Приложение МААМ

Задачи развития речи дошкольников в детском саду на современном этапе

Диана Серебрякова
Задачи развития речи дошкольников в детском саду на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи развития речи дошкольников в детском саду на современном этапе.

Аннотация: Речь развивается в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, повседневной жизни. Выявленное позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над книжной иллюстрацией.

Публикация «Задачи развития речи дошкольников в детском саду на современном этапе» размещена в разделах

Ключевые слова: дети, дошкольное образование, монологическая речь, связная речь, звуковая культура речи.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи, развитие интереса к художественному слову.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.

Становление речевого общения ребенка со взрослым начинается с эмоционального общения. Оно – «стержень, основное содержание взаимоотношений, взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни» [3, с. 13]. В нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

В эмоциональном общении со взрослым ребенок реагирует на особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова. Повод

эмоционального общения – само оно, эмоциональный контакт, положительные эмоции. Повод же речевого общения – предметы, действия, в том числе и действия самого ребенка. Более того, поводом в речевом общении, тем, ради чего оно в каком-то конкретном случае происходит, могут быть и эмоциональные состояния и взрослого и ребенка: «Не плачь», «Мне больно» и тому подобное. Но здесь эмоциональные состояния становятся особым предметом разговора, они не просто переживаются, но и обозначаются в речи.

В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают самые общие отношения друг к другу, свое удовольствие или неудовольствие, выражают чувства, а не мысли. Они говорят только на языке эмоций. В эмоциональном общении, как в зеркале, можно увидеть самого себя. Этого становится совершенно недостаточно, когда во втором полугодии расширяется мир ребенка, обогащаются его взаимоотношения со взрослым (а также с другими детьми, усложняются движения и действия, расширяются возможности познания. Нужны язык слов, речевое общение взрослого с ребенком. Для ребенка развитие этого общения начинается с понимания обращенной к нему речи взрослого.

Лишь во втором полугодии второго года жизни ребенок и понимает обращенную к нему речь, и сам может обращаться к взрослому, высказывать свои мысли, желания, просьбы. Начинают формироваться диалог, разговор. Ребенок еще очень несовершенно владеет родным языком, но появление диалога сразу значительно расширяет возможности воспитания и обучения ребенка, в том числе и возможности обучения родному языку, развитию речи.

Более сложный вид речевой деятельности – монологическая речь, когда происходит не обмен репликами или краткого высказывания (как в диалоге, а говорящий передает собеседнику какое-то сложное содержание. Он не просто называет предмет, а стремится подробно описать его; рассказывает о каком-то событии, явлении по последовательности событий и тому подобное. Такой рассказ состоит из ряда предложений, которые характеризуя существенные стороны описываемых предметов, события и тому подобное, должны быть

друг с другом логически связаны, развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, то есть с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, без дополнительных вопросов и уточнения. Высшая форма связной речи – письменная. «Задача развития ее у дошкольников, естественно, не может ставиться (именно письменной связной речи, умения составить текст, а не умения написать два-три слова, предложения; последнее может осуществляться при обучении дошкольников грамоте)» [2, с. 49].

Развитие же связной устной речи, формирование разных видов высказывания составляет основную задачу речевого развития дошкольников в детском саду.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать предмет, отбирать его основные (для данной ситуации общения, свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Но связная речь – это все-таки речь, а не процесс мышления, не просто «думанье вслух». Поэтому для достижения связности необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства. Нужно умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение (выделение наиболее важных ключевых слов, нужно подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать разные языковые средства для связи предложений, перехода от одного предложения к другому.

Таким образом, связная речь как бы «вбирает» в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, усвоением его звуковой стороны,

словарного состава, грамматического строя. Это не значит, что развивать связную речь у ребенка можно, только когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую сторону языка. Связная речь начинает формироваться раньше. Ребенок может не умеет еще чисто произносить все звуки, не владеть большим объемом словаря и сложными синтаксическими конструкциями (сложноподчиненными предложениями, например, но работа по развитию связной речи уже должна начинаться.

«Развитие звуковой культуры речи – не только усвоение звуков родного языка, поэтому в понятие «звуковой культуры речи» включается не только владение нормами звукопроизношения» [1, с. 11]. Говоря о звуковой стороне речи, нужно иметь в виду более широкое значение, смысл слова «звуковой». «Звуковой» - относящийся и к звуку как простейшему элементу речи, вместе с тем к общей физической характеристике речи как звучащего явления. При этом, как и по отношению к речевому общению вообще, выделяются два аспекта – активный и пассивный: произнесение речи (слов, фраз, сложных связных высказываний) и восприятие. Поэтому в звуковой культуре речи можно было бы выделить два больших раздела: культура речепроизнесения и речевой слух.

Разные частные разделы, входящие в состав звуковой культуры речи, по-разному относятся к эффективности, успешности речевого общения.

Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. И это закономерно. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем его познавательное развитие, развитие его понятийного мышления невозможны без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с ознакомлением с окружающим. Получаемые ребенком новые впечатления, знания,

представления останутся «невыразимыми», несообщаемыми в речи, если они не закрепляются в слове.

Итак, развитие связной монологической речи, являясь главной задачей, вбирает в себя все речевые достижения ребенка. «Стержень формирования языковой способности – семантический компонент, поэтому в становлении лексической стороны речи на первый план выступает работа над семантикой слова: формирование понимания синонимических, антонимических и полисемических отношений, использование ассоциативного принципа усвоения лексики» [4, с. 41]. Работа над расширением сематического поля, упражнения, показывающие детям движение многозначного слова от словосочетания к предложению и от него – к связному высказыванию, играют большую роль в ориентировке ребенка на смысл высказывания в целом.

В воспитании звуковой культуры речи важное место отводится работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения, поскольку в осознании четкости звукового оформления высказывания заложено условие становления развития связной монологической речи.

В центре развития связности речевого высказывания находится формирование у дошкольников представлений о структуре разных типов текстов (повествование, описание, рассуждение, обучению умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями и частями текста, а также семантический отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. Важная часть развития связной речи – воспитание ее образности, составляющие основу культуры речи в широком смысле этого слова.

Список литературы:

1. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. – 2-е изд., доп. и перераб. / А. И. Савенков. – М. : Национальный книжный центр, 2017. – 240 с.

2. Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М. : Владос, 2016. – 304 с.

3. Тугушева, Г. П. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – СПб. : Детство-Пресс, 2018. – 68 с.

4. Хабарова, Г. В. Познавательное развитие детей д

Публикации по теме:

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

План-конспект НОД в группе раннего развития «Дети в детском саду» План-конспект НОД в группе раннего развитияТема: «Дети в детском саду»Цель: Развитие слухового внимания, воображения, координации движений.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2)Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2) Хочу ещё раз обратиться к пособию, с которым ранее уже знакомила Вас – «Скороговорки в картинках». Работа с данным пособием организована.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задачи развития речи дошкольников в детском саду на современном этапе
Опубликовано: 29 апреля 2020 в 19:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задачи развития речи дошкольников в детском саду на современном этапе» (включая файлы) размещена пользователем Диана Серебрякова (УИ 1069991) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД