Екимова Елена Вячеславовна
Задачи и принципы оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В стратегии развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью, разработанной коллективом авторов под руководством Н. Н. Малофеева, в качестве целевой группы ранней помощи в образовании определена семья с ребенком с нарушениями развития и/или с инвалидностью и введено новое понятие «особые образовательные потребности семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья и группы риска». Рассматривая оказание психолого-педагогической помощи ребенку, следует подчеркнуть, что речь идет о психологической поддержке семьи в целом.
Основными принципами оказания помощи семье являются: принцип признания целостности семейной системы и принцип приоритетности диадического взаимодействия в системе отношений и развивающего взаимодействия «ребенок – близкий взрослый» как источника развития в детском возрасте.
Задачами психолого-педагогической помощи семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью являются следующие.
· Содействие в перестройке структуры семьи и семейного функционирования на основе максимально полного удовлетворения потребностей семьи в безопасности, сопереживании, заботе и поддержке. Данная поддержка должна носить в максимально доступной форме симметричный характер, предоставляющий и больному ребенку внести свой вклад в сплоченность, доверие и взаимопонимание членов семьи.
· Формирование адекватной «внутренней картины болезни» ребенка у родителей, способах лечения и оптимальных моделях поведения родителей, которые обеспечили бы уверенность в возможности управлять ситуацией, обеспечивая высокое качество жизни и развития больного ребенка в рамках доступного.
· Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции развития, воспитания и обучения ребенка в раннем, дошкольном и школьном возрасте с учетом нозологии, времени начала заболевания, зоны ближайшего развития ребенка.
· Формирование у родителей адекватных представлений о рисках развития вторичных отклонений и путях их профилактики с учетом возрастных, индивидуально-личностных особенностей ребенка; правилах психопрофилактики и психогигиены.
· Формирование реалистичных представлений о зоне ближайшего развития ребенка, помощь родителю в овладении методами и приемами организации деятельности и общения, формирования познавательной и учебной мотивации ребенка.
· Ориентация в возможностях профессионального будущего ребенка с нарушениями развития и/или инвалидностью, содействие в выборе учебно-профессиональной траектории индивидуального образовательного маршрута.
· Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителя в вопросах воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, содействие в перестройке типа семейного воспитания с учетом заболевания, возрастных, гендерных и индивидуально-личностных особенностей; коррекция типа семейного воспитания и профилактика его нарушений по типу гиперпротекции, потворствования, гипопротекции, эмоционального отвержения.
· Содействие в становлении родительской позиции (преодоление чувства вины, принятие ответственности за здоровье и психологическое благополучие ребенка, формирование позитивного образа Я-родитель, профилактика жертвенности как позиции родителя, ограничивающие зону ближайшего развития ребенка и его личностного роста).
· Оптимизации ролевой структуры семьи с целью профилактики ролевой перегрузки, эмоционального выгорания.
· Преодоление семейных мифов и формирование позитивного адекватного семейного самосознания.
· Ориентация семьи в возможностях укрепления ресурсного потенциала за счет получения финансовой, материальной, социальной, правовой помощи и поддержки, создания групп социальной поддержки и содействие в налаживании отношений с расширенной семьей.
· Содействие семье в оказании социально-медико-педагогической помощи.
В соответствии с данными задачами изменяется и позиция образовательной организации в работе с семьей, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью. Педагоги образовательной организации должны определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества школы и семьи в обучении и воспитании детей, имеющих отклонения в развитии с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей.