Приложение МААМ

Конспект занятия-беседы «Как ориентироваться на местности»

Мария Манина
Конспект занятия-беседы «Как ориентироваться на местности»
▼ Скачать + Заказать документы

Дорогие ребята! Сегодня я хочу побеседовать с вами о том, как найти дорогу к дому, если вы отправились в лес на прогулку за грибами или ягодами и оказались в незнакомом месте.

Знаете ли вы немецкую сказку «Гензель и Гретель»?

Если нет, то я вам ее напомню. Жила-была семья дровосека. И ей нечем было кормить детей — Гензеля и Гретель, и тогда родители решили завести детей в глухую лесную чащобу и оставить там. Но Гензель случайно услышал вечером разговор родителей, встал, надел свою курточку, отворил дверь в сени и тихонько выбрался на улицу. Ярко светила луна и белые камешки, лежавшие перед избушкой, блестели, словно груды серебряных монет. Гензель нагнулся и набил ими полный карман. Когда утром детей повели в лес, Гензель бросал на дорогу камешки. По этим камешкам дети смогли вернуться домой поздним вечером. Мама и папа были очень рады видеть своих малышей, ведь они уже раскаивались, что поступили с ними так жестоко!

Публикация «Конспект занятия-беседы „Как ориентироваться на местности“» размещена в разделах

Что было с детьми дальше, вы узнаете, если прочтете немецкую сказку «Гензель и Гретель».

Охотники, грибники, ягодники, оказавшись в лесу, стараются запомнить дорогу, делая зарубки на деревьях, примечая различные ориентиры — глубокие овраги, ручьи, речки, большие камни-валуны, одиноко стоящие деревья. Знают они и особенные приметы, помогающие ориентироваться в лесу.

Люди еще в глубокой древности разделили все пространство, окружающее человека, на четыре части и назвали их сторонами света. Это север, юг, запад и восток. На востоке всегда восходит солнце, а на западе оно заходит, там в вечерний час пылает закат. Существует специальный прибор, в давние времена изобретенный в Китае, с помощью которого можно определить, где находятся север и юг, запад и восток. А называется он компасом.

У компаса есть намагниченная стрелка, которая может вращаться вокруг оси. Один ее конец окрашен в красный цвет (он указывает на юг, другой — в синий цвет (он указывает на север). Если встать лицом на север, то по правую руку у вас будет восток, а по левую — запад.

Если у путешественника не оказалось с собой компаса, то определить стороны света можно по некоторым приметам природы. Какие же это приметы? Например, мхи и лишайники, которые покрывают северную сторону деревьев и камней.

Если вы оказались в сосновом или еловом бору, внимательно присмотритесь, где больше выступает смолы. Обычно смолы больше на южной части ствола дерева.

Дремлют сосны молчаливо.

С теплой, южной стороны

На сосне блестят красиво

Капли крупные смолы.

Постарайтесь запомнить, что муравьи строят свои муравейники к югу от ближайших деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим.

Послушайте стихотворение «Муравьиный терем».

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые старые пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна несут,

Дело спорится быстро и ловко —

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей,

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Если вы оказались в лесу ранней весной, когда еще не сошел снег, то обратите внимание на склоны оврагов. Более подтаявшим снег будет на южном склоне.

Послушайте, как об этом говорится в стихотворении «В овраге».

В глубоком овраге проходит граница:

На солнечном склоне растет медуница.

На северном склоне — горою

Сугробы под льдистой корою.

На южном — оттаяли комья земли,

Проснувшись, из гнезд вылетают шмели.

И ветер тихонько шепнул медунице,

Что нынче к полудню пора распуститься!

Весной вокруг больших деревьев образуются темные лунки, похожие на блюдца. С южной стороны лунка всегда больше!

В древности путешественники и мореплаватели определяли путь по особым картам, на которых изображались звезды и созвездия. Звезд в небе очень много! Запомнить их трудно. Поэтому их разделили на группы, соединив линиями. Такие группы звезд называют созвездиями.

В полночном небе хорошо заметны созвездия Большой и Малой Медведицы. Такие названия дали созвездиям древние греки. Прошли многие сотни лет, звезды переместились в небесах, и сейчас они, пожалуй, больше похожи на Большой и Малый Ковши.

Послушайте стихотворение «Большая Медведица».

Мерцает и светится

Большая Медведица.

Созвездие это похоже на ковш,

А ковш на медведя совсем не похож!

С помощью этого созвездия можно определить стороны света: юг, север, восток и запад.

Давайте попробуем это сделать. Сначала разыщем в небе Большую Медведицу — Ковш из семи ярких звезд. Увеличим боковую сторону Ковша (которая напротив ручки) в 6 раз, и она укажет на Полярную звезду. Станем лицом к Полярной звезде — впереди у нас будет север, сзади — юг, по правую руку — восток, по левую — запад. Отгадайте загадку.

Какая звезда

Путь нам на север

Укажет всегда? (Полярная звезда.)

Дорогие ребята! Теперь вы знаете немало примет, по которым можно определять стороны света и найти дорогу к дому, если вы оказались в незнакомой местности.

Итог беседы. Вопросы и задания для закрепления

1. Какие вы знаете стороны света?

2. Какой прибор поможет путешественникам найти верный путь?

3. Нарисуйте компас.

4. Какие приметы помогают путешественникам определить стороны света? Расскажите подробно о них.

5. Куда указывает Полярная звезда?

6. Попробуйте отыскать ее ночью на небе.

Публикации по теме:

«Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию «Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитаниюПояснительная записка:Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности,.

Конспект беседы-занятия «Виды росписи пасхальных яиц» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект беседы-занятия «Виды росписи пасхальных яиц» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Дидактический материал «Учимся ориентироваться во времени. Стихи-запоминалки»Дидактический материал «Учимся ориентироваться во времени. Стихи-запоминалки» Уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года. Учить правильно употреблять.

Конспект занятия «Дикие животные нашей местности» Цель: ознакомление детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы. Задачи: Уточнить знания детей, где зимуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия-беседы «Как ориентироваться на местности»
Опубликовано: 10 октября 2024 в 10:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия-беседы «Как ориентироваться на местности»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Манина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД