Ирина Маркина
Занятие «Дикие звери зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид, тип занятия - интегрированное занятия по ознакомлению с окружающим, аппликации.
Тема: «Дикие звери зимой».
Возраст детей - 6 лет.
Способ организации детей на занятии - подгрупповой.
Задачи.
Обучающие:
1. Закрепить знания детей о том, как звери зимуют в лесу, об их внешних признаках, повадках, где живут, чем питаются.
Публикация «Занятие „Дикие звери зимой“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
2. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ по картам- схемам. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
3. Упражнять в правильном назывании детёнышей, согласовании с числительными один, много.
4. Упражнять в подборе определений к заданному слову.
5. Активизировать слова по теме: дупло, логово, хищник.
6. Продолжать освоение детьми техники аппликации из гофрированной бумаги.
Активизировать словарь: хищник, дупло, логово, маскируется, озимые. Развивающие:
Закреплять умение согласовывать слова с движением, развивать мимику, речевое дыхание и мелкую моторику рук, слуховое внимание. Способствовать проявлению творческого воображения, чувства цвета, колорита.
Воспитывающие: Воспитывать любознательность, активность, дружеские чувства в коллективе детей, интерес к живой природе, доброжелательность, инициативность, навыки сотрудничества, эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа: рассказывание, рассматривание иллюстраций о животных, беседы, отгадывание загадок, работа с моделями. Изготовление деталей для аппликации (комочки разных цветов, работа с инсценировкой, разучивание ритмического упражнения «Зима», физминутки «Лес».
Наглядный дидактический материал:
Демонстрационный: снежинка, мультимедийный экран, презентация к занятию, музыкальная запись зимней мелодии, панно «Зимняя картина».
Раздаточный материал: плоскостные заготовки изображений диких животных : белки, зайца, волка и деталей для их украшения (комочки гофрированной бумаги, клей, клеенки, салфетки.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети с воспитателем заходят в группу.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые!
Давайте, дети, встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Здравствуй, правая рука!
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй, друг, здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг.
Повернулись, оглянулись И друг другу улыбнулись.
А теперь своим хорошим настроением поделитесь со всеми.
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
- Посмотрите, кого вы видите на экране? (животные)
- Кто это? Внимательно посмотрите и скажите, кто здесь лишний?
Дети определяют, что лишний здесь - баран, т. к. это домашнее животное, а все остальные относятся к диким.
- Чем отличаются дикие животные от домашних? (Домашние животные, в отличие от диких, живут в специальных помещениях, построенных человеком. Люди летом запасают для этих животных корм на зиму и ухаживают за ними. А дикие обитают в лесу.)
- Вы много знаете о диких животных, скажите, а как устроено дупло белки? Почему “Волка ноги кормят”? А хотите узнать? Тогда я предлагаю отправиться в лес и узнать, как там поживают звери. Но чтобы туда попасть, мы должны сказать слова: «Раз, два, повернись - в лесу волшебном окажись!»
Воспитатель: Зимой лес выглядит сказочно. Давайте подберем красивые слова для описания леса, а поможет нам вот эта снежинка. К кому она опустится на руку, тот и продолжает.
- Снег в лесу. пушистый; Снег в лесу. белый; Снег в лесу. блестящий, мягкий, искристый, серебристый)
- Деревья зимой. (Тихие, задумчивые, грустные, сонные, замерзшие, продрогшие)
- Погода зимой (Морозная, солнечная, холодная.)
Воспитатель: Зимой, и в настоящем, и в сказочном лесу, очень холодно. Нужно, ребята, одеться потеплее.
Ритмическое упражнение «Зима»
Пришла зима, - трем ладошки друг о друга
Принесла мороз. - пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима, - трем ладошки друг о друга
Замерзает нос. - ладошкой массажируем кончик носа
Снег, - плавные движения ладонями
Сугробы, - поднимая руки вверх, развести их в стороны.
Гололед. - ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед! Шагаем, высоко поднимая колени.
Теплые штаны наденем, ладонями проводим по ногам
Шапку, шубу, валенки. ладонями проводим по голове, по рукам, топаем
ногами
Руки в варежках согреем круговые движения ладонями одной руки
вокруг другой ладони
И завяжем шарфики. ладони прикладываем друг на друга к
основанию шеи
Зимний месяц называй! - Декабрь, Январь, Февраль.
Тихо вокруг, только снег шуршит, да слышны лесные шорохи. Прислушаемся к ним. Что это? Звери и птицы друг с другом переговариваются. Давайте присядем на пеньки, послушаем их разговоры (дети садятся на подушки).
- Ребята, а что вы услышали? (Крики птиц, скрип снега).
- А вот и заяц со снегирем встретились, послушаем их разговор.
Рассказ - инсценировка «Заяц и Снегирь».
Заяц белый, куда бегал?
- На деревню.
-Для чего?
-Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжечку капустную в огороде найти.
И нашел?
-Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки брехучие.
-А теперь ты куда?
-Осинку глодать.
- Да она же горькая!
-Сладкая! Вчера я не поел, сегодня не ел - куда как сладкая осинка покажется! -Ребята, а почему Зайцу горькая осинка кажется сладкой? (потому что он два дня не ел, голодный).
