Приложение МААМ

Задачи и методы обучения исследовательской деятельности

Тамара Гурник
Задачи и методы обучения исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно происходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственный и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

Потребность в познании окружающего мира появляется у человека буквально с самого рождения. Именно она помогает приобщить ребенка к миру вещей, явлений природы и социальной действительности.

Публикация «Задачи и методы обучения исследовательской деятельности» размещена в разделах

Через познавательно – исследовательскую деятельность дошкольники могут получать возможность напрямую удовлетворять свою присущую любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Ребенок по природе своей исследователь. Однако самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. При этом взрослый не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

Так детское экспериментирование – это одна из важных форм деятельности детей, которая используется в практики работы дошкольного образовательного учреждения и является эффективным средством развития таких важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность. В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы. Устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность является наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. Воспитатель ставит следующие задачи :

1. Организовать предметно – развивающую среду ( Создании детской лаборатории: 1. весы, песочные часы, термометры, сосуды, 2. Литература, 3. Дидактические игры, 4. Информация для родителей.)

2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.

3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Организовывать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника (анкетирование, поиск какой-либо информации родителями, консультации, беседы)

Педагог должен строить свою деятельность, так, чтобы были элементы самостоятельной исследовательской деятельности. Оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов форм обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.

Формы и методы работы :

Проведение опытов (постановка проблемы, проверка гипотезы, подведение итогов, фиксация результата, вопросы детей, вывод)

Беседы

Наблюдение

Игры

Экскурсии

ды.

Рассказ воспитателя

Тайна, сюрприз

Экспериментирование

Опыт

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, труд, занятие, прогулка, сон.

 Задачи и методы обучения исследовательской деятельности

Методы обучения классифицировались и классифицируются по разным основаниям. С точки зрения рассматриваемой проблемы наиболее плодотворной является классификация методов на продуктивные и репродуктивные.

Известные советские специалисты в области теории обучения М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер выделяли пять основных общедидактических методов обучения : объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептурный, репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый (эвристический, исследовательский. Эти методы они объединяли в две более крупные группы: репродуктивную (первый и второй методы) и продуктивную (четвертый и пятый методы). Проблемное изложение - промежуточная группа, ибо оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска. К первой группе относятся методы, посредством которых учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует, или воспроизводит, уже известные ему способы деятельности. Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их учащийся самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственно исследовательской, творческой деятельности.

Репродуктивные методы. Объяснительно-иллюстративный метод предполагает, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а это не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности.

Собственно репродуктивный дает возможность сделать следующий шаг - сформировать умения и навыки путем действий по предложенному образцу.

Во-первых, необходимо помнить, что это наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике неразумно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет никакой необходимости открывать заново уже известные законы развития общества, физики, химии и т. д.

Во-вторых, исследовательский метод может дать образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами, особенно на начальных этапах обучения.

В-третьих, использование только исследовательских методов требует от учащегося незаурядных творческих способностей. У ребенка они - и это объективно - не могут быть сформированы на таком высоком уровне, как у выдающегося творца. Скольким людям пришлось выдержать удар яблоком по голове, но только один И. Ньютон трансформировал этот незамысловатый опыт в новый физический закон.

 

Продуктивные методы. В теории обучения частично-поисковый, или эвристический, метод принято рассматривать как этап, предваряющий использование исследовательского метода. С формальной точки зрения это справедливо, но не следует думать, что в реальной образовательной практике должна соблюдаться указанная последовательность. Использование частично-поискового метода может предполагать значительно более высокие умственные нагрузки, чем варианты исследовательского метода.

Так, например, частично-поисковый метод предполагает решение таких сложных задач, как выработка умения видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения и определять планы их проверки.

В качестве вариантов частично-поискового метода рассматривают дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует активизации имеющихся знаний и поиска новых.

В более полном объеме элементы исследовательского поиска представлены в исследовательском методе, который следует рассматривать как наиболее соответствующий и природе ребенка, и современным задачам обучения. В основу его положена собственная исследовательская практика, а не усвоение  готовых знаний, преподносимых педагогом. Еще в начале ХХ в. Б. В. Всесвятский писал о том, что исследования влекут ребенка к наблюдениям, опытам. И то и другое в итоге при сопоставлении и обобщении дает прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, построения прочного «дома» знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что этот процесс, отвечающий потребностям активной детской натуры, окрашен положительными эмоциями.

 

Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

 

С помощью вышеназванных методов решаются следующие задачи обучения :

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

 

Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире). К таким основополагающим формам упорядочения опыта относятся родовидовые (классификационные, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения. Старший дошкольник овладевает ими как на уровне предметно-практического, так и на уровне образно-символического действия. При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития и облечь (образно говоря, "упаковать") содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Все это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между "педагогическими интересами" и интересами детей.

 

Такими культурно-смысловыми контекстами могут выступать, условно говоря, "типы исследования", доступные и интересные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию :

1) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

2) коллекционирование (классификационная работа);

3) путешествие по карте;

4) путешествие по "реке времени".

 

Каждый из обозначенных культурно-смысловых контекстов, "работая" в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи :

- опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т. п.);

- коллекционирование (классификация) - освоение родовидовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.);

- путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране);

- путешествие по "реке времени" - освоение временных отношений ( представления об историческом времени - от прошлого к настоящему - на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. п.).

Публикации по теме:

Активные методы обучения педагогов Активные методы обучения педагогов При формировании умений и навыков используются следующие методы: • анализа конкретных ситуаций; • решение.

Игровые методы обучения дошкольников Игровые методы обучения дошкольников. Игра — это естественный путь обучения маленьких детей. Рассматривая проблему взаимосвязи игры и.

Игровые методы обучения младших дошкольников основам ПДДИгровые методы обучения младших дошкольников основам ПДД Безопасность жизнедеятельности являлась базовой потребностью человека во все времена. Однако в наши дни изменился состав основных угроз.

Консультация для родителей «Методы и приемы обучения речи в ДОУ» Методы и приемы обучения речи в детском саду Понятие метода обучения речи. Закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят.

Методы и приемы развивающего обучения при проведении занятий по развитию речи Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребенком речи окружающих.

Методы и приёмы обучения в младшей группе В младшей группе начинают специальную работу по формированию элементарных математических представлений, закладывают основы математического.

Методы и приёмы обучения в средней группе В средней группе занятия по развитию элементарных математических представлений проводятся еженедельно, в определенный день недели. Продолжительность.

Методы и средства обучения и воспитания План: 1. Методы обучения • Понятие метода и приема • Классификация методов обучения • Характеристика традиционных методов обучения МЕТОДЫ.

Сенсорное воспитание дошкольников «Задачи, средства, содержание, методы, особенности организации» Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах,.

Справка о взаимопосещении «Создание условий для обучения дошкольников поисково-исследовательской деятельности» Цель взаимопосещения: проанализировать особенности организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками в подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задачи и методы обучения исследовательской деятельности
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 21:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задачи и методы обучения исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Гурник (УИ 2020460) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД