Получи документы

Закаливание + движение = Здоровье

Анна Гладких
Закаливание + движение = Здоровье
▼ Скачать + Заказать документы

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: "Здоровому все здорово"! Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются "сбои" и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создавать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к различным заболеваниям.

Публикация «Закаливание + движение = Здоровье» размещена в разделах

Медики и педагоги справедливо считают, что «детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ)».

Одним из эффективных средств физического воспитания малышей по праву считается закаливание, которое нужно проводить не только в рамках дошкольного учреждения, но и в домашних условиях, а также на прогулках, во время отдыха.

Немного истории

Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав своего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. В папирусах Древнего Египта, к примеру, обнаружены указания на то, что для укрепления здоровья полезно систематически использовать охлаждающие воздушные и водные процедуры. Полагают, что египетская культура закаливания была использована в Древней Греции. Так, в Спарте воспитание юношей - будущих воинов - было подчинено физическому развитию и закаливанию. Большую часть года спартанцы ходили босиком, без головных уборов, в легкой одежде, в зимнее время - в одном только верхнем платье без нижнего белья, спали на сене или соломе без подстилки и покрывала.

Уважительно к закаливанию относились и в Древней Руси. Е. А. Покровский писал о том, что у жителей Древней Руси. считалось величайшей добродетелью приучение тела с самого раннего детского возраста к холоду и различным непогодам.

Прославленный русский полководец А. В. Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию сумел стать выносливым и стойким человеком, не восприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До преклонного возраста легендарный полководец сохранял неукротимую энергию, жизнерадостность, творческую работоспособность. Он ходил несколько часов обнаженным, чтобы приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. При этой привычке и обливании себя холодной водой он, можно сказать, закалил свое тело от влияния непогоды, казался существом сверхъестественным, - вспоминал позднее подкамердинер полководца сержант Иван Сергеев. По свидетельству очевидца, кроме обливания холодной водой, А. В. Суворов с большим удовольствием парился веником в жаркой парной бане.

Суворов ввел физическую подготовку и закаливание в армейский обиход и строго требовал их соблюдения как основы здоровья воинов. В знаменитом наставлении "Наука побеждать" он писал: Солдат дорог. Береги здоровье. Кто не бережет людей - офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору - палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет.

Высокая степень собственной физической закалки, а также и его войска позволила А. В. Суворову в преклонном возрасте осуществить легендарный переход по снегам и льдам Альп и штурмом овладеть Сен-Готардом и Чертовым мостом, а затем нанести сокрушительное поражение лучшей по тем временам французской армии.

Фельдмаршал М. И. Кутузов, продолжая ратные суворовские традиции, строго требовал от офицеров соблюдения правил закаливания и гигиены. Уместно сослаться на поучительный пример одного из героев Отечественной войны 1812 года генерала В. Г. Костенецкого, человека беспредельной отваги, огромной силы и закалки. Вот что писал о нем один из современников: "Тело его было закалено против непогоды. Вставая перед зарею в летнее время, раздетый донага, валялся он в утренней, росистой траве, а зимою, невзирая ни на какой мороз, ходил вокруг своего дома в нагольном тулупе и в кеньгах без всякой другой обувки. Он любил русскую баню и прямо с полки кидался в снег. "

Думается, не случайно у русского народа родилась такая поговорка: Укрепится человек - крепче камня, а ослабнет - слабее воды. Большой смысл скрыт в этих мудрых словах. Суровые климатические условия России заставляли людей искать самобытные формы и методы закаливания. Например, у народов Севера было принято приучать к холоду уже в раннем детстве. Якуты трое и более суток по несколько раз в день натирали новорожденных снегом или обливали холодной водой. Остяки и тунгусы погружали младенцев в снег, обливали ледяной водой и закутывали затем в оленьи шкуры. Цыгане также сразу после рождения обливали детей холодной водой, иногда клали в снег, никогда не пеленали. В обычаи и других народов России издавна входит использование естественных средств закаливания : длительные воздушные ванны, купание в холодной воде, русская баня, ходьба босиком, катание на санках, лыжах и коньках.

Итак, закаливание – это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.

Закаливание усиливает способность человеческого организма приспосабливаться к резко меняющимся факторам внешней и внутренней среды, переносить крайние, подчас взаимоисключающие друг друга условия: контрасты холода и жары, засухи и влажности, одиночества и шумной толпы. Закаливание – это система тренировок физическими природными и искусственными факторами, направленная на повышение устойчивости организма к повреждающим воздействиям.

В дошкольных учреждениях ответственность за здоровье детей несет целая группа специалистов: старшая медсестра дошкольного учреждения во взаимодействии с территориальной поликлиникой, воспитатели, руководитель физического воспитания педагог-психолог. Но роль семьи также умалять нельзя. Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе и к физической культуре.

