Смирнова Светлана Юрьевна
Задания по закреплению пройденного материала в помощь родителям. Методические разработки из опыта работы.
▼ Скачать +Заказ
Задания по закреплению пройденного материала в помощь родителям по преодолению фонематического недоразвития речи и обучению грамоте у дошкольников с ОНР. (Методические разработки из опыта работы. 1 квартал)
Данный материал представляет систему апробированных заданий по закреплению пройденного материала на фронтальных (подгрупповых) логопедических занятиях по совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР.
Публикация «Задания по закреплению пройденного материала в помощь родителям, Методические разработки из опыта работы,» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Естественно, детский сад – это не школа, и строгой системы домашних заданий здесь нет. Но есть неравнодушные родители, которые хотят знать, что изучает ребенок в детском саду, хотят помочь ему закрепить пройденный материал или наверстать пропущенное по болезни. Для этой цели заведены тетради для взаимосвязи логопеда и родителей, в которой предлагаются задания для закрепления пройденного материала дома в выходные дни.
Заинтересованность родителей в коррекции речи ребенка – это 50 % успеха, поэтому чаще всего многие родители выражают желание дополнительно заниматься с ребенком дома.
Материал для закрепления подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
• Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР».-СПб; «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002
• Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. - Спб., 2004
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. "Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН", М., "ГНОМ-ПРЕСС" 1998г. ;
• Лопухиной И. С. «Логопедия».- Спб., «ДЕЛЬТА», 1997г
• Лопухина И. С. Логопедия, упражнения для развития речи. - СПб., 1997
• Лопатина Л. В., Серебряковой Н. В. "Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии",
• Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПБ., 2004
• Поваляева М. А., Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: : качество образования., Ростов, 2006
• Ткаченко Т. А. "В первый класс без дефектов речи", Спб. ,1999
• Филичева Т. Б., ТумановаТ. В. Дети с ФФНР. -М., 2000
• Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Практическое пособие, — М. : Айрис-Пресс, 2004);
• Филичева Т. Б., Чиркипа Г. В., «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» - М., «Альфа».,1993;
Звук У. Буква У.
1. Вспомни слова, которые начинаются на звук У.
2. «Поймай звук У»(ребенок хлопает в ладоши (ловит звук, услышав звук У:
О А У И У ап уп ум ос му па то ту ву усы каша улица кот
лапа кенгуру суп дом луна
3. Определи место звука У в словах, составь схему: улитка учитель утюг удочка какаду Пикачу суп лук капуста луна
4. Какое слово не подходит? Жук жук мак жук; мука мука рука мука ; тепло тепло дупло тепло
5. «Путаница». Помири слова в предложениях.
Улитка ползет дорожке по
Желуди растут дубу на
Лук растет грядка на
Дым идет трубы из
Бабушка муки печет пироги из
Белка живет дупло в рыжая
6. Скажи так: У березы - березовые листья, березовая ветка, березовый ствол.
У дуба… У клена… у липы, рябины, осины, тополя
7. Печатаем букву У.
Запомни: Звуки мы говорим и слышим, а буквы пишем и видим.
Звук А. Буква А.
1. Вспомни, почему звук А – гласный (воздушная струйка выходит свободно)
2. Вспомни слова, которые начинаются на звук А.
3. «Отгадай слово» - потерялся первый звук А : …пельсин …рбуз …льбом …ист …втобус …нтена …птека …втомат
4. «Поймай звук А» : И А У О А УК ап ос ип ас па мо мА ку ко са ва аист кино акула сок мука лиса утюг дом сапог маска козы…
5. Определи место звука А в словах, составь схему: арбуз сумка альбом книга лак сад кукла салют тапки
6. Какое слово не подходит? Лук лук лак лук ; Таз таз туз таз;
Рок рок рак рок
7. «Путаница». Помири слова в предложениях.
Мак растет клумба на
Аист живет крыша на
Аня рисует альбом в ромашку
Лиса живет нора в рыжая
Мама варит варенье абрикосов из
8. «Скажи наоборот»
У лисы хвост длинный, а у зайца…
Дерево высокое, а трава…
Дорога широкая, тропинка …
Слива сладкая, а лимон…
Лев смелый, а заяц…
9. Печатаем букву А. (1строчку в логопедической тетради)
Запомни: Звуки мы говорим и слышим, а буквы пишем и видим.
Звук И. Буква И.
1. Вспомни, почему звук И – гласный
2. Вспомни слова, которые начинаются на звук И.
