Анна Смирнова
Образовательная деятельность «Занимательная физика для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Формировать положительные эмоции, умение работать в коллективе, вырабатывать выдержку, умение уступать друг друг и помогать, можно не только на художественно – эстетическом занятии, но и на таком необычном и новом для детей, как физика!
Воздух в шприце.
Цель: Показать, что воздух тоже занимает место. Научить малыша дожидаться своей очереди, не толкать товарища.
Задачи: Стимуляция познавательной активности, развитие наглядно-образного мышления, пополнение активного словаря, включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций.
Публикация «Образовательная деятельность „Занимательная физика для малышей“» размещена в разделах
Материал для каждого ребенка: 20мл одноразовый шприц.
Количество детей: любое. Время на подготовку: нет. Время выполнения 10 минут.
Ход работы: Дайте каждому ребенку 20тимиллилитровый шприц. Дети замечают, что шприц состоит из двух частей: поршня, который может двигаться и цилиндра. Разрешите детям вытянуть поршень и затем нажать до достижения поршнем выходной форсунки.
Пока ребенок надавливает на поршень, придерживать форсунку указательным пальцем.
Что происходит: Поршень можно вдавить в колбу всё-таки не полностью.
Вывод: пустой шприц на самом деле не пустой, а наполненный воздухом. Воздух сжимается вместе с нажатием поршня.
Наклоненная бутылка.
Цель: Показать, что вода тяжелее воздуха. Научить малыша дожидаться своей очереди, не толкать товарища.
Задачи: Стимуляция познавательной активности, развитие наглядно-образного мышления, пополнение активного словаря, включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций, формировать начальные предпосылки к исследовательской деятельности.
Материал для каждого ребенка: 1 пластиковая бутылка. На группу: ведро с подкрашенной водой.
Количество детей: любое. Время на подготовку: нет. Время выполнения: 20 минут.
Ход работы: Дети наполняют свои бутылки подкрашенной водой д половины. Рассмотрите с детьми водяную поверхность: при любом положении она всегда строго ровная (горизонтальная). Разрешите детям поставить бутылку наклонно.
Можно исследовать детьми поведение воды во всех прозрачных сосудах, которые можно найти в доме/детском саду. Например, в мерных стаканчиках, баночках из-под варенья, вазах.
Что происходит: поверхность воды сдвигается и устанавливается снова горизонтально.
Вывод: Дело в том, что сила тяжести и давление воздуха действует на поверхность воды равномерно и повсюду. Поэтому нет причины, по которой одна часть воды должна была бы находиться выше или ниже другой.
Кривой лёд.
Цель: показать, что замороженная вода не может «двигаться». Научить малыша дожидаться своей очереди, не толкать товарища.
Задачи: Стимуляция познавательной активности, развитие наглядно-образного мышления, пополнение активного словаря, включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций, формировать начальные предпосылки к исследовательской деятельности.
Материал: пластиковая бутылка.
Количество детей: любое. Время на подготовку: время застывания воды в бутылке. Время выполнения: 5 минут.
Ход работы: Однако, вы всё-таки можете увидеть наклоненную «кривую» воду. Это делается так: вы замораживаете воду в пластиковой бутылке, которая кладется наклонно в морозильник. Когда вода замерзнет, достаньте бутылку и поставьте ее на стол вертикально.
Что происходит: замерзшая вода находится в бутылке под наклоном («стоит криво»).
Вывод: Перед замерзанием в бутылке поверхность воды в наклоненной бутылке в абсолютно горизонтальном положении. Когда достают бутылку из морозильника и ставят на стол вертикально, замерзшие частички воды не могут двигаться относительно друг друга: вода остается том положении, в котором она была заморожена.
Пловец.
Цель: показать, что способность предметов находиться на поверхности воды зависит от их массы. Научить малыша дожидаться своей очереди, не толкать товарища, вызвать желание уступить место (девочке, например).