Остановимся подробнее на естественных факторах закаливания, к которым относятся воздушные и солнечные ванны плавание, купание в водоемах, хождение босиком.

Закаливание воздухом – простейшая, наиболее доступная и легко воспринимаемая форма закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, чем оберегает его от простудных заболеваний, улучшает функциональные возможности дыхательной системы, активизирует обмен веществ, работу сердечно-сосудистого аппарата. Такое закаливание можно проводить даже не раздеваясь, за счет длительного пребывания на открытом воздухе, независимо от времени года и природных условий. Одеваться необходимо соответственно природным условиям.

Воздушные ванны лучше всего принимать в теплые погожие дни, в защищенных от ветра местах, можно в движении (например, во время выполнения физических упражнений). Продолжительность процедуры нужно дозировать индивидуально, в зависимости от состояния здоровья и степени закаленности каждого ребенка, в соответствии с температурой и влажностью воздуха. Допускать ощущение холода не рекомендуется.

Благоприятно воздействует на организм колебание суточной температуры. Поэтому полезно спать с открытой форточкой или окном, в помещении находится в легкой одежде.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются сильным раздражителем. При их воздействии на обнаженное тело происходят определенные изменения почти всех физиологических функций: повышается температура тела, улучшается и углубляется дыхание, расширяются кровеносные сосуды, усиливается потоотделение, активизируется обмен веществ.

При правильном дозировании регулярные солнечные облучения положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, повышают устойчивость к действию солнечной радиации, улучшают обменные процессы. Все это совершенствует деятельность внутренних органов, повышает работоспособность мышц, усиливает сопротивляемость организма к заболеваниям.

Тем, кому по состоянию здоровья солнечные ванны противопоказаны, можно заменить их воздушными ваннами с частичным использованием рассеянных и отраженных солнечных лучей.

Плохое самочувствие, слабость, ухудшение сна и аппетита могут служить признаками неблагоприятного воздействия солнечного облучения на организм.

Закаливание водой. Воду называют эликсиром жизни. Систематическое обливание и купание, особенно в холодной воде, в сочетании с интенсивными физическими упражнениями – мощный стимулятор бодрости и источник здоровья. Даже кратковременные холодные обливания действуют на центральную нервную систему, снимая усталость.

Главным достоинством закаливания водой является совершенствование аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окружающей среды остается в оптимальных пределах, а защитные силы организма всегда находятся в «боевой готовности».

Хождение босиком. Одно из самых древних средств закаливания, секрет здоровья и красоты. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм. Ведь между подошвой ног и слизистой оболочкой дыхательных путей существует тесная рефлекторная связь. Так, при местном охлаждении ног у незакаленного человека резко понижается температура слизистой носоглотки, вследствие чего обычно появляются насморк и кашель. Обувь создает для ног постоянный комфортный микроклимат, и при любом случайном охлаждении стоп человек рискует простудиться. хождение босиком способствует активности термо- и механорецепторов стопы, а значит – и надежной адаптации организма к местному охлаждению.

Кроме закаливающего воздействия на организм, хождение босиком оказывает массирующее воздействие на стопы, на которых расположены не только терморецепторы, но и активные биологические точки, рефлекторно связанные со всеми частями и органами тела. Через стопы босохождение оказывает тонизирующее воздействие на весь организм.

Необходимо помнить о том, что негативное и позитивное состояние ребенка резонирует с закаливающими процедурами. То есть для повышения эффективности закаливания необходимо создать у детей положительный настрой.

Во исполнение принципа «не навреди» необходимо при организации и проведении закаливающих процедур соблюдать правила безопасности: при босохождении обязательно предварительно проверить территорию, по которой дети будут ходить босиком, нет ли там острых предметов, устранить их. Также необходимо осуществлять индивидуальный подход по состоянию здоровья и степени закаленности каждого ребенка.

При проведении закаливания дети делятся на три группы:

1 группа – дети здоровые, редко болеющие. Таким детям показаны все формы закаливания и физического воспитания.

2 группа – дети с функциональными изменениями со стороны сердца, часто болеющие ОРЗ, с физическим развитием ниже среднего, анемией, рахитом, гипертрофией небных миндалин 1 и 2 степени. Для таких детей температура воды при проведении водных процедур выше на 2 градуса, чем для детей 1 группы. Показано закаливание воздухом.

3 группа – дети с органическими заболеваниями сердца (ВПС, хроническим и острым пиелонефритом, обострением хронических заболеваний (печени, легких, хроническим отитом, бронхиальной астмой. Для них проводятся только местные водные процедуры и воздушные процедуры умеренного действия.

