Ирина Гусева
Занятие для средней группы «Свойства камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие для средней группы. Тема «Камни».
Цель: Сформировать представление о свойствах камней.
Задачи:
Обучающие: Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней, учить самостоятельно находить признаки сходства и отличия камней, устанавливать связи между явлениями природы;
Развивающие: Развивать познавательные способности детей, активизировать речь воспитанников, умение обосновывать свои ответы.
Публикация «Занятие для средней группы „Свойства камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Воспитательные: воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности, любовь к природе.
Предварительная работа: Беседа «Откуда берутся камни?». рассматривание иллюстраций гор и горных ландшафтов, разновидностей камней. Беседа «Что такое морская галька?».
Материалы и оборудование: Камни разной величины (морская галька, обычные камни, пемза,, доска с мешочками (для тактильных ощущений, письмо от профессора Почемучкина, лупы, стаканчики с водой, аудиозапись «шум моря», компьютерная презентация (фото вулкана, лавы, гальки, картинки-подсказки «Свойства камней», мисочки, салфетки.
Сюрпризный момент:
Дети подходят к доске ощущений:
- Ребята, посмотрите, какая интересная доска появилась у нас в группе. Здесь есть мешочки. Можете по очереди просунуть руку и отгадать, что же находится в мешочках?
Ответы детей (камни).
- Смотрите, тут еще лежит письмо! Читаю.
Письмо: «Дорогие ребята! Пишет вам профессор Почемучкин. Я много путешествовал по миру и насобирал целую коллекцию камней из разных мест, но исследовать их я так и не успел. и я очень бы хотел, чтобы вы, ребята, смогли изучить эти камни и узнать о них как можно больше. Эти исследования нам очень пригодятся в будущем, для дальнейших открытий!».
- Ну что, поможем профессору изучить камни? Тогда проходите в нашу лабораторию и садитесь на стульчики. (На столе у каждого мисочки с камнями, кроме пемзы, она пока в одной миске отдельно).
Для того, чтобы изучать камни у нас с вами есть помощники – глаза. Для чего? (Смотреть, рассматривать, разглядывать, изучать)
А также уши, нос и руки. А вот ротик нам пригодится? (нет, камни в рот брать нельзя).
Самыми первыми работают наши глаза. Давайте внимательно осмотрим наши камни.
1. Какого они цвета (коричневый, серый, белый, разноцветный). А какой формы? (круглые, овальные, вытянутые, квадратные).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные. Вешаю картинку-подсказку.
2. А какого они размера? Наблюдения детей: разного, маленькие, большие, средние.
Давайте попробуем разложить камушки сначала самые маленькие, потом средние, потом большие.
Вывод: камни разные по размеру. Вешаю картинку-подсказку.
3. Определение характера поверхности.
- А теперь нам будут помогать еще и пальчики. Возьмите по одному свои камушки и погладьте их. Поверхность у всех одинаковая или разная? Какая?
Дети делятся впечатлениями: гладкая, шершавая, неровная, плоская, бугристая, грубая.
- Для того, чтобы еще внимательней изучить поверхность камней у нас есть лупы.
Возьмите в ручки, но будьте осторожны, так как она стеклянная. Лупу еще можно назвать увеличительным стеклом и она нужна для лучшего рассмотрения предметов.
Рассмотрите камешки. Что интересного вы увидели?
Наблюдения детей: Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры.
Вывод: У камней разная поверхность. Вешаю картинку-подсказку.
- А видите вот эти гладкие камушки? Это галька. Ее профессор Почемучкин привез из южных краев, прямо с берега моря. Показ картинки (галька). Вода двигает камни, ударяет их друг об друга, а также они трутся и о песок. Острые углы постепенно сглаживаются, и камешек становится округлым.
- Я вам предлагаю сейчас немного отдохнуть и представить, что мы оказались на морском берегу. Встаем, идем на коврик, делаем круг. Физкультминутка:
К морю дружно мы спустились
Наклонились и умылись (наклоны вперед, умывание)
Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно (Плавательные движения руками).
Все как один –
Плывем как дельфин.
Вышли на берег морской (прыжки на месте)
И присели рядом с водой (Садимся на коврик).
Звучит звук морского прибоя.
- Вы слышите, ребята? Что это? Давайте закроем глазки и представим себя на морском берегу. Ребята, а что вы представляли, пока слушали волны?
Вот мы с вами как-будто и поплавали. А как вы думаете, что будет с камнем, если его положить в воду? Давайте проверим.
Садимся за столы.
- Положите в стаканы с водой по несколько любых камешков. Что случилось? Тонут. но не все. Есть такой камень, который не тонет, это - пемза. Он очень легкий, пористый, рассмотрите его внимательно. Внутри него много пустот, поэтому он такой легкий.
Пемза есть не везде, она образуется при извержении вулкана.
Фото 1 – вулкан – Вот вулкан, смотрите какой он высокий, красивый.
Фото 2 – извержение вулкана – Когда вулкан извергается из него вытекают потоки горячей лавы.
Фото 3 – Пена – А на поверхности лавы образуется вот такая пена. Пена остывает и превращается вот в такую пемзу (Фото 4 – застывшая пемза). Очень часто пемзу использую для ухода за кожей на ногах (Фото 5 – щеточка с пемзой).
- Значит, какой мы с вами сделаем вывод? Камни тонут? (Да, но не все, например, пемза не тонет). Вешаю картинку-подсказку.
- Ребята, вы большие молодцы! Вы помогли профессору Почемучкину изучить его коллекцию камней. А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. пойдемте к нашей волшебной доске. Майя, крути барабан, так, стрелочка показала на эту ячейку, вытаскивай записку. (В ячейках записки с вопросами для закрепления материала).
Вопросы:
1. Камни одного цвета или все разного цвета?
2. Какой формы бывают камни?
3. Какая бывает поверхность у камней?
4. Галька – это гладкий или шершавый камушек?
5. Камни тонут или нет?
6. Из чего получается пемза?
7. Как галька получается такой гладкой и округлой?
8. Зачем нужна лупа?
9. Какие помощники нам помогали изучать камни?
10. Как зовут профессора?
11. Как можно использовать пемзу?
12. Вам понравилось занятие?