотрите, какие большие динозавры, какие они все разные, в каких природных условиях они жили.
4 Этап. Получение нового знания
- Вы когда-нибудь встречали этих древних животных в наше время, в лесу или в парке?
- Вы знаете, почему они исчезли?
- А хотите подробнее узнать, почему это произошло?
- Однажды на Землю упал метеорит (слайд, начался ледниковый период. Земля покрылась льдом, исчезла вода, пища и все эти большие животные вымерли (слайд).
5 Этап. Введение нового знания в деятельность
- Как вы думаете, что произошло на планете и в нашем крае, когда закончился ледниковый период?
- После ледникового периода прошло очень много времени и наступило потепление. На нашей планете и у нас на Урале снова появились различные животные.
- А вы ребята знаете, какие животные живут на Урале в настоящее время?
- А хотите больше узнать, какие еще животные живут в Уральской области?
- Садитесь в нашу лодочку мы отправляемся обратно в наше - настоящее время, чтобы поближе познакомиться с животными Уральского края.
(Просмотр животных настоящего времени)
6 Этап. Постановка проблемного вопроса
- Ребята, очень много разных животных мы встретили, пока путешествовали по «реке времени», но некоторых животных становится все меньше и меньше, а некоторые виды начали совсем исчезать.
- Вы уже знаете, что динозавры вымерли из-за ледникового периода, а почему становится меньше животных Уральского края в настоящее время?
- Вы хотите больше узнать о причинах исчезновения животных в настоящее время?
- Как вы думаете, что влияет на исчезновение и гибель животных?
- Как человек наносит вред животному миру?
(Просмотр слайдов)
- Как вы думаете, мы можем сохранить животных, как мы можем о них заботиться?
- А вы знаете, что придумали ученые для защиты животного мира?
- А почему она так называется?
- А о ком и о чем еще написано в книге?
- Как вы думаете, если люди так и не научатся бережно относиться к природе, останутся животные на Земле и в нашем крае?
7 Этап. Актуализация новых знаний детей
- Ребята, вам хотелось бы создать выставку в вашем детском садике «Животные Уральского края прошлого и настоящего времени»?
- Хотите создать ее вы самостоятельно?
- Как вы думаете, дети, фигурки животных будем расставлять вместе или их надо разделить?
- Очень интересная выставка у вас получилась ребята!
- Как вы думаете, правильно ли вы расположили фигурки животных?
- А понравится ваша выставка другим ребятам, им будет интересно?
- Спасибо! Мне очень понравилась.
8 Этап. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
- Ребята, вам интересно узнать, что лежит на столах?
- Это «река времени», она длинная и меняет цвет.
- Как вы думаете, почему она меняет цвет?
- Вы хотите узнать, что за карточки у меня в руках?
- Хотите сами угадать, как я буду эти символы времени, располагать на нашей реке?
- А еще я принесла для вас картинки животных.
- Вы хотели бы сами этих животных расположить на «реке» так, чтобы каждое животное оказалось в своем времени?
- Может, вы разделитесь на 2 группы?
- Одна группа юных экологов находит животных далекого прошлого – древнего мира, а вторая группа экологов выбирает животных, которые живут в настоящем времени.
- Кто каких животных будет располагать на «реке времени»?
9 Этап. Сопоставление результатов исследования
- Посмотрите ребята внимательно и скажите, какой путь проделали наши животные?
- Вы заметили какие-нибудь изменения на «реке времени»?
- Как вы думаете, почему будущее время на нашей реке осталось без картинок с животными?
- Как вы думаете почему?
- Вы хотели бы забрать в свою группу «реку времени» и добавить еще картинки животных, которые найдете с воспитателем.
- Что для вас было самым интересным в нашем путешествии?
- Что вы нового узнали сегодня?
- Что для вас показалось трудным?
10 Этап. Самостоятельная деятельность
- Ребята, было бы здорово, если бы вы сами придумали животных будущего, нарисовали их, придумали им названия.
- Хотели бы вы, каждый для себя придумать животное, как вы их себе представляете?
- Выберите необходимые вам средства и творите.
- А кто хочет рассказать о своем животном?
- Как вы думаете, что можно сделать с вашими рисунками?
- Вы не хотите взять их в группу и расположить их в будущем времени на наше «реке» с остальными ребятами вашей группы?
Заключительная часть- выставка рисунков.