Задачи: Стимуляция познавательной активности, развитие наглядно-образного мышления, пополнение активного словаря, включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций, формировать начальные предпосылки к исследовательской деятельности. Способствовать вхождению в проблемную игровую ситуацию. Приобщение к поисковой и творческой деятельности.
Материал: большая емкость с водой (ванночка, большой таз, различные предметы из пластика (пластиковый шарик и т. д., металлический столовый прибор (ложка или вилка).
Количество детей: любое. Время на подготовку: нет. Время выполнения: 10 минут.
Ход работы: Дети экспериментируют, какие предметы из пластика или металла могутт плавать.
Что происходит: пластиковые предметы плавают, металлические – тонут.
Вывод: В этом опыте подтверждается, что способность предметов плавать зависит от их веса (массы): лёгкие плавают на поверхности. Правда, в следующем опыте высказывание это будет поставлено под сомнение.
Легкие и тяжелые «пловцы».
Цель: показать, что легкие и тяжелые предметы одинаково держатся на поверхности.. Научить малыша дожидаться своей очереди, не толкать товарища, вызвать желание уступить место (девочке, например).
Задачи: Стимуляция познавательной активности, развитие наглядно-образного мышления, пополнение активного словаря, включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций, формировать начальные предпосылки к исследовательской деятельности. Способствовать вхождению в проблемную игровую ситуацию. Приобщение к поисковой и творческой деятельности.
Материал: большая емкость с водой (ванночка, большой таз, деревянная скалка, спичка.
Количество детей: любое. Время на подготовку: нет. Время выполнения: 10 минут.
Ход работы: дети кладут в воду спичку и скалку.
Что происходит: оба предмета плавают.
Вывод: оба предмета плавают, хотя скалка тяжелая, а спичка наоборот, легкая. Значит, разница в весе не может быть единственной причиной, определяющей способность предметов плавать, что, казалось бы, было установлено в опыте «Пловец». Этот вывод будет подкреплен следующим опытом.
«Не умеющие плавать».
Цель: показать, что неспособность держаться на поверхности воды может не зависеть от размера предмета.. Научить малыша дожидаться своей очереди, не толкать товарища, вызвать желание уступить место (девочке, например).
Задачи: Стимуляция познавательной активности, развитие наглядно-образного мышления, пополнение активного словаря, включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций, формировать начальные предпосылки к исследовательской деятельности. Способствовать вхождению в проблемную игровую ситуацию. Приобщение к поисковой и творческой деятельности.
Материал: большая емкость с водой (ванночка, большой таз, большие и маленькие камни.
Количество детей: любое. Время на подготовку: нет. Время выполнения: 10 минут.
Ход работы: дети кладут камни различной величины в воду.
Что происходит: камни опускаются на дно ванны/таза.
Вывод: Пусть маленькие камни легче больших, но они тоже опускаются на дно ванны. Вес здесь так же не является единственным критерием, определяющим, плавает предмет или нет.
Дерево против камня.
Цель: показать, что все деревянные предметы плавают, а все камни тонут.. Научить малыша дожидаться своей очереди, не толкать товарища, вызвать желание уступить место (девочке, например).
Задачи: Стимуляция познавательной активности, развитие наглядно-образного мышления, пополнение активного словаря, включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций, формировать начальные предпосылки к исследовательской деятельности. Способствовать вхождению в проблемную игровую ситуацию. Приобщение к поисковой и творческой деятельности.
Материал: большая емкость с водой (ванночка, большой таз, большие и маленькие камни, деревянная ложка, деревянные кубики, скалка, спичка.
Количество детей: любое. Время на подготовку: нет. Время выполнения: 10 минут.
Ход работы: Дайте детям деревянные предметы и камни. Пусть они исследуют их способность плавать.
Что происходит: все деревянные предметы плавают, а камни тонут.
Вывод: неважно, какой вес, форму, или величину имеют деревянные предметы – они все плавают. Неважно, большой камень или маленький, тяжелый или легкий – любой из них тонет.