Тамара Гурник
Задачи и методы обучения исследовательской деятельности
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно происходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственный и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
Потребность в познании окружающего мира появляется у человека буквально с самого рождения. Именно она помогает приобщить ребенка к миру вещей, явлений природы и социальной действительности.
Публикация «Задачи и методы обучения исследовательской деятельности» размещена в разделах
Через познавательно – исследовательскую деятельность дошкольники могут получать возможность напрямую удовлетворять свою присущую любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Ребенок по природе своей исследователь. Однако самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. При этом взрослый не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявить собственную исследовательскую активность.
Так детское экспериментирование – это одна из важных форм деятельности детей, которая используется в практики работы дошкольного образовательного учреждения и является эффективным средством развития таких важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность. В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы. Устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Экспериментальная деятельность является наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. Воспитатель ставит следующие задачи :
1. Организовать предметно – развивающую среду ( Создании детской лаборатории: 1. весы, песочные часы, термометры, сосуды, 2. Литература, 3. Дидактические игры, 4. Информация для родителей.)
2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.
4. Организовывать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника (анкетирование, поиск какой-либо информации родителями, консультации, беседы)
Педагог должен строить свою деятельность, так, чтобы были элементы самостоятельной исследовательской деятельности. Оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов форм обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.
Формы и методы работы :
Проведение опытов (постановка проблемы, проверка гипотезы, подведение итогов, фиксация результата, вопросы детей, вывод)
Беседы
Наблюдение
Игры
Экскурсии
ды.
Рассказ воспитателя
Тайна, сюрприз
Экспериментирование
Опыт
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, труд, занятие, прогулка, сон.
Задачи и методы обучения исследовательской деятельности
Методы обучения классифицировались и классифицируются по разным основаниям. С точки зрения рассматриваемой проблемы наиболее плодотворной является классификация методов на продуктивные и репродуктивные.
Известные советские специалисты в области теории обучения М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер выделяли пять основных общедидактических методов обучения : объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептурный, репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый (эвристический, исследовательский. Эти методы они объединяли в две более крупные группы: репродуктивную (первый и второй методы) и продуктивную (четвертый и пятый методы). Проблемное изложение - промежуточная группа, ибо оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска. К первой группе относятся методы, посредством которых учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует, или воспроизводит, уже известные ему способы деятельности. Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их учащийся самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственно исследовательской, творческой деятельности.
Репродуктивные методы. Объяснительно-иллюстративный метод предполагает, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а это не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности.
Собственно репродуктивный дает возможность сделать следующий шаг - сформировать умения и навыки путем действий по предложенному образцу.
Во-первых, необходимо помнить, что это наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике неразумно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет никакой необходимости открывать заново уже известные законы развития общества, физики, химии и т. д.
Во-вторых, исследовательский метод может дать образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами, особенно на начальных этапах обучения.
В-третьих, использование только исследовательских методов требует от учащегося незаурядных творческих способностей. У ребенка они - и это объективно - не могут быть сформированы на таком высоком уровне, как у выдающегося творца. Скольким людям пришлось выдержать удар яблоком по голове, но только один И. Ньютон трансформировал этот незамысловатый опыт в новый физический закон.
Продуктивные методы. В теории обучения частично-поисковый, или эвристический, метод принято рассматривать как этап, предваряющий использование исследовательского метода. С формальной точки зрения это справедливо, но не следует думать, что в реальной образовательной практике должна соблюдаться указанная последовательность. Использование частично-поискового метода может предполагать значительно более высокие умственные нагрузки, чем варианты исследовательского метода.
Так, например, частично-поисковый метод предполагает решение таких сложных задач, как выработка умения видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения и определять планы их проверки.
В качестве вариантов частично-поискового метода рассматривают дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует активизации имеющихся знаний и поиска новых.
В более полном объеме элементы исследовательского поиска представлены в исследовательском методе, который следует рассматривать как наиболее соответствующий и природе ребенка, и современным задачам обучения. В основу его положена собственная исследовательская практика, а не усвоение готовых знаний, преподносимых педагогом. Еще в начале ХХ в. Б. В. Всесвятский писал о том, что исследования влекут ребенка к наблюдениям, опытам. И то и другое в итоге при сопоставлении и обобщении дает прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, построения прочного «дома» знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что этот процесс, отвечающий потребностям активной детской натуры, окрашен положительными эмоциями.
Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
С помощью вышеназванных методов решаются следующие задачи обучения :
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире). К таким основополагающим формам упорядочения опыта относятся родовидовые (классификационные, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения. Старший дошкольник овладевает ими как на уровне предметно-практического, так и на уровне образно-символического действия. При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития и облечь (образно говоря, "упаковать") содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.
Все это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между "педагогическими интересами" и интересами детей.
Такими культурно-смысловыми контекстами могут выступать, условно говоря, "типы исследования", доступные и интересные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию :
1) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
2) коллекционирование (классификационная работа);
3) путешествие по карте;
4) путешествие по "реке времени".
Каждый из обозначенных культурно-смысловых контекстов, "работая" в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи :
- опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т. п.);
- коллекционирование (классификация) - освоение родовидовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.);
- путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране);
- путешествие по "реке времени" - освоение временных отношений ( представления об историческом времени - от прошлого к настоящему - на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. п.).