Проведение любого вида закаливающих процедур требует индивидуального подхода к ребенку: учета его самочувствия и настроения, подготовленности к процедуре, вынужденного перерыва в связи с болезнью и т. д. Кроме того, необходимо постоянно поддерживать положительный эмоциональный фон. Поэтому важно использовать только те методы закаливания, при использовании которых родителям удается решать вышеназванные задачи. В противном случае польза от закаливания будет сомнительной.

В настоящее время всё чаще применяются так называемые нетрадиционные методы, история которых уходит в далекие времена. Примером контрастного воздействия жары и холода является давняя народная забава на Руси – «купание» в снегу после бани – удовольствие, доступное только закаленным людям. В то же время контрастные виды закаливания в большей степени могут подготовить организм к резким изменениям температуры, являющимся частой причиной простуды. Получение быстрого эффекта при контрастном закаливании объясняется тем, что при смене холода и тепла достигается более высокий перепад температур, чем при закаливании только холодом. В результате тренируются и совершенствуются механизмы физической терморегуляции, формирующейся в дошкольном возрасте.

Наибольшее распространение получили контрастные ножные ванны. Они проводятся либо путем попеременного обливания ног теплой и прохладной водой, либо путем погружения ног (выше щиколотки) в сосуды с водой контрастной температуры: сначала на 1-2 мин. в теплую воду (первоначальная температура 37-38С, затем на 10 сек. в холодную (30-31С, потом снова в теплую, и снова в холодную (3-4 раза). Постепенно температура холодной воды понижается, разность температур примерно через месяц (при условии проведения ежедневных процедур) достигает 15-18С.

Независимо от того, каким методом и в каком возрасте проводится закаливание, следует неукоснительно соблюдать основные правила:

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО – систематическое проведение закаливающих процедур в течение всего года. Перерывы в закаливании снижают приобретенную способность организма противостоять холоду и контрастным изменениям температуры. Если из-за погодных условий нельзя провести процедуру на воздуха, следует перенести ее в помещение. Если закаливание проводится в дошкольном учреждении, то родители должны продолжать его дома в выходные и праздничные дни, и во время каникул или отпуска. Педагоги обязаны подробно объяснить родителям, как проводить закаливающие процедуры (интенсивность и продолжительность, дать рекомендации и для здоровых детей, и для тех, кто находится в периоде выздоровления после болезни.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО – постепенное увеличение интенсивность закаливания. Особенно это важно для детей раннего возраста. Из-за незрелости системы терморегуляции они очень уязвимы как к холоду, так и к чрезмерному теплу. Перегревание организма для них еще более неблагоприятно, чем холод. (У детей первого года жизни от перегревания может даже подняться температура). Переход от слабых по интенсивности закаливающих процедур к более сильным нужно проводить постепенно. Также постепенно увеличивается длительность процедур.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО – положительный эмоциональный настрой ребенка, что является непременным условием проведения закаливающих процедур. Не будет никакой пользы, если плачущего ребенка насильно ставить под душ или загонять в бассейн. Пусть он в первый раз посмотрит, как проводится та или иная процедура. Следует сказать ребенку, что душ выключат сразу же, если ему станет холодно, или сделают воду теплее и т. п.

Юрий Авксентьевич Мерзляков – врач-психотерапевт, автор книги «Путь в Страну Здоровья» написал замечательную фразу: «Сильным можно быть и без закаливания, но здоровым быть без него невозможно». Древний философ Спиноза утверждал, что «в движении жизнь». Объединив эти высказывания, мы поймем, что самая эффективная формула здоровья – Закаливание + Движение.

Итак, двигательная активность играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребенка, в формировании систем организма, оказывает стабилизирующее воздействие на становление психических функций. Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, то есть, длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости, Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает надежную защиту от острых респираторных заболеваний.

Дефицит движения приводит к нарушению осанки, избыточному или же недостаточному весу, заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной систем. Предотвратить все нежелательные аномалии в состоянии здоровья взрослого человека можно, только регулярно занимаясь физической культурой начиная с детского возраста.

Коварство природы заключается в том, что она позволяет пользоваться всеми богатствами и преимуществами здоровья лишь тем, кто ведет активный образ жизни. Невозможно уметь противостоять утомлению, не занимаясь трудом, научиться поднимать тяжести, не поднимая их, иметь красивую осанку и легкую походку, не формируя стройную фигуру путем специальных занятий. Единственный путь к здоровью и физическому совершенству физическая культура, основа здоровья будущего взрослого человека, которая закладывается с самых первых лет его жизни.

Физическая культура особенно необходима в первом десятилетии жизни. Недостаточная физическая активность детей особенно опасна в периоды активного роста тела ребенка, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала ребенка. Образовательная программа постоянно усложняется и требует от ребенка значительного умственного и нервно-психического напряжения. Успешно противостоять ему может только хорошо физически подготовленный и здоровый ребенок.

