Наталия Савоник
Занимательная математика для дошкольников (советы родителям)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Простые советы родителям перед началом занятий с ребенком.
2. Математические представления, доступные пониманию дошкольников.
3. Дидактические игры для обучения детей элементарной математике.
Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему совсем не понятно то, что ему говорят? Полюбит ли ребенок в школе алгебру и геометрию, если в детском саду на занятиях по математике ему было скучно? Но, не смотря на сложности, обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Прежде чем начать заниматься с ребенком предлагаю родителям прочитать, запомнить и обязательно применять на практике следующие советы – правила :
Публикация «Занимательная математика для дошкольников (советы родителям)» размещена в разделах
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
- Запомните, что у каждого ребенка своя скорость роста, свои способности и свои неповторимые особенности;
- Не просите лишний раз кого-то посидеть с вашим ребенком. Если у вас есть свободное время, значит, ребенок имеет право хотя бы на его половину (в это время можно почитать, позаниматься, поиграть, да просто подурачиться не много, а потом посидеть тихонько обнявшись);
- Постарайтесь не кричать на ребенка во время занятий, ведь он не делает ничего ужасного;
- Научитесь терпеливо слушать вашего ребенка, отвечать на любые, даже каверзные детские вопросы;
- Научитесь чаще хвалить своего ребенка. И делайте это искренне и от души!
- Вечером вместо криков «Спать! Спать!» проведите с ребенком спокойную дидактическую игру или почитайте книгу (очень хорошо если это будет длинное произведение и чтение растянется на несколько вечеров);
- Самое главное правило - не относитесь ко времени, проведенному с ребенком, как ко времени, потерянному для себя.
Обучение будет продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, т. е. когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми раннее, помогают им решить практическую задачу. Таким образом, усвоение знаний проходит легче и быстрее.
Основное усилие и воспитателей и родителей должно быть направлено на то, чтобы развить у ребенка умение самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию, не навязывать ребенку готовых знаний, а указать пути их приобретения, сделать процесс познания математических понятий и закономерностей более гибким, а так же воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал не только увлекает ребенка-дошкольника, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи.
Прежде чем перейти к практическому материалу, т. е. непосредственно к дидактическим играм, способствующим развитию у дошкольников математических способностей или просто развитию у них интереса к математике, хотелось бы кратко познакомить взрослых (в первую очередь родителей, т. к. воспитатели дошкольных учреждений это знают) с математическими областями и категориями, которые доступны понятию ребенка дошкольника и, что является фундаментом обучения в начальной школе.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребность в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. И обучение необходимо строить по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.
Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше - меньше, равенство - неравенство.
Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть ее и в других предметах.
Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения относительно субъекта. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху – где голова, внизу – где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета.
Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретенный ребенком. Позднее, в старшем дошкольном возрасте, к нему добавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед – назад, вверху – внизу, справа - слева.
Наиболее сложно для детей понятие времени. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность дошкольников, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, погодные явления).
Представления о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство – неравенство предметов по величине (длине, ширине, высоте); равенство – неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения больше, меньше, поровну. Только после этого можно обучать его счету, давать представления о числах, об отношениях между последовательными числами.
В настоящее время промышленностью выпускается огромное количество дидактических игрушек, предназначенных чуть ли не для новорожденных, большое разнообразие настольных игр различного характера. Это все облегчает работу воспитателям. А родители зачастую просто откупаются игрушками от ребенка. Но основная проблема сегодняшнего времени – у родителей не хватает времени, а подчас и желания для занятий со своим ребенком. Для тех родителей, у которых нехватка свободного времени, чтобы поиграть или позаниматься со своим малышом я предлагаю следующие дидактические игры.
Возможность использования представленного ниже материала широка : во время поездки в транспорте, когда мама занята на кухне, во время прогулки или отдыха на пляже т д. Для этих игр не нужно выделять специально время. Главное, чтобы ваш малыш имел желание для так называемых игр-занятий, находился в спокойном состоянии. А родители не должны заставлять, им нужно предложить, привлечь внимание, заинтересовать ребенка игрой. Так же большой плюс предлагаемых мной игр, состоит в том, что для проведения этих дидактических игр не нужно покупать или готовить какой-то наглядный материал. Провести эти игры с ребенком можно, используя все, что есть под руками. Это могут быть любые игрушки, канцелярские и кухонные принадлежности, овощи или фрукты. Возраст ребенка, в котором можно играть в предлагаемые игры математического характера от 4-х лет и старше. В одну и ту же игру можно играть и с 4-х-летним и с 7-летним ребенком. Соответственно возрасту просто усложнить или упростить правила и задания. Кроме дидактических игр для знакомства дошкольника с математикой можно использовать художественные произведения. Это могут быть и классические стихи С. Маршака и народные сказки, в которых фигурируют числительные или части суток, а так же современные авторские сказки или стихи Ю. Степанова. После знакомства ребенка с художественным произведением, для того, чтобы он лучше понял услышанное необходимо задать вопросы по содержанию, провести беседу.
В заключении мне хочется напомнить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что даже если вы видите, что у ребенка нет способностей к математике, все равно нужно заниматься с ребенком. Ведь цель этих игр не только и ни сколько познакомить дошкольников с математическими понятиями, а прежде всего, расширить знания ребенка об окружающем, развить у него внимание, логику, усидчивость. И конечно не стоит забывать о настольных играх, конструкторах, пазлах, которые в огромном количестве выпускаются промышленностью. Так же предоставляйте ребенку возможность работать с бумагой и карандашами. И не важно, что ваш ребенок просто режет бумагу или вырезает замысловатые силуэты, складывает простую «гармошку» из бумаги или может сложить сложные фигурки технике оригами все это идет ему на пользу – ведь ребенок учиться, развивается, у него зарождаются увлечения.