юлия сухова
Занятие для учащихся 8 класса школы искусств по рисунку «Полуфигура человека в одежде. Работа в технике пастельной живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Научить рисовать полуфигуру человека с соблюдением анатомических пропорций. Развитие умений и навыков по работе с мягкими графическими материалами - пастель.
Оборудование. Пастельная бумага «Palazzо» формат А 2, сухая пастель «Сонет», угольный карандаш, меловой карандаш, клячка, растушка.
Краткая история пастельной живописи.
Публикация «Занятие для учащихся 8 класса школы искусств по рисунку „Полуфигура человека в одежде, Работа в технике пастельной живописи“» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- ИЗО в школе
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Рисование. Конспекты занятий
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
Пастель часто называют живописным рисунком. Техника пастельной живописи довольно молодого по сравнению с другими классическими техниками. Из вспомогательного средства (рисунок углем) пастель превратилась в самостоятельную технику.
Название «пастель» происходит от слова pasta, обозначающего массу, из которой изготавливают пастельные бруски.
В эпоху раннего Возрождения рисунок стал не просто подготовительным этюдом, наброском, но и самостоятельным произведением искусства. Рисунки таких известных живописцев, ка Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэля, Тициана, переходили из мастерской в мастерскую и служили образцами для целых поколений художников. До нас дошли многочисленные этюды и эскизы, выполненные карандашом, сангиной, мелом, пером.
Выдающимся мастером рисунка эпохи барокко был Питер Пауль Рубенс. Рубенс положил начало технике «трех карандашей» - уголь, сангина, мел.
В XVIII веке пастельная живопись достигла наибольшего расцвета. В этой технике работали Антуан Ватто, Франсуа Буше.
Все крупнейшие художники импрессионисты обращались к этой технике. Импрессионисты стремились передать действительность цветом, и пастель как нельзя лучше подходила для такой цели. Одним из самых выдающихся мастеров пастельной живописи был Эдгар Дега. В последний период творчества пастель стала основным художественным средством.
П. Пикассо, Ж. Брак, А. Матисс, М. Кэссет также были выдающимися пастелистами.
Материалы для пастельной живописи.
Принцип работы пастелью несложный. Она не требует предварительной подготовки основы и материалов. Широкое разнообразие пастели разных цветовых гамм обеспечивает художника красками всех тонов и оттенков.
В зависимости от процентного содержания порошкового пигмента и склеивающего вещества пастель может быть мягкой, твердой и в виде карандашей.
Для пастельной живописи подходит любая поверхность, обладающая достаточной шероховатостью, чтобы удержать пигмент. Чаще всего это бумага для пастели типа «Кансон». Она обладает средней и толщиной и умеренной шероховатостью. Чаще всего художники-пастелисты используют тонированную бумагу коричневого, охристого и серого цветов. Благодаря своему тону, они прекрасно гармонируют с любыми темами и цветовыми гаммами. Также правильно подобранный цвет основы усиливает выразительность картины.
Помимо художник должен иметь в своем распоряжении ластики каучуковые, клячки, можно использовать растушку. Крайне необходима и хлопчатобумажная тряпка, ею можно вытирать пальцы и распределять пигмент на бумаге. А также фиксатив – аэрозоль для закрепления пастели, чтобы избежать осыпания пигмента.
Практика работы пастелью.
Работать пастелью можно различными способами. Однако если не придерживаться при этом определенных правил, результат может немного разочаровать. Основное, чему нужно научиться перед тем, как начинать рисунок пастелью – это видеть цвета. Рисуя с натуры, нужно улавливать рефлексы, которые отбрасывают одни предметы на другие, всматриваться в тени и находить в них разные оттенки, а не «закрашивать» одним цветом от одного края к другому.
Важно также уделять внимание направлению штрихов – они должны ложиться по форме, а не произвольно. Таким образом, предметы будут выглядеть объемными. Большие пятна цвета лучше прокрывать, держа мелок плашмя.
Добиться нужного оттенка в пастельном рисунке можно либо чередованием разноцветных штрихов (оптическое смешивание, либо перекрыванием одного цвета другим (механическое смешивание).
Регулировать резкость контуров или насыщенность цвета можно с помощью растушевки. Растушевка является базовым приемом пастельной живописи, и ее принцип предельно прост: художник проводит бруском пастели по бумаге и растирает оставленный след. Если возникает необходимость прорисовать очень мелкие детали – в дополнение к мелкам можно использовать пастельные карандаши. Наряду с растушевкой при работе с пастелью используются линии и пятна, штриховка.
Этапы выполнения над работой «Полуфигура человека в одежде. Живая натура. Работа в технике пастельной живописи».
1. Компоновка фигуры в лист с учетом анатомических пропорций. Проработка индивидуальных черт лица, рук. Предварительный рисунок наносим мелком пастели, чуть-чуть отличным от тона бумаги. Линии тонкие, наносим легко, чтобы только видеть контуры. Используем материалы для корректировки (клячку, тряпочку) если необходимо. Определяем заранее, что в рисунке будет самым светлым, а что самое темное. Помните - у каждого предмета свой тон.
2. Начинаем работать цветом. На данном этапе главная задача - разобрать все по локальным цветам. Особое внимание уделяем лицу и рукам модели. Используем линии, точки, штрихи. Цвета в пастели смешиваются между собой. Наносим штрихами, легко растираем мизинцем. Не трем сильно, лишь легкая растушевка. Можно использовать растушку, но все же рука лучше чувствует бумагу. Постоянно отходите от рабочего места, чтобы видеть издалека.
3. Работаем над деталями, используем меловой и угольный карандаши.
4. Работа с фоном.
5. Прорабатываем форму, тень, свет. Идет дальнейшая проработка и моделировка объема.
6. Просмотрите рисунок со стороны. Выделяем главные детали более четкими линиями, растушевываем второстепенные или слишком контрастные области. Пастельными карандашами можно подкорректировать форму.
7. Закрепляем рисунок. Мы используем лак для волос.
Работы учащихся Детской школы искусств им А. И. Плотнова.