Татьяна Сущенко
Закрепление звука [С]. Занятие по формированию звукопроизношения у детей с ОНР (подготовительная группа, второй год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : Звук и буква С.
Образовательная область: коммуникация
Цель: Закрепить произношение звука [ С].
Задачи
Коррекционно – образовательные :
учить определять место звука [С ] в слове (начало, середина, конец,
формировать навыки деления на слоги, звукового анализа и синтеза, упражнять в словообразовании, в интонировании, активизировать словарь.
Коррекционно – развивающие :
Публикация «Закрепление звука [С], Занятие по формированию звукопроизношения у детей с ОНР (подготовительная группа, второй год обучения)» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, зрительное внимание, общую и мелкую моторику, развивать внимание, память, логическое мышление, коммуникативные навыки.
Коррекционно – воспитательные :
воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая его, способствовать снижению психоэмоционального напряжения, воспитывать любовь к животным, желание помочь им.
Интеграция образовательных областей: социализация, познание, здоровье, чтение художественной литературы.
Виды детской деятельности:
- игровая,
- двигательная,
- коммуникативная.
Материально – техническое оснащение:
Обручи, символы-кружки красного и синего цвета, картинки на звук [ С ], слоговые домики, магнитная доска, предметные картинки, большой и маленький домики, экран, диапроектор, ноутбук, презентация Power Point.
Организационный момент: предлагаю детям встать в круг.
Логопед: Ребята, предлагаю вам поздороваться друг с другом,
Улыбнуться всем вокруг.
Руку дайте другу слева,
А теперь соседу справа
Ты улыбку передай,
Утра доброго желай.
Дети садятся на стулья, расставленные полукругом.
Введение в тему
Логопед: Сегодня я предлагаю совершить путешествие в сказку, где мы узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и поможем им. Но попасть в сказку сможет тот, кто правильно назовет услышанный звук. Послушайте, какой звук часто повторяется в скороговорке :
Есть у Сони киса, киса Василиса,
Любит Соня кису, кису Василису.
Дети: Звук [ С ].
Логопед: Верно. А где в окружающем нас мире можно услышать этот звук?
Дети: Насос качает колесо, чайник свистит, вода бежит из крана.
Логопед: Что еще мы знаем об этом звуке? Кто хотел бы рассказать?
Дети: Он глухой согласный.
Основная часть
Логопед: Вижу, вы готовы к путешествию в сказку, где живет звук [ С ]. Кто не боится трудностей, повернется вокруг себя и скажет волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вот и в сказке мы опять.
Я буду рассказывать вам сказку, а вы мне помогать. Будьте внимательны, в ваших ответах обязательно должен быть звук [ С ].(показ слайда)
В сказочном лесу, на опушке леса жил – был красавец соболь. Вот как – то утром вышел он на крылечко, осмотрел свой домик и показался он ему старым и некрасивым. Посоветуйте, ребята, как соболю сделать домик красивым (ответы детей). «Вот бы покрасить домик,- согласился с вами Соболь, -жаль что краски у меня нет. Надо сходить к тетушке Сове и спросить ее совета». Сказано – сделано, отправился Соболь в дорогу. И надо сказать, что Сова и вправду была очень умная и любила давать советы. А почему? Какая она?
Дети: Сообразительная, смышленая.
Логопед: (продолжает сказку).
У меня появилась идея отправиться в дорогу вместе с Соболем. Вы поддержите меня?
Упражнение на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Логопед: (продолжает сказку) (показ слайда)
«Тихо в лесу, падают листочки с дерева, кружатся, лежит на земле разноцветный ковер. Видит Соболь – сидит Суслик и выполняет задания, которые он получил в лесной школе. Стал Соболь спрашивать у Суслика дорогу к домику Совы. Он говорит:
-Помоги мне выполнить задания, тогда и я тебе помогу.
Соболь согласился.
- В первом задании, - сообщил Суслик, - надо услышать, где в слове спрятался звук [ С ] –в начале, середине или конце». Ребята, а вы хотели-бы помочь суслику? Давайте попробуем.
Дети получают карточки с изображением предметов с звуком [С ] в названии. Перед детьми три обруча. В первый обруч встанут дети у кого картинки с звуком [ C ] в начале слова, в средний с звуком [С ] в середине,в последний с звуком [С ]в конце. Заняв места в обруче, дети объясняют свои действия.
Логопед: (продолжает сказку).
«Во втором задании, - объясняет Суслик, - надо ответить на вопросы, используя слова, в которых есть звук [ С ] и показать действие. Ребята, а вы могли бы справиться с таким заданием?
