Ольга Петрова
Закаливающие мероприятия после дневного сна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Журавушка»
после дневного сна :
Составила воспитатель
Петрова О. М.
Систематически проводимая гимнастика после дневного сна служит хорошим средством укрепления здоровья детей. Она проводится в несколько этапов, под мелодичную тихую музыку.
1. Гимнастика пробуждения
Проводится в постели
Воспитатель звонит в колокольчик:
Колокольчик золотой,
Он всегда, везде со мной.
Публикация «Закаливающие мероприятия после дневного сна» размещена в разделах
«Просыпайтесь!» - говорит.
«Закаляйтесь!» - всем велит (произносить, пока дети просыпаются)
«Глазки просыпаются».
Глазки нужно открывать, Чудо чтоб не прозевать.
И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - зажмурить глаза; 3-4 - широко открыть глаза. Повторить 6 раз
«Ротик просыпается».
Ротик мой просыпайся, Чтоб пошире улыбаться.
И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - открыть широко ротик; 3-4-закрыть ротик и улыбнуться. Повторить 6 раз.
«Ручки просыпаются».
Ручки кверху потянулись, До солнышка дотянулись
И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - поднять правую руку вверх; 3—4 - отвести правую руку вверх за голову. То же левой рукой. Повторить 6 раз.
«Ножки просыпанной».
Будем ножки пробуждать, Их в дорогу собирать.
И. п. - лежа на спине, руки вверху. 1-2 - потянуть на себя правую ногу носком; 3-4 - и. п. То же левой ногой. Повторить 6 раз.
«Вот мы и проснулись».
К солнышку мы потянулись и друг другу улыбнулись!
И. п. - встать около кровати на коврик. 1-4 - поднять руки вверх, встать на носочки и потянуться вверх.
2. Босохождение по «Дорожке здоровья»
Хождение босиком - это отличный вид закаливания он очень полезен детям. На стопах находится большое количество биологически активных точек, которые при хождении босиком стимулируются и помогают нормализовать работу многих органов и систем организма. Хождение босиком повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, повышает иммунитет, стопы ног становятся менее чувствительными к колебаниям температуры, и следствие этого – снижение заболеваемости. Поэтому используйте хождение босиком для укрепления здоровья детей.
Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажные дорожки с разными поверхностями
Метод солевого закаливания (Рижский метод)
Ребенок проходит босиком по коврику с шипами, на него нужно положить грубую ткань, предварительно смоченную в 10% растворе поваренной соли (на один литр воды 100 г соли) комнатной температуры. Топает на коврике в течение 7 секунд. Затем ребенок переходит на другой коврик, который намочен в обычной чистой воде и тоже шагает там 7 секунд. После этого ребенок должен перейти на сухую ткань и пошагать по ней такое же количество времени. При постоянном выполнении процедуры время увеличивается до 16 секунд
Зашагали ножки, топ-топ-топ!
Прямо по дорожке, топ-топ-топ!
Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!
Вот как мы умеем, топ-топ-топ!
Топают ножки, топ-топ-топ!
Прямо по дорожке, топ-топ-топ!
Сопутствующие методы закаливания : Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры. Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.
3. «Игровой самомассаж»
Является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на соответствии слов.
Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потерли руки,
А потом ладошкой в лоб!
Хлоп-хлоп-хлоп.
Щеки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем.
Ну-ка дружно, не зевать:
Раз-два-три-четыре-пять.
Вот и шея. Ну-ка, живо
Переходим на загривок.
А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди
Постучим по ней на славу.
Сверху, снизу, слева, справа.
Постучим и тут, и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться
Перешли на поясницу
Чуть нагнулись, ровно дышим
Хлопаем как можно выше
По сухой лесной дорожке
Топ-топ-топ-топочут ножки
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик
4. Дыхательная гимнастика
Это природный способ воздействовать на организм с целью его оздоровления. Дыхание и есть основа человеческой жизни, поэтому научиться правильно дышать и применять дыхательную функцию — значит обеспечить себе здоровую жизнь.
«Здравствуй, солнышко!». И. п. : ноги на ширине плеч, руки и спину. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки и сторону, голову поднять вверх (вдох, медленно вернуться в и. п.
«Свеча». И. п. : руки сцеплены в «замок», большие пальцы подняты вверх («свеча горит»). Выполнить вдох через нос и подуть на большие пальцы, произносить «фу-фу-фу» («задуем свечу»).
«Снежинки». И. п. : руки согнуты в локтях, ладошками вверх («на ладошку упали снежинки»). Выполнить вдох через нос и подуть на ладошки, произнести «фу-фу-фу» (губы трубочкой) («снежинки полетели»).
«Сердитый ежик». Наклониться как можно ниже, обхватить руками грудь, голову опустить, произнося звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф-р-р».
5. Закаливающий массаж ушей.
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. Такой вид массажа рекомендуется проводить 2-3 раза в день, что способствует заметному улучшению общего состояния, защиты организма от простудных заболеваний, приливу бодрости и работоспособности
«Наши ушки»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
1. Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);
2. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма)
3. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)
4. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок, сдавливать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)
5. Растирание ушей ладонями. Растирать уши ладонями снизу вверх и сверху вниз до ощущения тепла (30 с). В конце упражнения слегка подергать за уши.
6. Закаливающий массаж бороды.
«Вот какая борода»
Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний
Да – да – да – есть у деда борода. Потереть ладони друг о друга
Де – де – де – есть сединки в бороде. Руками провести по шее от затылка до яремной ямки.
Ду – ду – ду – расчеши бороду. Большими пальцами мягко провести по шее от подбородка вниз
Да – да – да – надоела борода. Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа
Ду – ду – ду – сбреем деду бороду. Положить три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко надавливая, поглаживать лоб.
Ды – ды – ды – больше нет бороды. Раздвинув указательный и средний пальцы, положить их перед и за ушами и с силой растирать кожу
7 Закаливающий точечный й массаж + пальчиковая гимнастика
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть
8. Обширное умывание
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» - ополаскивает руки.
«Девять» - отжимает их, слегка, стряхивая.
«Десять» - вытирает руки насухо. (Умывание можно сопровождать стихами)
«Умывайка»
Раз - обмоем кисть руки,
Два - с другою повтори.
Три - до локтя намочили,
Четыре - с другою повторили.
Пять - по шее провели,
Шесть - смелее по груди.
Семь - лицо свое обмоем,
Восемь - с рук усталость смоем.
Девять - воду отжимай,
Десять – сухо вытирай.