Корчака Анна
Задержка психического развития у ребенка (ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития может характеризоваться проблемами с моторикой, памятью, мышлением, речью, регуляцией поведения, неустойчивыми эмоциями, неуспеваемостью в школе. Эта проблема в развитии ребенка занимает место между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью. От умственной отсталости ЗПР отличает положительная динамика и возможность нивелировать отставание в развитии при грамотной коррекционно-педагогической работе.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Восприятие при ЗПР носит фрагментарный, неточный и замедленный характер. По отдельности анализаторы ребенка работают практически нормально, однако, если необходимо формировать целостные образы – при этом возникают трудности. Зрительное восприятие работает лучше слухового. Внимание при ЗПР носит кратковременный, неустойчивый характер. Ребенок с легкостью переключается на посторонние предметы, не может сконцентрироваться на одном занятии. Можно обнаружить признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Память при ЗПР носит мозаичный характер, слабо избирательна. Наглядно – образная память превалирует над вербальной памятью, мыслительная активность при воспроизведении информации низкая. При ЗПР нарушенным, как правило, оказывается образное мышление, а вот наглядно-действенное мышление более сохранно. Абстрактно-логическое мышление без помощи педагога или родителей невозможно, возникают трудности с анализом и синтезом, упорядочением учебного материала, построением умозаключений, формулировкой выводов.
Речь при ЗПР характеризуется нарушением артикуляции, слуховой дифференциации, скудным словарным запасом, трудностями в правильном построении предложений, речевой неактивностью. Сфера личностного развития при ЗПР отличается эмоциональной лабильностью. Для нее характерны следующие признаки – агрессия, конфликтность, тревожность, безынициативность, внушаемость, безволие, замкнутость.
Выявить ЗПР у ребенка может только ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия, специалисты проводят сбор анамнеза, анализируют полученную информацию, проводят нейропсихологические тесты, изучают речь ребенка, его медицинскую карту, исследуют его интеллектуальные процессы, эмоционально – волевые качества. Задержку психического развития могут диагностировать до 11-14 лет (за рубежом этот срок еще меньше – до пяти лет ребенка). Затем этот диагноз может быть пересмотрен в сторону другого диагноза – умственная отсталость. У детей с ЗПР в большинстве случаев наблюдаются сопутствующие психопатологии – нарушение речи, негативизм и т. д. Это ограничивает специалистов в выборе психологических тестов при диагностике. Затрудняют сам процесс диагностики и возрастные ограничения при использовании тестов.