Светлана Бычкина
Конспект занятия по экспериментированию «Загадочная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование с детьми «Загадочная вода».
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально – коммуникативное развитие.
Цель: Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные:
-уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки, озёра и т. д.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Загадочная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.
2. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
3. Развивающие:
- развивать речь, мышление, любознательность;
- формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;
Оборудование: Стаканы с водой, ё мкости: с солью, с сахарным песком, краска гуашь, ложки одноразовые, аромомасло, салфетки, кисточки, термос с кипятком, зеркало, лед в формочках, бумажные полотенца, земля.
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки и хорошее настроение!
Дети здороваются.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пришли в лабораторию. Посмотрите на картинку, кто знает, что такое лаборатория?
Дети с помощью воспитателя: лаборатория – это то место, где исследователи проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: А кто такие исследователи?
Дети с помощью воспитателя: Исследователи - -люди, которые проводят опыты и эксперименты для новых открытий в мире.
Воспитатель: На вас одета защитная одежда. Сегодня вы будете исследователями.
А то, о чем мы с вами будем говорить, нужно будет угадать.
Звучит музыка капающей воды.
Воспитатель: Ребята, послушайте, что это за звуки?
- Это капает вода.
- Действительно, так капает вода. А откуда она может капать? Из крана, с крыши.
Сегодня всемирный день воды. Он отмечается во всех странах мира.
И сегодня мы узнаем много нового и интересного о воде.
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Так ли это? Как вы думаете?
А где мы с вами в природе встречаемся с водой? ( В виде осадков: дождь, снег, град, роса.)
Физкультминутка:
Капля раз, капля два (прыжки на носочках, руки на поясе).
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Мы зонты свои раскрыли (развести руки в стороны).
От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой).
Исследователи, проходите за свои столы. (сели за столы).
Для начала выясним, что такое вода (Это жидкость.)
Зачем она нужна (растения, животные, люди, в быту, купаться.)
А вы знаете, что вода – волшебница. Она может быть жидкая, твердая, а еще в виде пара.
Итак, для получения информации о воде, нам нужно провести опыты (эксперименты).
Перейдем к правилам: надеть защитную одежду, аккуратно пользоваться емкостями о оборудованием, водой не баловаться, не брызгаться, вытирать пролившуюся воду салфеткой, после работы привести свои рабочие места в порядок.
Опыт 1: Вода – это жидкость (текучесть).
Посмотрите, что у вас налито в стаканчике? Что можно с ней делать? (Налить, перелить, вылить).
А еще мы с вами уже слышали, что вода может капать? Из пипетки показать.
Дети переливают из одного стакана в другой.
Итак, Вода это жидкость, которую можно наливать, переливать, выливать, капать. Она не имеет формы, принимает форму емкости, в которую ее наливают.
Опыт 2: Вода без вкуса
Попробуйте воду? Какая она? (сладкая, соленая, кислая? Горькая) Она без вкуса.
Возьмем вещество из мисок и ложечкой добавим его в стаканчик и перемешаем.
Пробуем. Какой вкус у Паши? У Ромы? Что добавили? Соль, сахар.
Итак, вода принимает вкус того вещества, которое мы в нее добавляем.
Опыт 3: Вода не имеет запаха
Понюхайте воду в стаканчике. Пахнет ли чем? Нет.
А если мы туда добавим волшебные капли с запахом. А теперь есть запах?
Итак, вода не имеет запаха. Она пахнет тем веществом, которое в нее добавили.
Опыт 4: Вода бесцветная.
Опусти в наш стакан ложечку. ЕЕ видно в воде?Да.
Итак вода какая? она прозрачная, бесцветная. Не имеет цвета.
Опыт 5: Окрашивание воды.
Ребята, я слышала, что вода может изменять цвет. Вы знаете как это сделать?
Нужно добавить краски.
Сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Дождик дождик, что ты льешь (брызгаем пальцами)
Погулять нам не даешь (двумя пальцами гуляем)
Я водою дождевою землю мою, мою, мою (трем ладони)
Мою крышу и забор (показываем крышу, забор руки вверх)
Мою улицу и двор (руки в стороны)
Добавляем краску.
Какого цвета получилась у Саши? У Ксюши?
Вода была бесцветная, а стала какая? Почему?
Итак, вода может менять цвет в зависимости от того, какой цвет мы в нее добавим.
УБРАТЬ СТАКАНЫ ПОСЛЕ ОКРАШИВАНИЯ
Опыт 6: Испарение воды.
Какая вода может быть по температуре (Холодная, горячая, теплая).
У меня на столе стоит Термос. В нем очень горячая вода (кипяток). Термос – это емкость, которая сохранила жидкость горячей. Можно ли детям самим открывать? Нет. Только взрослые.
Открываю. А что идет из термоса? Пар. Откуда он появился? Вода при нагревании превращается в пар. Т. е. пар – это тоже вода.
А вдруг это не вода? Давайте проверим.
К пару подносим зеркало и держим над паром. Затем трогаем зеркало, капельки воды на нем.
Точно вода! Вода испаряется, в пар превращается.
Опыт 7: Вода может превращаться в лед, а лед в воду.
Мы уже говорили, что у воды нет формы, она принимает форму сосуда, в который ее налили.
Я налила воды в такую формочку и поставила ее в морозилку. Что с ней произошло как думаете? Она замерзла и превратилась в лед, т. к. в морозилке холодно.
А если сейчас эту формочку со льдом оставить в теплом месте? Растает. Возьмем в ручки ненадолго. Тает. Пальчики какие стали? Значит это тоже вода. Положили на тарелочки.
Итак, вода превращается в лед когда холодно, а лед в воду когда тепло.
А сейчас я прошу вас встать из-за столов и пройти построиться. Строю детей.
Физминутка
Встали прямо, подтянулись и друг другу улыбнулись
Не беда, что места мало, разомнемся для начала.
2 хлопка над головой, 2 хлопка перед собой
По коленкам бьем ладошкой
Прыгаем на правой ножке, и на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала еще раз, и сначала в другой раз.
Прошу вас пройти к другому столу.
Опыт 8: Очистка воды
Представим, что вы попали на необитаемый остров. На нем нет чистой воды. А она так нужна.
Сейчас мы с вами проведем опыт по очищению воды.
Перед вами стаканчики с грязной водой. Попробуем ее очистить.
Кладем бумажное полотенце на воронку и переливаем воду. Вода во втором стакане стала намного чище.
Это лишь один из способов фильтрации и очистки воды. У многих дома стоят фильтры для воды. Она очищается по такому принципу, только очищающий веществ в фильтре намного больше, поэтому вода становится питьевой.
На сегодня наши исследования закончены. Что мы сегодня исследовали? Что узнали о ней (это жидкость, без цвета, запаха, вкуса и формы). Кому нужна вода (животные, растения, люди, птицы).
Воду надо беречь, выключать кран, не бросать мусор в водоемы и около них.
Вы - Молодцы! Проходите на коврик. Вы сегодня постарались и медальками за это награждаетесь!
Прощаемся с гостями.