Жукова Елена
«Язык эмоций тренинг для детей». Игровое занятие для обучающихся дошкольных образовательных организаций для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных
организаций, возраст: 4-6 лет
Цель: научить обучающихся пользоваться языком эмоций для передачи своих
переживаний, чувств, обучить техникам релаксации.
Форма проведения: игровое занятие.
Необходимые материалы: листы белой бумаги А4, цветные карандаши.
Процедура проведения
Вступительная часть
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Ведущий приглашает участников встать в круг и рассказывает о предстоящем
занятии.
Ведущий: «Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с Вами поиграем в необычные
игры и познакомимся с целыми миром – миром Ваших эмоций, узнаем, кто в нем
живет, и как нам подружиться с его жителями».
Разминка
Упражнение 1 «Приветствие»
Время: 3 минуты.
Цель упражнения: создание благоприятной обстановки в группе.
Участники рассаживаются в круг.
Ведущий: «Ребята, давайте начнем наше занятие с необычного приветствия!
Пускай каждый попробует пройти круг по комнате и поздоровается с каждым
участником разными способами: кивком головы, хлопая ладошками, слегка
подпрыгивая. Поздоровайтесь интересным или приятным для вас способом. Когда
вы пройдете круг, садитесь на свои места, и мы продолжим наше занятие».
Участники группы по кругу перемещаются по комнате, пока не пройдут
полный круг (- 3 минуты, встречаясь друг с другом, здороваются выбранным
способом.
Примечание: если в группе есть дети, которые отказываются выполнять
упражнение, ведущий может поздороваться с ребенком самостоятельно и попросить
лично принять участие.
В конце упражнения ведущий предлагает ответить на вопросы: «Понравилось
ли вам здороваться необычным способом? Какие чувства вы испытывали, когда
здоровались с вами?»
Основная часть
Упражнение 2 «Настроение в кармашке»
Время: 10 минут
Цель упражнения: развития умений распознавать и демонстрировать свои
эмоции.
Ведущий рассаживает детей полукругом и инструктирует участников.
Ведущий: «Ребята, мне очень интересно узнать, какое у вас сегодня настроение.
Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, давайте я начну. Я прочту вам
стихотворение и покажу позой и мимикой свое настроение, а вам нужно будет
угадать, какое оно у меня сегодня. После того, как я покажу, давайте каждый
выйдет, тоже повторит это стихотворение и покажет свое настроение!»
Ведущий встает, читает стихотворение:
«Утром рано поутру в детский садик я иду
И в кармашке я с собой настроение несу».
После ведущий показывает позой и мимикой свое настроение (радость, восторг,
интерес, задумчивость). Дети пробуют угадать настроение ведущего. Далее
участники по очереди выходят и произносят те же самые слова, изображают
мимикой и позой свое настроение, а остальные отгадывают настроение ребенка.
Ребенок после этих слов говорит о том, почему у него сегодня такое
настроение, например: «Я сегодня радостный, потому что…» или «Я сегодня злой,
потому что…».
Ведущий: «Ребята, вы молодцы! Вы очень хорошо справились, а теперь давайте
все вместе, дружно, хором скажем:
«Из кармашка ты достал
Настроение свое.
Только где его ты взял,
Нам теперь не все равно!»
В конце упражнения ведущий предлагает детям поделиться эмоциями
от упражнения, говорит о важности внимания к эмоциям – важно понимать, какую
эмоцию мы чувствуем сейчас, и что чувствуют другие.
Ведущий: «Для того чтобы понимать, что происходит с нашим настроением,
мы учимся называть эмоции, больше обращать на них внимания : какую эмоцию
вы испытываете, когда вам плохо (грустно, страшно, а какую эмоцию, когда у вас
хорошее настроение (радость, счастье). Еще очень важно понимать, что могут
чувствовать другие люди; для этого можно задать вопрос «какое у тебя сейчас
настроение?»
Упражнение 3 «Я и мое настроение»
Время: 15 минут.
Цель упражнения: снятие эмоционального, мышечного напряжения,
установление положительного, эмоционального настроя в группе.
Необходимые материалы: листы белой бумаги А4, цветные карандаши
(по числу участников).
Ведущий: «Давайте каждый из вас попробует продолжить предложения:
– Я радуюсь, когда…
– Я горжусь тем, что…
– Мне бывает грустно, когда…
– Мне бывает страшно, когда…
– Я злюсь, когда…
– Я был удивлен, когда…
– Когда меня обижают…
– Я сержусь, если…»
Обучающийся слева от ведущего продолжает каждую фразу, затем
высказывается следующий по часовой стрелке участник. Выполнение упражнения
продолжается, пока все участники не выскажутся.
Ведущий: «А теперь, ребята, я вас попрошу нарисовать, какое у вас сейчас
настроение».
Ведущий предлагает детям сесть на свои места и раздает карандаши и листы
бумаги А4. После того, как дети нарисуют, ведущий просит их вернуться в круг,
и по очереди рассказать о настроении, которое они нарисовали. Если это было
плохое настроение, стоит дать ребенку высказаться и предложить ему помочь
победить это настроение. Попросите других детей поделиться своим настроением,
а рисунок с плохим настроением, если ребенок согласится, можно вместе порвать.
Примечание: возможные варианты, чтобы победить плохое настроение:
поделиться с близкими своими переживаниями, отвлечься на то, что ребенку
приятно делать (рисовать, танцевать, играть).
Упражнение 4 «Ледышки и веснушки»
Время: 10 минут.
Цель упражнения: снятие эмоционального, мышечного напряжения.
Ведущий делит детей поровну на две команды, дает названия командам
«Ледышки» и «Веснушки» и инструктирует их.
Ведущий: «Встаньте напротив друг друга и посмотрите внимательно друг
на друга, чтобы запомнить членов своей команды. По моей команде «Начали!» все
медленно и свободно перемещаются по комнате, не толкая друг друга. Затем, когда
я хлопну в ладоши, «ледышки» должны замереть на месте в той позе, которую они
приняли в момент хлопка. «Веснушки» продолжают перемещаться по комнате.
Когда я хлопну в ладоши два раза, замирают «веснушки», двигаться начинают
«ледышки». Не перепутайте, следите за количеством хлопков: один – приводит
в движение «веснушек», а два – «ледышек».
После окончания упражнения ведущий объявляет: «Молодцы, ребята! Как вы
себя сейчас чувствуете после нашей подвижной игры?»
Упражнение 5 «Воздушный шарик»
Время: 5-10 минут.
Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения, освоение приемов
саморегуляции.
Участники встают или садятся в круг.
Ведущий: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая может помочь вам
справиться с негативными эмоциями. Представьте себе, что сейчас мы с вами будем
надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам
и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите
глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются,
растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные красивые
воздушные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их
друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза. После выполнения упражнения ведущий
завершает его.
Ведущий: «Сегодня мы с вами научились одному простому способу, как можно
справляться с негативными эмоциями, к примеру, когда вы злитесь или плачете,
с помощью него вы можете почувствовать, как вам становится спокойнее».
Упражнение 6 «Волшебный карандаш»6
Время: 5 минут.
Цель упражнения: прощание, рефлексия прошедшего занятия.
Необходимый инструментарий: карандаш.
Ведущий: «Ребята, у меня в руках волшебный карандаш, который способен
исполнять желания, но только, если поделиться с ним эмоциями и хорошими
пожеланиями. Его волшебство состоит в том, что, когда его держат в руках, нужно
непременно рассказать о своих эмоциях и о том, что больше всего запомнилось
за время занятия, и обязательно в конце про себя загадать желание и никому о нем
не рассказывать».
Таким образом, участники дают обратную связь по занятию и загадывают
желание.