Анастасия Аркадьевна Труханова
Занятие для детей подготовительной группы «Наши леса — родного края краса»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- формировать представления у детей о жизни деревьев, растущих в лесу,
через изучение народного творчества; познакомить с характерными
особенностями липы;
- познакомить с профессией лесника;
- расширять представления о хозяйственном значении древесины;
- закрепить правила поведения в природе, учить устанавливать причинно-
следственные связи; формировать бережное отношение к лесу,
ответственность за окружающее согласно принципу «не навреди››;
- учить выразительному исполнению характерных народных движений;
Публикация «Занятие для детей подготовительной группы „Наши леса — родного края краса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
- воспитывать интерес и любовь к фольклору, патриотические и гражданские
чувства;
- развивать творческую и познавательную активность детей.
Методические приемы:
- представление детей, игра-превращение, использование художественного
слова: заклички, попевки, загадки, пословицы, сюрпризный момент, вопросы,
решение проблемной ситуации, поощрение.
Музыкальный материал:
- попевка <<Осень››;
- хороводы «На горе-то калина», «Земелюшка-чернозем
- ансамбль ложкарей;
- музыкальный альбом «Шум леса››;
- хороводная игра «Лапти».
Материалы и оборудование:
декорации осенней лесной полянки, деревянные ложки, лапти, корзина,
природный материал, яблоки и орехи, русские народные костюмы.
Предварительная работа:
экскурсия в лес, беседы о природе, чтение художественной литературы о
лесе, рассказывание экологических сказок, разучивание потешек, стихов,
рассматривание иллюстраций, картин, работа с природным материалом,
эксперимент с комнатным растением (помещение в холодное темное место,
привлечение родителей к работе над проблемой.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, у нас сегодня необычное занятие. Я предлагаю вам
отправиться на прогулку в осенний лес. Но сначала, давайте
вспомним правила поведения в лесу.
(дети называют правила поведения в лесу)
Воспитатель: Молодцы! Правила поведения вы знаете.
А сейчас закроем глаза, 1-2-3 повернись и в лесу окажись!
(дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной
полянке)
Воспитатель:
Вот и лес стоит густой,
Качает всем нам головой.
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовет и манит.
- Вот, дети, мы с вами и оказались в лесу. А с хозяевами надо
здороваться. Давайте вместе поздороваемся с лесом:
Ансамбль ложкарей.
Воспитатель:
Послушайте мою загадку:
Что же это за девица,
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(елка)
Воспитатель: На какой праздник наряжают елку или сосну?
Дети: на новый год.
Воспитатель: А можно ли рубить елки к празднику в лесу? Если да, то где?
(ответы детей)
Воспитатель: Ель зовут музыкальным деревом. А вы знаете почему?
Да потому что ее древесина идет на изготовление музыкальных
Инструментов? Какие вы знаете деревянные муз. инструменты?
(ответы детей)
Воспитатель: А что случится если исчезнут все деревья и леса на земле?
(ответы-рассуждения детей)
Воспитатель: Ребята а вы знаете пословицы о лесе.
(дети говорят пословицы)
Дети (хором):
Здравствуй, Здравствуй добрый лес,
Полон сказок и чудес.
Мы никого здесь не обидим,
И чудеса твои увидим!
Воспитатель: полюбуемся красотой осеннего леса, послушаем как «шумит» лес.
(звучит аудиозапись «Шум леса››)
- Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый
Желто-розовый кленовый.
Воспитатель: -Скажите, в какие краски Осень раскрасила деревья в лесу?
(ответы детей)
-Как называется явление в природе, когда опадают листья?
(листопад)
-А для чего нам могут пригодиться опавшие осенние листочки?
(ответы детей)
Падают листья, застилают дорожки разноцветным ковром.
Шуршат под ногами и создают особое настроение - осеннее.
Мы с вами про осень вспомним попевку:
Дети:
Осень, осень,
Гости недель восемь,
С громами сильными,
С дождями, с ливнями.
Воспитатель: -Ребята, а почему деревья осенью сбрасывают листья?
(становится холодно, мало влаги, тепла и света)
- А вы знаете, что такое ЛЕС?
(ответы детей)
- А как вы думаете, кто самый главный обитатель леса?
Послушайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(дерево)
-Какие деревья растут в лесу?
(береза, липа, осина, дуб, ели и т. п.)
Воспитатель: Когда стоят осенние пасмурные дни, очень хочется, чтобы
выглянуло солнышко.
