Наталья Осипова
Закаливаемся с помощью игрового массажа и самомассажа
▼ Скачать + Заказать документы
Закаливаемся с помощью игрового массажа и самомассажа.
Древнегреческий философ Анаксагор говорил:
«Рука у каждого человека…
таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».
Одной из базовых ценностей человеческой жизни является здоровье. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психическая гармония человека, доброжелательные и спокойные отношения с людьми, с природой, с самим собой. Известно, что здоровье взрослого человека формируется в детстве.
Публикация «Закаливаемся с помощью игрового массажа и самомассажа» размещена в разделах
По данным Минздрава России за последние десять лет уровень здоровья детей ухудшился более чем на 19%. На первом месте находятся болезни органов дыхания, на втором – пищеварения, на третьем – инфекционные заболевания; далее – болезни глаз, заболевания нервной системы, кожи, клетчатки, костно-мышечная патология, травмы и пр. По мнению медицинских работников, это класс болезней, которым можно и нужно управлять в дошкольных образовательных учреждениях.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 26,9%, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза (до 5-6%). Из общей заболеваемости дошкольников 75% приходится на острые респираторно-вирусные инфекции или грипп.
При поступлении в дошкольное учреждение значительное число детей (от 20 до 50%) имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств: двигательной активности, выносливости, мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии.
Инфекционные заболевания можно предупредить профилактическим мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, болезни дыхания – путем поддержки функций организма, его возможностей через закаливающие процедуры, физическое воспитание.
В настоящее время все чаще используют нетрадиционные методы оздоровления дошкольников. Одним из таких средств оздоровления является игровой массаж и самомассаж. Под действием массажа происходит покраснение кожи (сосуды расширяются, повышается теплоотдача, затем сосуды сужаются, что приводит к охлаждению и тренировке центра терморегуляции). Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.
Предлагая ребятам упражнения самомассажа, необходимо соблюдать определенные правила:
• Во время упражнений массажа и самомассажа, дети самостоятельно или в парах с родителями выполняют поглаживание, растирание, похлопывание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме.
• Направление массирующих движений должно быть строго в сторону лимфатических узлов: на руках от пальцев к подмышкам; на ногах от стопы к колену и далее к паху; на груди – от центра к периферии. Лимфатитческие узлы массировать нельзя.
• Важно добиться у детей оптимального расслабления мышц массируемых областей тела.
• Главное правило – никакой боли! Только приятные ощущения позволят в дальнейшем детям всегда с удовольствием выполнять эти задания.
Отличительная черта данных упражнений – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья; предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. (Фото 1-из опыта работы).
Упражнения массажа и самомассажа можно проводить в любой удобной позе, как утром – во время проведения утренней зарядки, так и в любое другое время: во время игры, после дневного сна и т. д.
Так, можно предложить детям проделывать самомассаж ушной раковины, пальцев рук, ног, верхнего плечевого пояса, тонизирующий массаж лица и т. д. Стоя, сидя или лежа на ковре, родители детям делают массаж спины. Дети самостоятельно выполняют легкие пульсирующие движения пальцами обеих рук в определенных местах, указанных взрослым. (Фото 2-из опыта работы).
Предлагаемые детям упражнения массажа и самомассажа должны быть доступны для самостоятельного выполнения детям; разнообразны по своему физическому воздействию; обеспечивать тактильный контакт; направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений детей и родителей.
Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Игровой массаж и самомассаж можно делать под руководством, как инструктора по физической культуре, так и воспитателей д/с, а так же родителей.
Приемы массажа, а также некоторые виды игрового массажа и самомассажа представлены в приложении.
Литература:
1. Бочарова Н. И. «Физическая культура дошкольника в ДОУ», М., 2007 г.
2. Доскин В. А. В. И. Васечкин «Справочник по массажу»; Л. Г Голубева «Растем здоровыми» 1990 г.
3. Васечкин В. И «Справочник по массажу», Ленинград, 1990.
4. Вержбицкая Н. А «Массаж – как одно из средств физического воспитания»
5. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 г.
6. Фирилева Ж. Е. Е. Г. Сайкина. «Танцевально-игровая гимнастика для малышей «СА-ФИ-ДАНСЕ», М. 2003 г.