3. «Поймай звук И» : О А И А И У О ип ам ок ис ми то пу ки ви индюк ваза ива духи луна ноги малина кошка киска
4. Определить место звука И в словах, составить схему: иголка избушка индеец сапоги мухи кони книга абрикос лиса
5. Я назову один предмет, а ты - много: дыня - дыни, муха-, нога, конь, книга, петух, мак, утка, утюг, паук, лебедь, дом, окно, утенок
6. «измени по образцу» : метель метет и метели метут, лебедь летит и лебеди., воробей сидит и, улитка ползет и, дом стоит и, яблоко зреет и,
утка крякает и, конь ржет и …
7. Договаривание предложений со словом «ИВА»
Дети посадили во дворе меленькую (иву)
Весной распустились листочки на … (иве)
Все лето они ухаживали за (ивой)
Дети весело играли около (ивы)
8. «Потерялся звук И» …ндюк, …втобус, …литка, …збушка,
…пельсин, …читель, и т. д.
9. Печатаем букву И. Напиши и прочитай ИА ИУ УИ АИ УАИ ИАУ
«Скажи по образцу»
сок из груш – грушевый сок; сок из вишен -…; сок из абрикосов; персиков; слив; винограда; лимона; клюквы; брусники;
сок из моркови -…; икра из кабачков -…; икра из баклажанов-…; салат из капусты-…; салат из огурцов-…; суп из овощей-…
Звук П. Буква П.
1. Звук П - согласный (почему). Звук П – глухой (почему)
2. Вспомни слова, которые начинаются на звук П.
3. «Поймай звук П» : А О П С М П Т П оп ам ус ап уп ок ип па мо то по ку пу по паук стол палка сумка лиса суп лапа дом сироп кнопка…
4. Определить место звука П в словах, составить схему: пыль пальто паста укроп шуруп суп шапка лопата лампа…
5. Образование приставочных глаголов. «Добавь часть - назови слово» :
пере- по-
шел перешел пошел
бежал перебежал побежал
плыл
летел
нес
вез
читал
ел
6. Печатаем букву П. Напиши и прочитай: АП УП ИП
7. Предлоги НА В ПОД. «Пропущенное слово»
Назови пропущенное слово. Составь схему к 2-м предложениям.
Гриб растет … елкой. Ягоды собирают …корзинку. Ваза стоит …столе.
Платье висит…шкафу. Маша идет…зонтиком. Мама идет …магазин.
Звук ПЬ
(согласный, глухой, мягкий. (в схемах обозначаем зеленым цветом)
1. Покажи синий квадратик, услышав звук П, зеленый квадратик, услышав звук ПЬ:
П, ПЬ, ап апь опь уп ип упь па пя пу пю пы пи пе пэ по полка пень пирог письмо пушка паста песенка пилот пюре пух паук суп цепь …
2. Повтори - не ошибись: па - па – пя пы – пи - пи
пу – пу – пю пэ - пе – пе
3. Я скажу твердо, а ты – мягко: ап- апь па-пя
уп – упь пу-пю
оп- по-
ып- пы-
эп- пэ-
4. Составить схемы к слогам: АП УПЬ ПА ПИ
5. «Путаницы» - скажи правильно, составь схему к 2-м предложениям.
Миша почта письмо отнес на
Пианист пианино играть на
Пальцы руки пять на
Антарктида пингвины живут в
Ночь спать пижама в теплая
Мама пирог испечь капуста с
Звуки Т - согласный, глухой, твердый
ТЬ – согласный, глухой, мягкий
1. «Покажи синий квадратик, услышав звук Т, зеленый квадратик, услышав звук ТЬ»
т ть ат ать от оть ить ут та тя ты ти ту тю тэ те танк туфли тень тир труба телевизор лифт сеть шесть бант капитан костюм …
2. «Повтори не ошибись»
та-та – тя ты-ти- ти ту- ту- тю тэ-те –те
3. Я скажу твердо, а ты – мягко: ат-ать от- оть ит- ут-. та- тя то- ту- ты- тэ-
шест-шесть брат- пуст- ответ-
4. Составь схемы к слогам: ОТ АТЬ ТЫ ТИ
5. Поменяй первый звук в слове на звук Т и назови слово:
Рома- Тома Поля- Толя Вася-… санки-… лапки-… пачка-…
ночка-… куча-… банк-… порт-…
6. Определи местоположение звука Т в словах: тыква топор тапки лист
самолет кот паста улитка
7. «Отгадай, про что скажу?». (Затем загадывает ребенок.)
большая, круглая, оранжевая, полезная (тыква)
тяжелый, железный острый, боевой (топор)
домашние, теплые, удобные (тапки) и т. д.