Дети (хором):
Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко.
Сядь на пенек,
Разгуляй весь денек,
Пусть растет березка, красуется,
Да солнышком любуется.
Березонька кудрявая,
Кудрявая, маложавая.
Воспитатель: Береза-любимое дерево всех русских людей. Это символ
России. Стройную, кудрявую, белоствольную - ее всегда
сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.
Да девочки хороши!
Идут плясать,
Березку прославлять!
Девочки:
1. Будем те6я, Березонька,
Чествовать, величать,
Красоту твою воспевать.
2. Ты лучиной избу освещаешь,
Из печи жаром всех согреваешь.
3. В тележных колесах скрип
Своим дегтем снимаешь,
А в жаркий день над нами
Зелень свою распускаешь.
4. А еще люди березовый сок пьют,
Его в жару на стол падают.
5. Березка-красавица
Эта русская песня тебе понравится.
Хоровод «Земелюшка - чернозем».
Лесник: Здравствуйте! Я рад видеть вас в своем лесу.
Воспитатель: Здравствуй, Лесник. Мы пришли сюда, чтобы полюбоваться
красотой осеннего леса, разнообразием деревьев и кустарников.
Расскажите Леснику, какие деревья мы уже встречали?
(ответы детей)
Лесник: Замечательно, но в лесу растет еще много других деревьев и есть
даже сладкое дерево. А вы знаете, как оно называется?
(липа)
Лесник: Всего 10-12 дней цветет липа. Но пчелы успевают за это время
собрать с 1 дерева такое количество меда, сколько дает целое поле
гречихи. А высушенный липовый цвет-старинное средство для
лечения.
Посмотрите, что я вам принес (показывает лапти).
В старину липа обула в лыковые лапти многих людей.
А поиграть с лаптями хотите?
Игра «Кто быстрее обует лапти».
Лесник: Древесина липы также хороший материал для изготовления
деревянных ложек.
Воспитатель: Ложкари вставайте, да на деревянных ложках сыграйте.
Воспитатель: Я вам загадаю загадку про дерево. А вы отгадайте, как оно
называется?
У него ягоды- не сладость,
Зато глазу - радость,
И лесу -украшение,
А птицам - угощение.
(рябина)
Воспитатель:
У красавицы рябины
Осенью именины.
Выглядит она прекрасно
В ягодах красных.
Это любимое всеми дерево. Рябину часто встретишь в лесу.
Звери и птицы очень любят ее ягоды. Да и люди используют
их для приготовления варенья, компотов, киселя. В ягодах
рябины много полезных витаминов, семена богаты маслом.
Немало песен сложено о рябинушке.
Песня«Что стоишь качаясь тонкая рябина.. .› (исполняют взрослые)
Воспитатель: В лесу, как вы знаете, растут ещё и кустарники. Подумайте и скажите, у какого кустарника ягоды тоже красные?
(калина)
- Какую пользу приносит этот кустарник людям?
(лекарственное растение)
Хоровод «На горе-то калина»
Воспитатель: Я слышу чьи-то шаги. Я догадываюсь кто это. А вы
послушайте загадку:
Чтобы новые леса поднимались в небеса,
Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,
Их под звон и гомон птиц
Охраняет кто?
(Лесник)
Воспитатель: Кто такой Лесник?
(ответы детей)
Приход Лесника.
Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихотворение о лесе:
Лес - наше богатство,
И золото наше.
Разные звери, лечебные травы.
Там много птиц,
И ягод полно.
Воздух свежит
И дышать легко.
Лесник: Молодцы! Вы мне очень понравились. А я в лесу люблю собирать
разнообразный природный материал: шишки, бересту, желуди,
листочки. И вечерами из них мастерю разные поделки. Вот и
сегодня я насобирал природный материал и хочу его вам
подарить (дарит корзинку с природным материалом) Я думаю
он и вам пригодится.
Каждый куст берегите ребята
Где росток ты увидишь какой,
Может вырасти дуб в три охвата,
Березняк иль малинник густой.
Лесник: Спасибо вам за то, что любите природу, лес, знаете и соблюдаете
правила поведения в лесу. Вот вам угощение - лесные яблочки и
орешки. А мне пора дальше! До свидания!
(дети прощаются с Лесником)
Воспитатель: наша прогулка подошла к концу и нам пора возвращаться в
детский сад. 1-2-3 покружись в д/саду окажись.