Дошкольное образовательное учреждение само по себе не может без помощи родителей решить задачи физического воспитания детей. Физкультурные занятия сами по себе компенсируют в среднем лишь 11% суточной нормы двигательной активности. Также проводятся физкультминутки в ходе других занятий, во время нерегламентированной деятельности в группе и на прогулке организуются подвижные игры. Но и этого далеко недостаточно. На помощь должна прийти семья. Правильно организованный режим, разумное чередование различных физических нагрузок и закаливание позволяют смягчить отрицательные последствия диспропорций роста, не допустить возникновения заболеваний, помогают организму ребенка лучше сбалансировать процессы роста и физиологического созревания.

Необходимо сделать всё возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети раннего возраста имеют санки, лыжи, коньки, не говоря уже о мячах, обруче, скакалках, кеглях и другом. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр. Оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо оно ни проветривалось.

Ведь ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой, совмещенные с закаливающими процедурами. В последнее время заметно увлечение различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей. Привычной картиной становятся семьи, в полном составе занимающиеся бегом, лыжами, велопрогулками, бадминтоном, фрисби, плаванием, ходят зимой на каток, а летом в походы.

Разрешите дать вам несколько советов по организации двигательной активности ваших чад:

1. Приступая к подвижным (спортивным) играм, следует иметь в виду, что все дети очень разные по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх должна дозироваться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.

2. Не следует начинать игру сразу же после еды: после приема пищи должно пройти не менее 30 минут. Прекращать физкультурные занятия надо за 1, 5-2 часа до сна.

3. После игр на свежем воздухе полезны обтирание, теплый душ, купание, чай или молоко с медом.

4. Игры большой интенсивности чередуйте со спокойными.

5. Спортивная одежда и обувь должны быть легкой, удобной, теплой, не стеснять движений, не мешать свободному дыханию, кровообращению, не раздражать кожу детей, соответствовать сезону и погоде.

Следуя нашим советам и рекомендациям, вы сможете развить в ребенке лучшие физические качества – выносливость, гибкость, координацию движений, чувство равновесия, скоростно-силовые качества, укрепить здоровье ребенка, повысить функциональные и защитные функции организма, повышать психофизические способности и общий уровень здоровья. В закаливании и подвижных играх каждый ребенок не только обогащает «азбуку движений», но и пополняет резервы своего здоровья. И самое главное, чтобы работа дошкольного учреждения по физическому воспитанию и организация двигательной активности в семье стали единой системой. Только при этом условии физкультурно-оздоровительная работа приведет к положительным результатам.

Только приучив ребенка постоянно заботиться о своем здоровье, привив ему полезную привычку регулярно выполнять физические упражнения, можно воспитать здорового человека, способного сохранить работоспособность и бодрость духа до глубокой старости. Упущенное в детстве невозможно восполнить в зрелом возрасте. Привычка к физкультуре равносильна привычке умываться и чистить зубы по утрам.

Публикации по теме:

Консультация «Закаливание детей» ГБОУ ШКОЛА № 904 УК №7 «Созвездие» Нечта М. Н. - инструктор по физической культуре. Консультация «Закаливание детей». Закаливание –.

Лэпбук по формированию ЗОЖ «Движение + движение= здоровье»Лэпбук по формированию ЗОЖ «Движение + движение= здоровье» 1.0 Введение 1.1Актуальность: В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного.

Презентация «Здоровье — жизнь, а жизнь — движение!» «Здоровье – жизнь, а жизнь – движение!». Слайд 1 «Здоровье – жизнь, а жизнь – движение!». Движение – жизнь и красота, Здоровый дух и цель.

Детско-взрослый тематический проект о питании и здоровье «Будем пить биовестин и здоровье сохраним» Детско – взрослый тематический проект о питании и здоровье «Будем пить биовестин и здоровье сохраним» Авторы и участники: Волкова Альбина.

Проект «Движение + движение = формула здоровья» СМКДОУ д/с. №7 (д/с. №12) «Солнышко» г. Алагир Паспорт проекта Тема проекта: «Движение + движение = формула здоровья» Воспитатель.

Закаливание Закаливание Тема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения всегда была и остаётся самой актуальной в обществе. Среди значимых.

Закаливание детей в детском саду Воспитание здорового поколения - важнейшая общегосударственного задача, требующая серьезного и масштабного подхода к ее решению. Закаливание.

Закаливание ребенка в домашних условиях Консультация для родителей «Закаливание детей (ребенка) в домашних условиях» Подготовила воспитатель: Артамонова К. Е..

Рекомендации «Закаливание в детском саду» Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено.

Закаливание в условиях ДОУ В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Закаливание + движение = Здоровье
Опубликовано: 10 марта 2018 в 12:46
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Закаливание + движение = Здоровье» (включая файлы) размещена пользователем Анна Гладких в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД