Александр Владимирович Гришин
Закономерности коммуникативного развития ребенка. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
В основе развития коммуникативной сферы лежит потребность в общении, которая формируется в процессе развития ребенка. М. И. Лисина доказала, что потребность в общении со взрослым формируется в первом полугодии жизни ребенка, а потребность в общении со сверстниками формируется на 2–3-м году жизни ребенка.
Было выделено четыре критерия сформированности потребности в общение:
– внимание и интерес к другому человеку;
– эмоциональное отношение к нему;
– стремление привлечь к себе внимание другого, инициативность;
– чувствительность к воздействиям другого.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
В дошкольном возрасте ребенок проходит несколько стадий развития общения со взрослыми и со сверстниками.
В общении ребенка со взрослыми ребенок стремится к удовлетворению следующих потребностей.
Потребность мозга во внешних впечатлениях. Данная потребность имеет биологические корни и проявляется с рождения, а развивается лишь в социуме.
Потребность в общении, которая складывается ко второму месяцу жизни в общении со взрослыми и в 2–3 года в общении со сверстниками.
Потребность в любви, удовлетворение которой определяет развитие эмоционально здоровой личности, которая также формируется на первом году жизни.
Потребность в признании, которая формируется к концу первого – началу второго года жизни.
Потребность в собственных достижениях, которая формируется к трем годам.
В дошкольном возрасте важнейшей для успешного развития личности является потребность в самовыражении, которая, как считает Гнедова Н. М., отражает «процесс освоения дошкольником себя». Ребенок отвечает на вопросы: что я могу? что я умею? Данная потребность тесно связана с такими видами деятельности, как игра и соучастие в труде.
Потребность в самоутверждении показывает возрастающую склонность ребенка не просто быть деятельным, продуктивным, но и ориентировать свое поведение на оценку взрослых.
Учет данных потребностей в воспитательно-образовательной деятельности является важным условием социализации ребенка и профилактикой нарушений в сфере развития личности.