Литвинова Елена Борисовна
Занятие цикла «Музыкально-литературная гостиница. Здравствуй, зима-красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие цикла «Музыкально-литературная гостиница»
Цель: Развитие эмоционального восприятия и понимания образного содержания музыкальных произведений у детей. Знакомство с шедеврами художественного и поэтического искусства.
Тема: «Здравствуй, зима – красавица»
Звучит музыка («Декабрь» П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года», дети входят, свободно располагаются в музыкальном зале.
Публикация «Занятие цикла „Музыкально-литературная гостиница, Здравствуй, зима-красавица“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературные сценарии
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Музыкальный руководитель : Добрый вечер, друзья! И вновь нас встречает музыка в нашей музыкальной гостиной. Музыка! Так что же это такое? Это огромный волшебный мир. Мир звуков, на первый взгляд, может и не понятный, но вслушайтесь внимательно – и вы услышите то легкое дуновенье ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели… А может, это сияние разноцветной радуги или ласковый луч солнышка? Да, музыка это целый мир, где соседствует природа, ожившие герои сказок и мы с вами. Пьеса, которая встретила нас сегодня называется «Декабрь» П. И. Чайковского.
Да, мы уже знакомы с некоторыми его произведениями и его музыка понятна каждому человеку, ведь П. И. Чайковский языком музыки рассказывал о нашей русской природе, которая прекрасна во все времена года. Сейчас зима, и не случайно наша музыкальная гостиница превратилась в зимнюю поляну. Многие русские поэты, живописцы и композиторы любили это время года за волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски. Давайте и мы поговорим о зиме, послушаем музыку, вспомним стихотворения, рассмотрим картины.
Зима… Какая она? Какими красками художница-природа рисует зиму? (Ответы детей). (Детям предлагается рассмотреть репродукции картин «Восход солнца», «Зимний пейзаж» И. Грабаря).
Музыкальный руководитель : «Мороз и солнце! День чудесный!» или «Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл –и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась Клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…»
Так говорил об этом необыкновенном времени года А. С. Пушкин, ведь без зимы не будет прекрасным ни весна, ни лето. Давайте послушаем стихи, которые знаете вы.
Дети читают стихи: «Поет зима, аукает…», «Белая береза» С. Есенина. Также дети рассматривают репродукции картин «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Волшебница Зима» К. Юона, ««Иней» Н. Кузнецова.
Музыкальный руководитель : А какие у зимы завораживающие мелодии! Давайте еще раз откроем для себя ее красоту, послушаем музыкальное произведение «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди. (Дети слушают).
Вот мы слышим первую мелодию зимы, она звучит очень тихо. И действительно, зима подходит незаметно, очень тихо. Все происходит, как в сказке. За одну ночь зима может построить себе серебряный дворец, покрыть снегом дома, деревья, мостит мосты через реки и озера. Однажды проснешься утром и увидишь, что за окном все изменилось; деревья и дома покрыты белым пушистым снегом, и сразу охватывает какая-то непонятная радость, словно произошло полное обновление не только в природе, но и в человеке, так и хочется посидеть у камина или печки и вслушаться в мелодию тихой зимы.
(Ведущий предлагает послушать музыку П. И. Чайковского «У Камелька» из цикла «Времена года». (Дети слушают фонограмму, присев на меховой ковер у декоративного камина).
Музыкальный руководитель : «Камелек»- какое необыкновенное слово, можно представить перед собой огонь, угасающий в камине, мерцание догорающих углей и даже почувствовать их тепло.
«И мирной неги уголек ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек, и свечка нагорела». (А. С. Пушкин)
Давайте зажжем свечу и послушаем музыку, глядя на свечу.
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек».
Музыкальный руководитель : Как удивительно гармонируют эти стихи Пушкина с мелодией неторопливой, мечтательной. И только, как бы невзначай, короткая музыкальная фраза вносит тревожные нотки, как будто кто-то нарушил эту тишину, все время повторяется небольшая музыкальная фраза, похожая на тихую жалобу, даже слышится тревога в музыке, но, может это сказка, и каждый, слушая эту музыку, представляет свою сказку, вновь слышится мелодия как в начале, прошла тревога. Все вновь успокаивается и замирает.
(Дети слушают)
Музыкальный руководитель : Давайте вспомним, как зиму изображали наши великие поэты в своих стихах.
(Дети читают стихи «Детство» и «Зима» Сурикова).
Музыкальный руководитель : Прекрасна наша русская зима, не страшен мороз народу.
(ведущий предлагает пропеть песню «Что нам дарит, зимушка-зима»).
Музыкальный руководитель : Зиму очень любят дети, сколько радости доставляет она зимними забавами: играми в снежки, катанием на санках, лыжах, коньках.
( Ведущий предлагает игры: «Когда зимы пора придет»,
«Ты, мороз- мороз, не показывай свой нос»).
Музыкальный руководитель : А теперь давайте покатаемся на тройке с бубенцами.
(Звучит пьеса «На тройке» П. И. Чайковского, из фортепианного цикла «Времена года»).
Музыкальный руководитель : Композитор передает ритм скачущей тройки. Мы как бы видим ее сначала издали – музыка звучит тихо, приглушенно; затем тройка приближается – музыка становится громче, отчетливей слышен стук копыт. Постепенно тройка удаляется – музыка затихает, и вот тройки уже не видно совсем…
На каком инструменте была исполнена эта музыка?
Дети: На фортепиано.
Музыкальный руководитель : теперь вам задание: постарайтесь украсить пьесу звучанием подходящих музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.
(Д ети выбирают колокольчики, бубенцы, бубен, треугольники, металлофон, ксилофон, ложки, импровизируют на инструментах).
Музыкальный руководитель : А сейчас мы полетим над сонным заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром, скрип снега под ногами Деда Мороза, обходящего свои владения, его холодное дыхание коснется вас… Слушайте!
(Звучит «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик». (можно использовать световой эффект «Падающего снега» и демонстрацию видео фрагмента из балета).
Музыкальный руководитель : Какая эта музыка? О чем она вам рассказала? (ответы детей). Мы как бы увидели заснеженный лес, услышали как начинается буря: вот первые легкие снежинки кружатся в воздухе, ветер дует все сильнее и вдруг бросает нам в лицо пригоршню снега и тутже мчится прочь. И вот уже все кругом занесено белым пушистым снегом. Вьюга улеглась. Деревья стоят словно зачарованные в кружевном снежном уборе на фоне чистого голубого неба. (Давайте попробуем соединить краски музыки с красками живописного полотна: они удивительно дополняют друг друга!
Скажите, пожалуйста, какую картину называют пейзажем? Что на ней изображено? Какие краски используют художники в своих произведениях, чтобы изобразить зимний пейзаж? (Дети отвечают). Обратимся к великим русским художникам.
(Дети рассматривают репродукции картин «Мартовский снег», «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Зимнее солнце», «Русская зима» К. Юона, «На севере диком» И. Шишкина).
Музыкальный руководитель читает стихи С. Есенина: «Ночь. Вокруг тишина. В природе все спит, своим блеском луна все вокруг серебрит»…». Только талантливый художник может увидеть эту красоту и запечатлеть ее в своем произведении.
Музыкальный руководитель : Вот она какая красавица, русская зима! Давайте вместе споем песню «Зима- красавица».
Музыкальная подвижная игра «Ледяные ворота».
Музыкальный руководитель : Вышел месяц молодой,
Зажег свечи чередой….
И пришла пора прощаться,
Хоть и жалко расставаться.
Музыка – великая волшебница! Она может раскрыть нам волшебную тайну звуков! Слушайте, любите и не расставайтесь с ней никогда! Мы убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи с картинами, и все это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению. И все это музыка Звуков, стихов, красок! Музыка – это все прекрасное, что нас окружает!
Стихает музыка, погасли свечи… До новой встречи! До новой встречи! А чтобы подольше образ Зимы оставался в вашей памяти, можете дома нарисовать ее: яркую, нарядную, сверкающую или суровую, притихшую, затаившуюся перед снежной бурей. А можно нарисовать веселую картинку детски забав: игры со снегом, катание на санках, лыжах и коньках и из лучших работ составить выставку.
Под тихое звучание музыки дети покидают музыкальную гостиную.