-Как называется человек, занимающийся спортом? Изобразите.
-Как называется человек, играющий на скрипке? Покажите.
-Как называется человек, который работает в саду? Передайте его движения.
-Кто пишет рассказы и сказки? Покажите как.
Дети называют слова «спортсмен», «скрипач», «садовник», «сказочник/писатель» и выполняют действия, указывающие на принадлежность к профессии.
Упражнение на словообразование.
Логопед:(продолжает сказку).(показ слайда)
«Поблагодарил Суслик Соболя и показал ему дорогу дальше. Идет Соболь и вдруг видит полянку. А на ней большой дом и маленький дом. Из большого дома выходит большой (старший брат, а из маленького-маленький (младший) брат. Соболь стал спрашивать дорогу к дому Совы. А братья и говорят:
-Мы недавно построили эти дома и никак не можем разобрать свои вещи, большие и маленькие. Даже поссорились. Помогите нам разобраться, а уж мы в долгу не останемся». Ребята, а вас остановит такое трудное задание?
Дети выкладывают под большим и маленьким домиками предметные картинки и говорят: «Большому брату в большой дом на первый этаж – санки, потому что звук [С ] в начале слова, маленькому брату в маленький дом на первый этаж – саночки, потому что в слове звук [ C ] в начале слова; и т. д.
Логопед: Молодцы! Помогли помириться братьям, а они показали дорогу к домику Совы.
Упражнение на формирование навыка деления слов на слоги.
Логопед: (продолжает сказку).(показ слайда)
«Идет Соболь дальше - смотрит, а на полянке три домика. На первом нарисован сыч и короткая полоска, на втором аист и полоска, разделенная на две части, а на третьем – соловей и полоска, разделенная на три части».
Как вы думаете, что означают эти полоски и картинки? Подскажите.
Дети: Это слоговые домики. В слове «сыч» - один слог, в слове «аист» - два слога, в слове «соловей» - три слога.
Логопед. Нас жители лесные, как только увидали, спрятаться за стульчики сразу пожелали. Загляните за спинки стульчиков, позовите их скорее оттуда и поселите в домики. (Дети берут картинки, занимают «домики», затем комментируют: клест – в этом слове один слог, он живет в домике, где стриж и одна полоска).
Логопед: Молодцы ребята! Мы так весело играли, что с полянки птиц подняли, можете вы их посчитать? А Соболь отдохнет немного с дороги.
-Эта птичка – соловей, (загибают пальцы обеих рук)
- Эта птичка – воробей,
- Эта птичка – совушка, сонная головушка.
-Эта птичка – свиристель,
- Эта птичка – коростель,
- Эта птичка – сокол злой, (машут ладошками)
- Птички, птички все домой!
Упражнение на развитие навыка звукового анализа и синтеза.
Логопед: (продолжает сказку).(показ слайда)
«Отдохнул Соболь вместе с нами и отправился дальше. Наконец увидел он большое дупло, а возле – Сову. Поздоровался Соболь с тетушкой Совой и вежливо попросил у нее краски. Она отвечает:
- Согласна дать тебе краски, если ты мне поможешь. Была у меня надпись на домике «СОВА», но она рассыпалась, а собрать я ее одна не могу». Может ли соболь рассчитывать на вашу помощь? Хотите помочь ему еще раз?
Дети выполняют звуковой анализ слова и комментируют свои действия.
Работа над интонацией.
Логопед: (заканчивает сказку) (показ слайда)
Обрадовалась Сова, что домик вновь стал красивым. Дала Соболю разноцветные краски. Радостный Соболь вернулся домой и покрасил домик разноцветными красками. Потом сел на крылечко и решил поиграть – стал про Сову предложения придумывать и по- разному их произносить». Хотите и вы попробовать? (Дети придумывают предложения, логопед предлагает произнести его с разной интонацией: грустно, вопросительно, радостно).
Заключительная часть.
Логопед: Понравилось вам наше путешествие? Какие задания мы помогли выполнить друзьям? Сказочные герои благодарят вас и дарят свои фотографии, которые вы сможете раскрасить или заштриховать по своему желанию, можете подклеить в тетрадь или альбом. Кто-то из вас возможно захочет придумать сказку о новых приключениях соболя и рассказать нам. А сейчас пора возвращаться в детский сад. Повернемся вокруг себя и скажем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
В нашей группе мы опять.
Спасибо, ребята, вы все молодцы!