Наталья Юрьевна Жупанина
Задания логопеда по лексическим темам для закрепления изученного материала «Осень. Признаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Осень. Признаки»
Лексика
1. Словарь ребё нка пополняется словами: время года, осень, сезон, урожай, грибы (3-4 названия, листопад, сентябрь, октябрь, ноябрь; жёлтый, золотой, красный, жёлто - коричневый; ветер - пронзительный, холодный; птицы - перелётные; лить, светить, падать, улететь, моросить, собирать). Используйте эти слова в беседах об осени.
2. Вспомни и расскажи, что происходит осенью в природе :
Публикация «Задания логопеда по лексическим темам для закрепления изученного материала „Осень, Признаки“» размещена в разделах
с погодой, растениями, листьями, насекомыми, птицами…
Грамматический строй речи
1. «Ответь на вопросы» (употребление в речи глаголов в разных временных формах)
Что делает? (дует)
ВЕТЕР Что сделает? (подует)
Что делал? (дул)
(дождь льет, небо темнеет, листья желтеют, птицы улетают, трава вянет)
2. «Один - много» (словоизменение)
Ветер дует, а ветры дуют
Птица улетает, а … Лист желтеет, а …
Дождь моросит, а. Цветок увядает, а … Холод наступает, а … Лист падает, а.
3. «Большой - маленький» (словообразование) Назови предмет ласково:
Лист - листочек.
(гриб, птица, ветер, солнце, трава, дождь, дерево, сапоги, зонт, туча, облако, лужа, холод, цветок)
4. «Осенние картинки» (образование относительных прилагательных)
День с солнцем - солнечный день.
День с дождём -. Лист берёзы - …
Ствол ели-. Голоса птиц -.
Небо без облаков-. День с ветром-.
5. «Составь предложение» Послушай слова и скажи правильно:
Дует, осень, ветер, холодный. Улетают, юг, на, птицы.
Мелкий, осень, моросит, дождь. Земля, трава, на, увядает.
Желтеют, на, листья, деревья.
Связная речь
Составь связный рассказ «Осень» по первым словам в предложении; перескажи:
Прошло лето и наступила.
Дни стали. Солнце… Подул. Стало. Люди одеваются. На деревьях. На землю. Моросит.
Увядает. На юг. Люди собирают. Вслед за осенью наступит …
Лексическая тема «Деревья осенью»
Словарь предметов: дерево, береза, осина, рябина, клен, дуб; ель (елка, сосна, пихта, кедр; дерево, корни, ствол, кора, ветки, листья, почки, шишки, семена, пень; земля, лес, хвоя, иголки (все это нужно уметь показать и назвать).
Словарь признаков : лиственные, хвойные деревья; лиственный, хвойный лес; светлый, летний, осенний, весенний, зимний; березовый, осиновый и т. д. ; зеленый, желтый, красный, бурый, черный. Действия: цвести, расти, распускаться, желтеть, опадать, ломать, пилить, охранять, собирать, гулять (составляйте предложения и небольшие рассказы).
1. Подбери признаки (не менее трех признаков) :
береза (какая) – …, ель (какая) — … и т. д.
2. Подбери действия (не менее трех действий) :
береза (что делает) – …, лист (что делает) — … и т. д.
3. Какая ветка? : у березы ветка (какая) – березовая, лист (какой) - ….
у осины –…, у дуба — …., у ели — …, у сосны — …, у клена — …и т. д.
4. Посчитай: (произнося правильно окончания слов) :
одна береза, две, три, четыре, пять …
один пень, два, три, четыре, пять…
одно дерево, два, три, четыре, пять…
5. Скажи ласково: лист – листочек, осина —, иголка —, береза -, ветка —, дерево —, пень –, рябина — …,
6. Один – много (множественное число) : лист – листья, осина — …, иголка —, береза –, ветка —, дерево —, пень – … ,рябина —, ствол – ….
7. Есть – нет (родительный падеж единственного числа) : пень – нет пня дерево — … ,иголка —, корень —, сосна — … ,клен — … ,лист — … ,хвоя -, ствол –….
8. Опиши любое дерево по плану: (составляя полные предложения)
- как называется дерево?
- хвойное, лиственное или фруктовое?
- какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий)
- какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая.)
- какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки.).