Елена Смирнова
Игра «Занимательная математика» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют не только развивать, но и расширять знания детей о пространстве, форме предмета. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Публикация «Игра „Занимательная математика“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями: слева, справа, вверху, впереди, сзади, далеко, близко. Новая задача – обучать ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию. Ребёнок должен уметь выполнять задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был Саша, а сзади-Катя. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади Коля», тоже самое можно делать по отношению к какому-либо предмету: «Стань перед стулом…» и т. п.
Формирование пространственных ориентировок детей старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в том случае, если ребёнок постоянно оказывается перед необходимостью пользоваться ими в дидактических играх и повседневной жизни. Ситуации, в которые включаются дети, должны быть, занимательными. Можно использовать различные дидактические игры: «Угадай, кто где находится», «Что изменилось?», «Расскажи про свой узор», «Отгадай, кто где стоит». Дети определяют, что находится перед ними, позади них, что справа, слева от них, вверху или внизу, какой, где предмет находится по отношению к другому; рассказывают, как располагаются узоры на листе бумаги.
Также с целью развития пространственной ориентации можно использовать такие игры, как «Найди спрятанную игрушку», «Путешествие по комнате», которые проводятся в помещении группы. Воспитатель предварительно рисует план, на котором изображает несколько находящихся в комнате предметов такими, какими они видны сверху (столы-прямоугольники, стулья-квадраты). Не следует перегружать план большим количеством изображений (их должно быть не больше 7-10). Располагать изображения предметов на плане нужно в соответствии с их реальным расположением в помещении, передавая размер предметов и расстояния между ними в масштабе 1:10. Кроме того, на плане стрелками рисуется путь к месту, где спрятана игрушка. Место обозначается каким-нибудь знаком (крестик, кружок).
Дидактические игры и упражнения рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления геометрических фигур, формировать умения детей видеть и анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.
Игры на ознакомление с разновидностями геометрических фигур.
«Каждую фигуру - на свое место»
Вариант 1
Цель: Дать представление об изменении геометрических фигур.
Познакомить с разновидностями округлых фигур (круги, овалы с разным соотношением осей). Показать, что формы предметов и их частей могут соответствовать разным вариантам фигур.
Ход игры. Вначале детям показывают полное изображение и они находят на таблице такой круг или овал, какой есть в полном изображении. При повторном про-ведении упражнения детям предлагается неполное изображение.
Ребенок должен указать на таблице нужную деталь, чтобы «достроить» такое же изображение.
Вариант 2
Дидактическая задача та же, что и в предыдущем упражнении, но вместо разновидностей округлых форм вводятся разновидности четырехугольных форм (квадраты, прямоугольники с разным соотношением сторон).
Вариант 3
Дидактическая задача та же, что и в предыдущих упражнениях, но на этот раз дети знакомятся с разновидностями треугольных форм (треугольники с разным соотношением сторон и углов).
Игры и упражнения на сопоставление формы предметов с геометрическими образцами «Найди предмет такой же формы».
Цель: Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.
Ход игры: Геометрические фигуры лежат на одном столе, предметы - на другом. Воспитатель просит детей подойти к столу (они встают вокруг стола, обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его рядом. Если ребенок правильно нашел предмет и положил его около соответствующей фигуры, все дети хлопают в ладоши.
Игры и упражнения на овладение последовательным обследованием формы предметов с применением системы геометрических образцов «Найди по описанию»
Цель: Закреплять умение детей последовательно осматривать расчлененную орнаментальную форму, в известном порядке выделять, называть и запоминать ее части (отдельные геометрические фигуры, их пространственное расположение
Ход игры:
Один ребенок стоит перед ширмой и дает словесное описание одной из карточек. Другой ребенок стоит за ширмой и должен по словесному описанию найти кар-точку из четырех, лежащих перед ним на столе.
«Зрительный диктант»
Дети запоминают орнамент из 3—4 геометрических фигур, складывают его по памяти.
Варианты:
— дети запоминают и воспроизводят комбинации фигур (в том числе и из объемных геометрических фигур).