Елена Ботвина
Задания и ответы к олимпиаде по изобразительному искусству для 7–8 классов
▼ Скачать + Заказать документы
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ
(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ) Школьный этап
7-8 класс
2024-2025 учебный год
Задание№1
Даны 6 понятий и 4 определения. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу. Дайте определения оставшимся понятиям.
1 – Фреска. 2 – Сонет. 3 – Романс. 4 – Мизансцена. 5 – Анфилада. 6 –Пантомима.
Темочки:
- ИЗО в школе
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
А – Вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.
Б – Живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей.
В – Стихотворение в 14 строк из двух четверостиший и двух трёхстиший.
Г – Ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.
Максимальная оценка – 8 баллов
Получено баллов
А Б В Г
Задание№2
Даны 3 изображения памятников искусства.
Напишите:
1. названия произведений, авторство
2. к какой стране или культуре они относятся,
3. время их создания,
4. их местонахождение в настоящее время.
Максимальная оценка – 26 баллов
Получено баллов
1 2
3
Задание №3
Определите лишнее в ряду. Кратко поясните свой выбор.
1. Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.
а) Моцарт, Чайковский, Пушкин, Глинка -…
б) Андерсен, Репин, братья Гримм, Льюис Кэрролл-…
в) Краски, кисти, рояль, акварель, палитра-…
г) Аккордеон, вальс, скрипка, арфа, виолончель-….
Максимальная оценка – 8 баллов
Получено баллов
Задание№4
Дан ряд произведений и их названия: «Масленица», «Флоренция», «Взятие снежного городка», «Сибирская красавица», «Осень над городом», «Портрет Ф. И. Шаляпина» Сопоставьте названия и картину. Все картины можно разбить на группы. Предложите свои варианты разбивки. Дайте название каждой группе.
1 2 3
4 5 6
Таблица для ответа
Названия произведений Признак разбивки на группы
1
2
3
4
5
Максимальная оценка – 23 балла
Получено баллов
Задание№5
Рассмотрите и проанализируйте картину К. П. Брюллова «Всадница»
1. Опишите общую композицию работы.
2. Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.
3. Определите общее настроение картины.
4. Укажите жанр картины.
5. Укажите 3 картины того же жанра.
6. Укажите 3 известные работы этого же художника.
7. Можете расширить свой ответ дополнительной информацией.
___
Максимальная оценка – 27 баллов
Получено баллов
Задание№6
1. Узнайте произведение по его описанию.
2. Напишите имена деятелей искусства, имеющих отношение к созданию определенного Вами произведения.
3. Напишите имена действующих в нем персонажей.
А) «Все в картине подчинено передаче настроения «чисто русской печали». Девочка с отчаянием вглядывается в темный омут. Ее горестная поза напоминает своей застылостью камень, на котором она сидит. Увядающая природа горюет вместе с героиней. По-осеннему тиха и неподвижна река, сумрачны верхушки елей. Хмурится небо. Желтые листья неспешно падают на гладь воды, которая кажется продолжением пестрого девичьего сарафана. Именно созвучность переживаний человека и состояния природы, как бы сочувствующей ему, сближала жанровую картину художника со сказочным сюжетом».
Б) Это фильм, созданный на сюжет повести-феерии о непоколебимой вере девушки в возвышенную мечту о красивом паруснике под необыкновенными парусами, о том, что каждый может сделать для близкого чудо).
Максимальная оценка – 14 баллов
Получено баллов
Задание№7
В 2025 году наша страна отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Представьте, что вы участвуете в литературно-музыкальной композиции, посвященной событиям и героям Великой Отечественной войны.
1. Назовите литературное произведение и его автора, которое вы будете использовать при подготовке сценария литературно-музыкальной композиции.
2. Назовите музыкальное произведение и его авторов, которое Вы будете использовать при подготовке сценария литературно-музыкальной композиции (если нет, опишите общий характер музыки).
3. Напишите название литературно-музыкальной композиции, отражающее заданную тематику (оно не должно повторять названия литературных и музыкальных произведений).
