Рощина Юлия
Закономерности развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Многими учёными и педагогами доказано, что нервные окончания на кончиках пальцев у детей «связаны» с частью мозга, именно пальчиками они познают мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать и гладить.
По мнению Л. В Фоминой, мелкая моторика развивается естественным образом уже с младенческого возраста. Ребёнок учится хватать предмет, затем перекладывает его из руки в руку, подрастая, учится держать карандаши, кисти, столовые приборы, застегивать пуговицы, рисовать, лепить и др. Чем старше ребёнок, тем более разнообразными и сложными становятся моторные навыки. Когда ребёнок выполняет действия, которые требуют от него скоординированных действий обеих рук и выполняет мелкие движения пальцами рук, оказывается давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга поступают сигналы, в результате чего активизируются клетки головного мозга.
Публикация «Закономерности развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
У мелкой моторики есть значительная особенность. Она связана с нервной системой организма, вниманием и памятью, зрением и восприятием ребёнка. Также многими учёными доказано, что развитие мелкой моторики и речи очень тесно связаны между собой. Объясняется это тем, что в головном мозге речевой и моторный центры располагаются очень близко друг к другу. В результате стимуляции тонких, моторных навыков пальцев руки кистей начинает активизироваться речевой центр головного мозга. Из чего следует, что для своевременного развития речи ребёнка необходимо больше внимания уделять развитию мелкой моторики рук, что непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции движений рук и пальцев ребенка.
Средний дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития, это период активного развития познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
У ребёнка в среднем дошкольном возрасте активно развиваются внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь. Происходит изменение в ведущем виде деятельности, конструкторская игра постепенно превращается в трудовую деятельность. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается мышление. В игре ребёнок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свое действие, совершенствуется ручные движения и умственные операции, воображение и представления.
В развитии восприятия, внимания, памяти, мышления и речи большую роль играет мелкая моторика рук.
В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло:
- к 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека;
- навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются;
- дети учатся класть вещи в определённое место;
- до 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы;
- дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду;
- мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
Если развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста недостаточное для этого возраста, у ребё нка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:
- нарушена техника движений;
- страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
- диагностируются недостатки психомоторики;
- плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
- слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;
- неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;
- затруднения при использовании ножниц.
Учёные выделили следующие закономерности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста :
Ребенок в 3-4 года:
- строит башню из 9-ти маленьких кубиков;
- рисует круг по заданному образцу;
- рисует перекрещивающиеся линии;
- лепит из пластилина (шарики, змейки, лепешки);
- использует вспомогательную руку для поддержки предметов и помощи ведущей руке;
- режет бумагу ножницами.
Ребенок в 4-5 лет:
- вырезает по контуру;
- рисует пересекающиеся линии;
- рисует квадрат;
- навыки ведущей руки явно преобладают над навыками вспомогательной;
- самостоятельно одевается и снимает одежду.
Для развития кисти руки необходимо организовывать игры с мелкими игрушками, мелким конструктором, мозаикой, занятия лепкой из глины и пластилина, рисованием и т. д. – благодаря этому движения пальцев детей становятся увереннее и координированнее. В среднем дошкольном возрасте моторика рук более развита, поэтому следует активнее использовать нетрадиционные виды изодеятельности. Также необходимо развивать навыки самообслуживания: умение одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, пользоваться ложкой, вилкой и т. д.
В этом возрасте ребёнок начинает овладевать навыками пользования ножницами, учится пользоваться разнообразными изобразительными средствами, видоизменять бумагу.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что средний дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития, это период активного развития познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Повышается активность ребенка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.