8. «Один и много»
кот - много котов; топор - много топоров; самолет-…; билет-…; платок - …;
мост-…; хвост-…; лист - … ; зонт-…; тарелка -…; тапки-…; туфли-…; солдаты-…
9. «Путаницы»
Танкисты едут танке на Ученик тетради пишет в
Тигры странах жарких в живут Мама трет терке на яблоко
Густая тень деревьями лежит под
10. Печатаем в тетради слоги, читаем: ТА, ТО, ТУ, ТИ
Звуки К - согласный (почему, глухой (почему, твердый
КЬ – согласный, глухой, мягкий
1. Назови 1-ый звук в слове КОТ (к); КИТ (кь)
2. Покажи синий квадратик, услышав звук К, зеленый, услышав звук КЬ.
к кь ак окь укь ка кя ку кю кэ ке кы ки кот кит каша коза кепка кефир веник сумка носки нитки паук маки утки волк палка…
3. «Повтори не ошибись» : ка- ка – кя кы –ки- ки ке –ке- кэ
кя- ка- ка ки- ки- кы кэ- кэ –ке
4. «Я скажу твердо, а ты мягко» ак – акь ок- окь и т. д.
ка -кя ку-… кы-… ку-… ко-…
5. «Поменяй 1-ый звук в слове на звук К»
волос – колос пони-
пора – кора ложа-
розы - козы полено-
Маша- ворона-
6. «Кто у кого?»
У кошки один котенок, много котят
У коровы один теленок, много телят; У козы…; у лошади…; у свиньи…; у овцы…;
у собаки…; у лисицы…; у белки…; у волчицы…
7. Вставь короткие слова – предлоги. Перескажи рассказ.
Мама сидела…диване и вязала теплые носки…шерстяных ниток. Клубок ниток лежал…столе. Мама вышла …комнаты. Котенок Пушок забрался …стол. Он стал толкать лапками клубок. Клубок упал…стола…пол. Пушок катал клубок …полу и запутал нитки…стола. Мама вошла … комнату и сказала: «Какой ты шалун, Пушок!»
8. Звуковой анализ слогов, слов АК ОКЬ КУ КИ КОТ КИТ
печатаем, читаем КА КО КУ КОТ К
Звук О. Буква О.
1. Вспомни и назови гласные звуки, которые мы учили.
Объясни, почему эти звуки называют гласными.
2. Вспомни слова, которые начинаются на звук О.
3. Определи место звука О в словах со схемой: осень ослик ведро кино сок крыло
пол окна пальто кот
4. Отгадай, про что скажу, а затем загадай сам : чистый, паркетный, гладкий (пол)
сладкий, полезный, витаминный, персиковый (сок)
синее, теплое, модное, шерстяное, женское (пальто) ит. д.
5. «Один и много»
яблоко - много яблок
лимон - много…; дом -…; зонт, дерево, кофта, ягода, окно, письмо, ведро,
стекло, гнездо, колесо, крыло, перо ; пальто - много пальто
6. Закончи предложения о новом пальто.
Маша выросла из старого пальто. Теперь у Маши нет хорошего…
Мама с Машей пошли за новым… В магазине было много красивых….
Мама купила Маше новое… Маша обрадовалась новому…
Она любовалась новым… Маша рассказала бабушке о новом….
7. Печатаем и читаем слоги, слова (составляем схемы) ПО ТО КО КОТ ТОК
Звук М – согласный, звонкий, твердый
Звук МЬ – согласный, звонкий, мягкий
1. «Назови 1-ый звук в слове МАК (м); МЯЧ (мь)
2. Покажи синий квадратик, услышав звук М, зеленый, услышав звук МЬ: м мь ам омь умь им ма мя му мю мо мы ми муха маска мясо мел масло миска дом сом семь сумка лимон камин хомяк пирамида…
3. «Четвертый лишний» мыло машина мука мишка
метро месяц мяч малина
мышь мак мир молоко и т. д.
4. «Повтори не ошибись» : ма- ма- мя ми- мы- мы ме- ме –мэ
мя- ма- ма мы- мы- ми мэ- ме- ме
5. «Я скажу твердо, а ты мягко» ам- амь ом- ум- им-
ма- мя мо- му- мы- мэ-
мать- мять мыл- мил мыло- мал –
6. Определи место звука М в словах со схемой: майка мыло ком костюм самолет шлем сумка мука
7. «Путаницы» - скажи правильно, составь схему к 2-м предложениям, назови «короткое слово» (предлог).
Летать комната муха в
Малина лето дети собирать
Альбом Маша купить новый
Медведь дети поляна на увидели
Марина тетя котят пять у
8. Звуковой анализ слогов, слов АМ ОМЬ МУ МИ МАК КОМ МУКА
печатаем, читаем МА МО МУ МИ МАК КОМ МУКА