Папки-передвижки

Задачи и принципы оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Екимова Елена Вячеславовна
Задачи и принципы оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

В стратегии развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью, разработанной коллективом авторов под руководством Н. Н. Малофеева, в качестве целевой группы ранней помощи в образовании определена семья с ребенком с нарушениями развития и/или с инвалидностью и введено новое понятие «особые образовательные потребности семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья и группы риска». Рассматривая оказание психолого-педагогической помощи ребенку, следует подчеркнуть, что речь идет о психологической поддержке семьи в целом.

Основными принципами оказания помощи семье являются: принцип признания целостности семейной системы и принцип приоритетности диадического взаимодействия в системе отношений и развивающего взаимодействия «ребенок – близкий взрослый» как источника развития в детском возрасте.

Задачами психолого-педагогической помощи семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью являются следующие.

· Содействие в перестройке структуры семьи и семейного функционирования на основе максимально полного удовлетворения потребностей семьи в безопасности, сопереживании, заботе и поддержке. Данная поддержка должна носить в максимально доступной форме симметричный характер, предоставляющий и больному ребенку внести свой вклад в сплоченность, доверие и взаимопонимание членов семьи.

· Формирование адекватной «внутренней картины болезни» ребенка у родителей, способах лечения и оптимальных моделях поведения родителей, которые обеспечили бы уверенность в возможности управлять ситуацией, обеспечивая высокое качество жизни и развития больного ребенка в рамках доступного.

· Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции развития, воспитания и обучения ребенка в раннем, дошкольном и школьном возрасте с учетом нозологии, времени начала заболевания, зоны ближайшего развития ребенка.

· Формирование у родителей адекватных представлений о рисках развития вторичных отклонений и путях их профилактики с учетом возрастных, индивидуально-личностных особенностей ребенка; правилах психопрофилактики и психогигиены.

· Формирование реалистичных представлений о зоне ближайшего развития ребенка, помощь родителю в овладении методами и приемами организации деятельности и общения, формирования познавательной и учебной мотивации ребенка.

· Ориентация в возможностях профессионального будущего ребенка с нарушениями развития и/или инвалидностью, содействие в выборе учебно-профессиональной траектории индивидуального образовательного маршрута.

· Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителя в вопросах воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, содействие в перестройке типа семейного воспитания с учетом заболевания, возрастных, гендерных и индивидуально-личностных особенностей; коррекция типа семейного воспитания и профилактика его нарушений по типу гиперпротекции, потворствования, гипопротекции, эмоционального отвержения.

· Содействие в становлении родительской позиции (преодоление чувства вины, принятие ответственности за здоровье и психологическое благополучие ребенка, формирование позитивного образа Я-родитель, профилактика жертвенности как позиции родителя, ограничивающие зону ближайшего развития ребенка и его личностного роста).

· Оптимизации ролевой структуры семьи с целью профилактики ролевой перегрузки, эмоционального выгорания.

· Преодоление семейных мифов и формирование позитивного адекватного семейного самосознания.

· Ориентация семьи в возможностях укрепления ресурсного потенциала за счет получения финансовой, материальной, социальной, правовой помощи и поддержки, создания групп социальной поддержки и содействие в налаживании отношений с расширенной семьей.

· Содействие семье в оказании социально-медико-педагогической помощи.

В соответствии с данными задачами изменяется и позиция образовательной организации в работе с семьей, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью. Педагоги образовательной организации должны определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества школы и семьи в обучении и воспитании детей, имеющих отклонения в развитии с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Всемирный день оказания первой медицинской помощи»Фотоотчет «Всемирный день оказания первой медицинской помощи» 14 сентября мы отмечаем Всемирный день оказания первой медицинской помощи. Бесспорно, что квалифицированную медицинскую помощь оказывают.

Фотоотчет «Всемирный день оказания медицинской помощи»Фотоотчет «Всемирный день оказания медицинской помощи» Человеческая жизнь очень хрупка. Она может оборваться в любой момент потому, что ежедневно каждого из нас подстерегает опасность на дорогах,.

Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3–4 лет с нарушенным зрением» Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3 – 4 лет с нарушенным зрением» Составила: Дьяконова Елена Сергеевна, соавтор:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Задачи и принципы оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Опубликовано: 11 февраля 2025 в 17:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задачи и принципы оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Екимова Елена Вячеславовна (УИ 1352445) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД