Рябова Любовь Анатольевна
Занятие для старшей группы по стихам С. А. Есенина «Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для старшей группы
«Родина моя – С. А. Есенин»
Цель: Формировать патриотические чувства через творчество С. А. Есенина у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Закрепить с детьми понятие «Родина», подвести к мысли любить Родину значит знать её историю, культуру, людей.
Публикация «Занятие для старшей группы по стихам С, А, Есенина „Родина моя“» размещена в разделах
- Есенин С.А.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Россия, Родина. Конкурсы чтецов, стихи о России, литературные гостиные
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
2. Развивать у детей интерес к русской поэзии. Учить детей слышать красоту родного слова.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к Родине, к русской природе посредством поэзии С. А. Есенина.
4. Вызвать у детей интерес к выразительному чтению стихотворений.
Предварительная работа:
1. Беседы о жизни и творчестве русского поэта.
2. Заучивание и чтение стихотворений С. А. Есенина.
Активизация словаря: Родина, любовь, клён, клененочек (жеребенок, зима (седая, поэт и т д.
Оборудование: Портрет С. А. Есенина, иллюстрации Есенинских мест (село Константиново); записи песен на стихи С. Есенина; берёзовая веточка.
Ход:
Воспитатель: «С чего начинается Родина,
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того что в любых испытаниях
У нас никому не отнять!»
Как вы думаете, о чём это стихотворение?
Дети: о Родине.
Воспитатель: Дети, а что такое Родина?
Дети: – Родина - это место, где мы родились, где мы живем, где стоит наш дом, где живут наши друзья, где тепло и уютно…
Воспитатель: А с чего начинается Родина?
Дети: С нашего дома, с березки, с реки, с цветочка…
Воспитатель: Дети, а вы любите свою Родину?
Дети: да.
Воспитатель: «Что мы родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем
И березки у дороги
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растим,
И скворцов весенних песен
За распахнутым окном».
Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче, сильнее. Надо стараться все сделать, чтобы ей было хорошо, защищать ее и жалеть, когда ей трудно.
Воспитатель: Дети, наша Родина богата знаменитыми людьми, музыкантами, писателями, поэтами.
Воспитатель: Кто скажет, что делает поэт?
Дети: Он пишет стихотворения.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном из них. Это поэт Сергей Александрович Есенин (демонстрация портрета С. А. Есенина, на этом портрете ему 30 лет. С. Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего 30 лет! Свое детство он провёл на родине в рязанском крае в селе Константиново. Он родился в 1895 году в семье крестьянина.
Показ иллюстрации с. Константиново.
Воспитатель: Стихи С. Есенина знают очень многие. Назовите стихи Есенина, которые вы знаете?
Дети: «Белая берёза», «Нивы сжаты, рощи голы», «Клён ты мой опавший», «Черёмуха» и др.
Воспитатель: Песни на его стихи вы, наверное, слышали. Они очень красивые и задушевные. Их поют артисты и просто люди, собравшись у костра и на полянке.
Воспитатель: Вот послушайте отрывок из песни «Не жалею, не зову, не плачу».
Аудиозапись песни «Не жалею, не зову, не плачу».
Воспитатель: Каждое стихотворение Есенина – это картинка, надо только внимательно прислушаться, и увидишь настоящие чудеса. Каждое деревце, цветочек у поэта живые. Месяц в небе — это жеребенок, а собаки, коровы, кошки - его лучшие друзья.
- Сочинять стихи он начал рано и записывал все, что видел вокруг родного села Константиново.
- А кто-нибудь из вас был в селе Константиново?
Дети: да.
Показ иллюстраций: село – Константиново, музей С. А. Есенина.
Воспитатель: Вот глядите, что он обнаружил в бабушкином огороде.
Подготовленный ребёнок читает стихотворение :
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Воспитатель: Кто такой клененочек?
Дети: маленький клён.
Воспитатель: Да это маленький, клен, клен-малыш, ребенок. А рядом с ним мама-клен; большая, высокая, добрая и стоят они рядом, как корова с теленком. - Почему как корова с теленком? Да, потому, что маленький клен растет совсем рядом с большим и тянется к нему, как к маме и может только достать своей вертушкой до его нижних веток. Очень трогательно увидел это поэт.
- А сейчас я предлагаю поиграть в русскую народную игру:
«Бабушка Маланья»
Физкультминутка:
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
С такими ушами,
(Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, руки в стороны)
С такими глазами,
(«Бинокль»)
С такой бородой,
(Руки вниз с наклоном)
С такой головой.
(Руки над головой полукругом)
Ничего не ели, на нее глядели, делали вот так.
(Присаживаются на корточки, подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое – нибудь движение, все повторяют)
Воспитатель: С. Есенин создал настоящие поэтические шедевры о каждом времени года. Многие из них стали песнями, любимыми многими поколениями: «Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком»
Или
«Клён ты мой опавший,
Клён заледенелый,
Что стоишь нагнувшись,
Под метелью белой».
Включается аудиозапись (отрывки из песен)
Подготовленный ребёнок читает стихотворение :
«Нивы сжаты, рощи голы
От воды, туман и сырость
Колесом за сини горы
Солнце, тихое скатилось
Дремлет взрытая дорога
Ей сегодня примечталось
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…»
Воспитатель: Какое время года описывается в этом стихотворении.
Дети: Осень.
Воспитатель: Каким настроением оно проникнуто.
Дети: Грустное, унылое и т д.
Воспитатель: Верно, настроение грустное - зима скоро!
Воспитатель: А почему зима названа седой?
Дети: снег выпадет.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Про зиму поэт С. Есенин написал много стихов.
Ребё нок: «Поет зима - аукает».
Воспитатель: В 18 лет Есенин написал самое известное стихотворение «Белая береза» (мы его вместе учили) Вспомните стихотворение и опишите мне эту картину, какая погода? какое настроение оно вызывает?
Дети: берёза под снегом белым и т д.
Воспитатель: Береза, как царевна, вся в серебре, в золоте.
Воспитатель: Дети предлагаю вам дома нарисовать ту самую белую березу, которую описал в своём стихотворении Сергей Есенин. Предлагаю из ваших рисунков сделать выставку.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, давайте встанем полукругом и подведём итог нашей встречи.
Воспитатель: У меня есть берёзовая веточка. Передавайте берёзовую веточку по кругу после того, как расскажите: что понравилось? Что нового узнали? Что запомнилось? и т. д.
Дети: С. А. Есенин русский поэт. Родина – это место, где мы родились. Село Константиново - Родина С. А. Есенина. На стихи С. Есенина исполняют песни и др.