Светлана Палинчак
Занятие Дооп по эмоционально-волевому развитию «Сундучок историй» для детей 3–4 лет
Цель ДООП - эмоционально-волевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи программы:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, страхов, агрессии;
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития общения;
- Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- Развитие произвольного поведения;
Публикация «Занятие Дооп по эмоционально-волевому развитию „Сундучок историй“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
- Развитие игровых навыков.
Программа рассчитана на 36 встреч в течение одного учебного года, один раз в неделю. Темы занятий:
Тема 1. Сундучок историй
Тема 2. Путешествие с Мишкой
Тема 3. Как Кенгуреныш стал самостоятельным
Тема 4. Сказка о подсолнечном семечке
Тема 5. Белочка-припевочка
Тема 6. Курочка Ряба
Тема 7. Грустный дождик
Тема 8. Петух и краски
Тема 9. Теремок
Тема 10. Гномик-весельчак
Тема 11. Сказка про звонкую речку Радость
Тема 12. Коробочка гнева
Тема 13. Три медведя
Тема 14. Страна хороших детей
Тема 15. Маша и Ойка
Тема 16. Сказка о грубом слове «Уходи»
Тема 17. Сказка, когда можно плакать
Тема 18. Сказка о первых ягодах
Тема 19. Сказка о высунутом языке
Тема 20. Сказка о невоспитанном мышонке
Тема 21. Сказка о самом большом друге
Тема 22. Сказка о Солнышке
Тема 23. Сказка про честные ушки
Тема 24. Сказка про Зайчонка
Тема 25. Сказка о Тигрёнке
Тема 26. Волшебная салфетка
Тема 27. Успокойся
Тема 28. Сказка грустной Тарелке
Тема 29. Парикмахерская
Тема30. Поддержать или подержать
Тема 31. Страна Ширли-Мырли
Тема 32. Про Васю, который никогда не злился
Тема 33. Новые Маша и Медведь
Тема 34. Замороженная страна
Тема 35. Моя кукла
Тема 36. Любимый герой
В программе применялись как авторские сказки, так и материалы из программ Куражева Н. Ю. Вараева Н. В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-Семицветик»; Г. Г. Сенник Ортис, Е. В. Куличковская. Машины сказки. Программа развивающих занятий для детей от 2 до 10 лет на основе сказок Софьи Прокопьевой; О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей и др.
На занятиях решаются следующие задачи:
- Снять психоэмоционального и мышечного напряжения
- Расширить словарный запас, пополнить словарь эмоций
- Способствовать развитию произвольности
- Учить понимать чувства других. Научить навыкам проявления эмпатии, сопереживания
- Познакомить с эмоциональными состояниями страх, тревога, печаль, грусть, разочарование, удивление, гнев, огорчение, злость, стыд, вина, отвращение и восторг, удовольствие, стеснительность, волнение
- Способствовать развитию коммуникативных навыков
- Развивать умение распознавать эмоциональные состояния и учитывать их в процессе общения с другими людьми
- Тренировать мимические и пантомимические навыки
- Научить навыкам безопасного выражения гнева
- Научить навыкам безопасного выражения злости, говорить о ней
- Научить преодолению стеснительности и навыкам уверенного поведения
- Развивать навыки проявления сопереживания, сочувствия, эмпатии.
Тема 1. Сундучок историй
В кабинете приготовлены: общий стол для детей, стулья по количеству детей, стул, на котором стоит сундучок, в нем зеркало для педагога, так же зеркала по количеству детей, карандаши, заготовки с нарисованным зеркалом, картинки - фотографии детей, на которых проявлены базовые эмоции: радость, грусть, злость, обида, гнев, страх, стыд, удивление, смущение, печаль).
Организационная часть занятия
Задачи:
- Заинтересовать детей темой занятий
- Провести «срез» знаний об узнавании эмоциональных состояний, их называние и узнавание
- Познакомить с понятием «мимика»
- Снятие психоэмоционального напряжения
Дети проходят в кабинет, встают в круг, педагог вместе с детьми.
