галина головинова
Закаливание детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Закаливание детей в детском саду
Воспитание здорового поколения - важнейшая общегосударственного задача, требующая серьезного и масштабного подхода к ее решению. Закаливание - это система мероприятий, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма.
На практике, часто применение какой-либо одной специальной закаливающей процедуры, например обливание ног или прием душа, служит уже основанием для того, чтобы считать закаливание проводящимся. Однако, применение только одной, специальной закаливающей процедуры, даже сильно действующей, не оказывает должного эффекта. Поэтому при организации оздоровления детей в условиях д\с необходимо помнить, что закаливание - это целая система мероприятий, неоднократно повторяющихся в режиме дня, а не отдельно взятая процедура.
Публикация «Закаливание детей в детском саду» размещена в разделах
Принципы закаливания.
При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.
Постепенное увеличение закаливающих воздействий. При закаливании детей недопустимо быстрое, форсированное снижение - или увеличение продолжительности процедуры.
Систематичность - это регулярное повторение закаливаний, воздействий, так же, как и умывание, на протяжении всей жизни.
Учет индивидуальных особенностей ребенка: состояние его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действию закаливающих процедур. В соответствии с этими особенностями познается закаливающая нагрузка.
Проведение закаливания при положительном эмоциональном настрое ребенка. Важно, чтобы процедуры носили игровой характер, а величина холодного или теплового воздействия в них не сопровождалась негативными реакциями, и воспринимались в виде приятно- прохладных, приятно-тепловых ощущений.
Показания и противопоказания к закаливанию и его режимы.
Постоянных противопоказаний нет. Ограничивается только доза закаливающей процедуры и площадь закаливающих воздействий.
Временным противопоказанием является: все виды лихорадочных состояний, обширные поражения кожных покровов, выраженные травмы, пищевые токсиноинфекции и другие заболевания со значительными нарушениями деятельности нервной системы, сердечно- сосудистой, дыхательной и выделительной систем.
Как только острое патологическое состояние миновало, необходимо приступать к закаливанию, сначала с использованием местных и далее -общих процедур.
При прекращении закаливания по каким-либо причинам на 10 дней и более его продолжают по дозировкам первого начального режима. При перерыве от 5 до 10 дней величины холодных воздействий ослабляются на 2-3 С по сравнению с последующей процедуры.
Целесообразно разделить всех детей на 2 группы (для удобства контроля эффективности мероприятий). В основную группу входят здоровые дети и дети, имеющие только функциональные отклонения в здоровье, а так же при условии, что они закаливались раньше. В ослабленную группу входят: здоровые дети, впервые приступившие к закаливанию, а так же часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания и вернувшиеся после длительной болезни.
Регулирование воздуха в помещении.
Температурный режим, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием. Это важный прием закаливания. В помещениях дети находятся от 75% до 90% времени суток.
Недостатком температурного режима помещений является его относительно строгое постоянство. Для того чтобы он способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на организм ребенка, необходимо сделать его "пульсирующими". Это достигается сквозным проветриванием в отсутствии детей. Перепад - может быть от 2-4 С до 4-5 С, т. е. t воздуха может опускаться до 14 - 16 С. Проветривание проводят:
"Утром перед приходом детей,
"Перед занятием,
"Перед возвращением детей с прогулки,
"Во время дивного сна.
"После полдника.
Некоторые приёмы закаливания
1. Обширное умывание.
Ребё нок должен:
открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
• Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
• Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
• Намочить обе ладошки и умыть лицо.
• Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.
2. Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
3. Сухое растирание. После утренней гимнастики, физкультурного занятия, во время гимнастики после сна воспитатель надевает на руку махровую рукавичку и растирает ребёнка. Затем варежка сбрасывается в специальную ёмкость и сдаётся в стирку.