сабира мунгалова
Изодеятельность с использованием нетрадиционных материалов (поролоновой губки) как средство развития творчества детей
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательные занятия из нетрадиционных материалов (поролоновая) как средство развития творчества детей дошкольного возраста
Введение.
НОД имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания. Занятия дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждое направление, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Занятия с использованием нетрадиционных материалов имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость таких занятий для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
Установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий с использованием нетрадиционных материалов.
Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа в нетрадиционной форме в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН.
Значение занятий с использованием нетрадиционных материалов, с использованием занимательного материала (поролоновая губка, для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение таких занятий:
- развитие эстетического мировосприятия;
• развитие художественно – графических умений и навыков;
• развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
• развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
• становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
• получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
• воспитание зрительской культуры;
• возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.
Содержание работы с использованием нетрадиционных материалов (поролоновая губка) в разных возрастных группах
Решаются следующие общие задачи:
1. Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
2. Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
3. Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.
4. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.
Приобщение к нетрадиционной технике начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей : в возрасте 2-4 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности.
В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные задачи.
В старшем и подготовительном дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой моделирования-симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.
Нетрадиционный материал (поролоновая губка)
Наиболее интересным и доступным для детей дошкольного возраста является конструирование с использованием поролоновой губки. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения конструированию-моделированию необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий:
- губки разных размеров, цветов, форм;
-ножницы;
- клей;
- кисти разного размера.
Работая с поролоновой губкой, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как вырезание, склеивание и т. д. На занятиях происходит ознакомление с различными видами поролоновых губок, ее качественными показателями. Ребенок узнает, что губка бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: гладкой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой промокаемой.
В моей работе, да и в работе любого педагога, главное, чтобы занятия приносили детям положительные эмоции. Необходимо заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это укрепит его уверенность в собственных силах. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими волшебниками и творить чудеса. С этими мыслями я принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей нетрадиционной техники деятельности. И мне удалось найти то, что нужно-поролоновая губка. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту технику на своих детях в нашем детском саду. И что вы думаете? Наши дети стали с удовольствием заниматься. Уже на первом занятие дети были удивлены. Первый их вопрос был: "А что мы будем сегодня делать?" Мой ответ: "Конструировать" - поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь конструктор и кубики отсутствовали на столах. А когда узнали, что будем использовать поролоновую губку, удивились еще больше. Темой нашего первого занятия были "Лесные зверюшки". И единственный страх, который остался у детей и исчез. Дети с удовольствием вырезали героев, клеили интересные глазки, ручки, ушки и т. д. В результате у всех детей все получилось. Поделки были красочные и веселые. От страха неумения не осталось и следа!
С тех самых пор, как я начала работу в нетрадиционной технике, отношение детей к занятиям изменилось. И первое с чего начинается занятие - это вопрос детей : "Что мы будем делать сегодня и чем?"
Основной формой ознакомления детей с техникой нетрадиционного конструирования-моделирования является учебное занятие. Каждое занятие, проведенное мною преследует цель достичь следующих результатов:
1) развить детское творчество с помощью нетрадиционной техники;
2) выразить свои чувства и эмоции, почувствовать свободу, вселить уверенность в свои силы.
Все занятия, которые я провожу с применением нетрадиционных приемов, отвечают следующим критериям:
1)быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
2) содержать изобразительно-выразительные средства создания художественного образа;
3)знакомить с новыми приемами работы; 4)развивать ручную умелость.
Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».
Занимательные занятия интегрированного характера
Интегрированный подход в образовании для дошкольного образования глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. Поэтому мы пытаемся выделить основания интегрированного подхода как сущности образовательного процесса. В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.
Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.
Приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла : театра, музыки, художественной литературы, рисования, аппликации.
Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:
• интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
• помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
• развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
• воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.