- Здравствуйте. Рада встрече с вами, мы будем вместе с вами слушать разные истории и рассказывать их друг другу. Но в начале мы поздороваемся друг с другом с особым образом
Ритуал приветствия
Пусть наша добрая улыбка
(прикасаемся к уголкам губ)
Согреет всех своих теплом
(руки прикладываем к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни
(руки протягиваем вперёд, пальцы расправляем – лучики)
Делиться счастьем и теплом!
(обнимаемся)
Дети рассаживаются на стулья.
- Как ваше настроение? (в этот момент занятия важно услышать каждого ребенка, дать обратную связь отразить эмоции). На какую погоду похоже ваше настроение сейчас?
Предлагаю вам интересную игру, в который мы поближе познакомимся друг с другом.
Игра «Нарисую я портрет.»
Нарисую я портрет,
Только чей, пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я
Чей же я портрет рисую?
Дети отгадывают друг друга, называют имена. Важно в игре узнать и назвать эмоции детей, проговорить их
Мотивационная часть занятия
Задачи:
- Раскрепостить детей, побудить активный речевой запас, активизировать речь
- Провести «срез» знаний об узнавании эмоциональных состояний, их называние и узнавание
Посмотрите, что у меня в руках. Это сундучок, он необычный. В нём хранятся различные истории, сказки. Вы любите сказки? Есть ли у вас любимые сказки? Педагог выслушивает детей.
Интересно, а какая же история сегодня у сундучка? Посмотрим?
Педагог открывает сундучок под мелодию «В гостях у сказки»
Поворачиваем открытый сундучок к детям. Дети видят зеркало.
Что это? Что оказалось в нашем сундучке? Для чего необходимо зеркало?
Практическая часть занятия
Задачи:
- Провести «срез» знаний об узнавании эмоциональных состояний, их называние и узнавание
- Познакомить с понятием «мимика»
- Погримасничать, развивать навыки произвольного поведения
Дать возможность каждому ребенку рассмотреть себя в зеркале.
- Кого мы видим сейчас в зеркале? Кто это?
Побудить каждого ребёнка назвать своё имя, произнести "Я".
- Мы можем в зеркале увидеть своё лицо. Что мы видим на лице?
Ответы детей
-Да, мы видим глаза. Какие бывают глаза? А как выглядят радостные глазки?
Смотрим друг на друга, на себя в зеркале
- Губы. Что делают наши губы, когда мы обижаемся?
- Брови. Как выглядят наши брови, когда мы сердимся?
Педагог размышляет вместе с детьми, выслушивает их рассказы, которые могут вспомниться в процессе разглядывания себя в зеркале.
- Мы видим мимику. Чувствуем эмоции: радость, печаль, страх, грусть, удивление. Наше лицо показывает эмоции мимикой, так мы видим то, что чувствует человек.
Игра «Назови эмоцию»
Показываем дети карточки с фотографиями. Дети называют эмоцию. Смотрим на себя в зеркало
Рефлексивная часть занятия
Задачи:
- развитие эмпатии
- развитие произвольного поведения
- снятие психоэмоционального напряжения
На листе нарисовано зеркало. Посмотрите сейчас на себя в зеркало и попробуйте нарисовать то, что вы увидели. Будьте смелыми, ваши ручки умеют рисовать!
После рисования спросить у детей, что они чувствуют сейчас. Предложить детям выбрать цвет настроения из предложенных вариантов.
Релаксационное упражнение «Марионетка»
(динамичное, выполняется стоя)
Мы вместе расскажем историю про куклу – марионетку.
Куклу повесили на плечики
(Дети расправляют плечи, опускают расслабленные руки)
Загрустила кукла, не хочется ей висеть на плечиках. И захотела кукла сбежать с плечиков.
(Плечи остаются на месте, раскачиваем руки)
Упала кукла!
(Дети наклоняются вниз, руки опущены)
Вы молодцы! Вы сегодня старались! Вы были смелыми!
Понравился ли вам секрет, с которым поделился сундучок?
Хочется ли вам узнать, что он приготовит в следующий раз?
Вам любопытно и интересно?
Кладем зеркало в сундучок и закрываем под мелодию «В гостях у сказки».
До свидания!