- А что вы еще знаете о зайце? Расскажите. (Дети, используя мнемотаблицу, рассказывают о животном).
-Лежку заяц устраивает на открытом месте или под поваленными деревьями. Он роет нору в снегу и забирается в нее. Шуба у зайца зимой становится под цвет снега, мохнатая. Ноги его обрастают шерстью, даже между пальцами вырастает мохнатая шерсть. Зайцу тепло, да и удержаться на снегу легче: нога становится шире, как - будто надел лыжи).
-А какие враги у зайца? ( У зайцев много врагов: охотники, волки, лисицы, собаки, орлы, совы. Он осторожный и пугливый зверек).
Психогимнастика
Ребята, покажите, как зайчик боится волка, как зайчику грустно, весело, как он радуется, (дети выполняют соответствующие движения).
-Давайте еще прислушаемся, может, что-то еще услышим.
Да, это воет волк, а вот и он сам.
Волк и Сорока, (инсценировка)
Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
- От голода.
- И ребра торчат, выпирают.
- От голода.
- А воешь от чего?
- От холода.
- Вот и поговори с тобой. Заладил, как сорока: от холода, от голода. Чего ты такой неразговорчивый?
- От голода.
Воспитатель: Ребята, что страшнее холода зимой? (голод)
-Расскажите о волке. (Дети, используя мнемотаблицу, рассказывают о животном).
Воспитатель: Зимой волки живут стаями. Обыкновенно в стае 10-12 волков. Почему говорят «волка ноги кормят»? Волчьи стаи рыщут по полям, дорогам, ищут добычу. В поисках пищи волки пробегают большие расстояния. Недаром народ сложил поговорку: «Волка ноги кормят». И все же зимой волки почти всегда голодны. Злые и голодные волки ведут себя смело. Они забегают в деревни, забираются в овчарни, в птичники, нападают на дворовых собак.
Воспитатель: Как хорошо зимой в лесу! И дышится легко морозным, свежим воздухом.
(Дыхательная гимнастика)
-Поймайте снежинку и сдуйте ее. (Дети набирают полной грудью воздух через нос и выдыхают через рот, медленно, сильной струей).
Дети, не замерзли? Давайте-ка погреемся.
Физминутка «Лес».
Мы по лесу все гуляли (ходят в рассыпную)
Много разного видали (каждый гуляет по своей дорожке)
Есть ли ели на опушке? (Руки внизу, ладошки кверху)
До небес верхушки (Руки вверх)
Слушают (Прикладывают руки к ушам)
Молчат (Закрывает рот пальцем)
А внучата - елочки, тонкие иголочки (пружинка)
У лесных ворот (делают над головой руками домик)
Водят хоровод (закручивают руки вокруг себя)
Мы по лесу все гуляли,
Много разного видали.
-А теперь, присаживайтесь на пенек, будем слушать дальше. А что можно услышать в зимнем лесу? (Дети фантазируют)
Стук дятла, хруст ветки, услышать эхо. Упал снег с ветки.
А вот, кажется, ветка хрустнула. Кто же это мог сделать?
Загадка. - Я веселый зверек, по деревьям скок да скок. Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь. Кто это?
Правильно, это белка!
Ребята, расскажите, что вы знаете об этом зверьке? Белка живет на деревьях, и это дает ей возможность укрываться от врагов. Шкура зимой у нее серебристо — серая, делает белку незаметной. К тому же белка - ловкий зверек. Она хорошая хозяйка, летом и осенью готовит себе запасы.
Мы хотели узнать, как устроен домик у белки. Посмотрите. Зимой белка живет в дупле или гнезде. Устраивает там подстилку из сухой травы, мха, шерстинок. Выход из гнезда- лазейку, белочка закрывает мхом или пучком сухой травы. В гнезде тепло. В холодную погоду она спит 20-22 часа в сутки. При теплой погоде зверек на кормежке задерживается дольше и прыгает больше.
А сейчас отгадайте, чье это меню, кто этим питается?
1) Грибы, желуди, орехи, семенами еловых шишек - белка.
2) сено, озимые, кочерыжки, морковь - заяц
3) Мыши, зайцы, овцы - волки. Да, ребята волки -это хищники.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Кто у кого?». Я называю животное, а вы, у кого окажется снежинка, - одного детёныша и много детёнышей.
У лисицы. один лисёнок, много лисят.
У волчицы. один волчонок, много волчат.
У медведицы -. один медвежонок, много медвежат.
У белки. один бельчонок, много бельчат.
У зайчихи -. один зайчонок, много зайчат.
Да, ребята, много мы сегодня узнали, но уже темнеет в лесу и нам надо возвращаться в детский сад. - А в следующий раз мы опять придем сюда, чтобы узнать и о других лесных жителях.
А сейчас возьмемся снова за руки, и скажем волшебные слова: «По тропинке мы идем, в детский сад наш попадем».
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Кого же мы повстречали в лесу, что нового узнали. А теперь, на память об этой встрече, я предлагаю смастерить этих животных из гофрированной бумаги.
(Дети садятся за столы). Работа детей происходит под зимнюю мелодию.
По окончании работы воспитатель предлагает детям разместить фигурки животных на панно «Зимний лес», подводит итог, предлагает оценить свою работу на занятии.