Анастасия Просветова
Консультация для педагогов «Загадка как средство развития речи и мышления. Что такое Кроссенс?»
▼ Скачать + Заказать документы
Загадка как средство развития речи и мышления. Что такое Кроссенс?
Разработал учитель-логопед
Просветова А. А.
Что такое загадка? словарь определяет ее как «замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда стихотворной».
Публикация «Консультация для педагогов „Загадка как средство развития речи и мышления, Что такое Кроссенс?“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. обогащают познания ребенка сведениями о природе и знаниями из различных областей человеческой жизни. Загадки развивают наблюдательность, чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.
Знание загадок развивает мысль, они легко усваиваются детьми за счет игры слов, рифм, ритма. Поэтика выступает как форма сохранения и распространения народной мудрости, поэтического взгляда на действительность.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.
В загадках обнаруживается диалогическая и обращенная речь. В загадках встречаются количественные числительные, которые употребляются в числовом ряду от 1 до 5-6. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Загадки способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и формы.
Я хочу вас познакомить с технологией разгадывания загадок – Кроссенс
Кроссенс – это ассоциативная головоломка. Слово «КРОССЕН» означает «пересечение смыслов». Основная цель кроссенса – это придумывание и решение загадок, головоломки, ребуса.
Кроссенс представляет собой серию картинок, символов, каждое изображение связано по смыслу с предыдущим и последующим. Символы размещены в таблицу из 9 ячеек, в центре таблицы пустой квадрат.
Технология кроссенс представляет :
- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
-развивать зрительное восприятие;
- учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
- учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;
- учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основным признакам;
- развивать логику;
- развивать образное мышление;
- учить детей связанно мыслить, составлять рассказы;
- развивать смекалку, тренировать внимание.
Для полного понимания работы этого метода проведем подготовительное упражнение. Наудите ассоциативную связь между елкой и ежиком? (у обоих иголки, и начинаются на звук Ё). А что может быть общего между рыбой и приложенными к губам пальцем? (Молчание).
Например, такой кроссенс. Подумайте, какое слово заключается в центральном квадрате (ЗОЖ). А этот? (Школа…
«Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей… И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! .