4. Кратко опишите основную идею вашей литературно-музыкальной композиции.
5. Придумайте пресс-релиз (информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации, можно включить иллюстрацию) литературно-музыкальной композиции для размещения в социальных сетях, на школьном сайте.
Максимальная оценка – 12 баллов
Получено баллов
Максимальное количество баллов 118
Олимпиада по искусству (МХК)
Ответы 7-8 класс
ЗАДАНИЕ №1
Даны 6 понятий и 4 определения. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу. Дайте определения оставшимся понятиям.
А Б В Г
6 1 2 5
3. Романс – камерное вокальное произведение, рассказывающее о любви, человеческих взаимоотношениях, чаще лирического характера; характеризуется эмоциональной неразрывностью текста и музыки.
4. Мизансцена – расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля.
Критерии:
Участник…
1. верно соотносит термины и определения – 1 балл за каждое определение. Максимально 4 балла.
2. верно дает определения оставшимся понятиям – по 2 балла. Максимально 4 балла.
Максимально – 8 баллов.
ЗАДАНИЕ №2
Даны 3 изображения памятников искусства.
Напишите:
1. названия произведений, авторство
2. к какой стране или культуре они относятся,
3. время их создания,
4. их местонахождение в настоящее время.
1. – Погребальная маска Тутанхамона.
Древний Египет
Новое царство, к. 14 в. до н. э.
Египетский музей, Каир, Египет 2. – Икона «Владимирской Божьей Матери»
Древнерусская культура
Нач. (1 тр.) XII в.
ГТГ, Москва, Россия 3. – Зимний дворец. Ф. Б. Растрелли
Русская культура (Россия)
Сер. XVIII в.
Санкт-Петербург, Россия
Критерии:
Участник…
1. правильно называет 3 памятника – по 2 балла за каждый верный ответ. Макс. 6 баллов.
2. правильно называет страну или культуру – по 2 балла за каждый верный ответ. Макс. 6 баллов.
3. указывает время создания – по 2 балла за каждый верный ответ. Макс. 6 баллов.
4. правильно называет автора – 2 балла за верный ответ.
5. правильно называет местонахождение – по 2 балла за каждый верный ответ. Макс. 6 баллов
• При орфографических ошибках в написании имени или названия – снимается до 2 баллов за все задание.
Максимально – 26 баллов
Задание№3
Задание VI.
Определите лишнее в ряду. Кратко поясните свой выбор.
1. Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко
поясните свое решение.
а). Моцарт, Чайковский, Пушкин, Глинка (Пушкин –это поэт, остальные – русские
композиторы).
б). Андерсен, Репин, братья Гримм, Льюис Кэрролл (Репин – это художник, остальные –
зарубежные писатели).
в). Краски, кисти, рояль, акварель, палитра (Рояль – это музыкальный инструмент,
остальное – художественные материалы и принадлежности).
г). Аккордеон, вальс, скрипка, арфа, виолончель. (Вальс – это танец, остальное –
музыкальные инструменты).
Критерии:
Участник верно определяет лишнее в ряду – по 1 баллу за правильный ответ. Всего 4
балла.
Участник верно поясняет свой выбор – по 1 баллу за правильный ответ. Всего 4 балла.
Максимально - 8 баллов
ЗАДАНИЕ №4
Названия картин
1 Масленица
2 Флоренция 3 Взятие снежного городка
4 Сибирская красавица
5 Осень над городом 6 Портрет Ф. И. Шаляпина
Варианты группировки
Названия произведений Признак разбивки на группы
1 «Масленица», «Осень над городом», «Портрет Ф. И. Шаляпина» Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев
2 «Флоренция», «Взятие снежного городка» «Сибирская красавица» Василий Иванович Суриков Василий Иванович Суриков
3 «Сибирская красавица», «Портрет Ф. И. Шаляпина» Портреты
4 Портреты 4 «Масленица», «Взятие снежного городка» Жанровые картины Жанровые картины
5 «Флоренция», «Осень над городом» Пейзажная живопись
Анализ ответа. Оценка. 1. За каждое правильное сопоставление - по 1 баллу = 6 баллов. 2. Участник формирует и указывает название группы - по 1 баллу = 5 баллов. 3. Правильно размещает в названные группы названия произведений - по 1 баллу = 12 баллов. Примечание: участник может дать другие названия группировкам, соответствующие правильному ответу
Максимально 23 балла
ЗАДАНИЕ №5
Предполагаемый ответ :
1. На картине изображена сцена прогулки. Выделяется всадница, которая останавливает на полном скаку коня. Она управляет им уверенно, вызывая неподдельный восторг у маленькой девочки возле балкона. Композиция «Всадницы» полна динамизма. Скакун, разгорячённый ездой, фыркает и поднимается на дыбы, мохнатая собака лает, кружась под ногами коня, маленькая шустрая Амацилия, одетая в розовое платьице и зелёные туфельки, не смогла усидеть на месте. Она выбежала встречать свою старшую сестру и восхищённо смотрит на нее. Даже природа взволнована – стволы деревьев накренились от пробежавшего по ним ветерка, а по небу мчатся облака.
2. Детали. Лохматый пес у ног коня Джованины, на его ошейнике – надпись «Samoylova», свидетельство заказчицы. Вуаль героини еще в движении – свидетельство резко законченной скачки. Бегущие по небу облака – подчеркивают движение в картине.
3. Полотно динамично, лишь на секунду остановлен бешеный ритм жизни. Картина наполнена контрастами цвета, движения, это придает особую яркость и эмоциональность происходящему. «Всадница» просто дышит жизнью, она становится вестником всех земных радостей – настолько непосредственна картина. Тут есть все: и оживленные образы героев, и смелость композиционного решения, и величие предгрозового неба, и разнообразие оттенков палитры.
4. Портрет: О. А. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина», В. А. Тропинин «Портрет А. С. Пушкина», В. Л. Боровиковский «Портрет Марии Лопухиной»
5. К. П. Брюллов: «Последний день Помпеи», «Портрет Ю. Самойловой, удаляющейся с бала», «Итальянский полдень»
Критерии:
1. За описание общей композиции – максимум 5 баллов
2. За описание значимых деталей, их места в композиции и функций – максимум 4 балла
3. За описание настроения картины, общего эмоционального состояния – максимум 4 балла
4. Верное указание жанра – 2 балла
5. Верное указание работ того же жанра (автор и название) – по 2 балла за каждый пример. Максимально 6 баллов.
6. Верное указание других работ того же автора – 1 балла за каждую. Максимально 3 баллов.
7. Оправданное расширение ответа (сведения о картине, авторе, жанре) – дополнительно до 3 баллов.
• При орфографических ошибках в написании имени или названия – снимается до 2 баллов за все задание.
Максимально – 27 баллов
Задание 6
Предполагаемый ответ :
А) Картина «Аленушка», художник Васнецов Виктор (1848-1926, главная героиня Аленушка.
Б) фильм «Алые паруса», писатель Александр Грин, Ассоль.
Максимально – 14 баллов
Задание 7
Анализ ответа. Оценка.
1. Участник называет литературное произведение и его автора – по 1 баллу = 2 балла.
2. Участник описывает общий характер музыки – 1 балл, называет музыкальное произведение и его автора (-ов) – 2 балла
3. Придумывает название литературно-музыкальной композиции, отражающее заданную тематику (оно не должно повторять названия литературных и музыкальных произведений) = 1 балл.
4. Кратко описывает основную идею литературно-музыкальной композиции = до 3 баллов.
5. Критерии оценки пресс-релиза литературно-музыкальной композиции для размещения в социальных сетях, на школьном сайте:
• Грамотность – 1 балл
• Оригинальность – 1 балл
• Аккуратность – 1 балл
• Пресс-релиз раскрывает основное содержание литературно-музыкальной композиции – 1 балл.
Всего за пресс-релиз – 4 балла.
Максимально– 12 баллов.
ВСЕГО – 118 баллов