Елена Гурулёва
Консультация для родителей «Зачем ребенка с нарушением речи лечить у невролога?»
▼ Скачать
- Ваш ребенок плохо говорит? Ребенка необходимо показать неврологу!
К сожалению, подобное утверждение звучит всё чаще и чаще. Какова же причина речевых нарушений? Почему с каждым годом детей с нарушением речи рождается все больше и больше? Почему далеко не всегда удается получить стойкий результат?
Речь относится к разряду сложнейших психологических функций и материальной основой её является мозг. Именно взаимодействие множества мозговых структур обеспечивает формирование устной речи, а затем навыков чтения и письма. Говоря проще, качество речи ребенка во многом определяется состоянием процессов, происходящих в мозге, т. е. в конечном итоге, его неврологическим здоровьем.
Публикация «Консультация для родителей „Зачем ребенка с нарушением речи лечить у невролога?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Практически у каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, в медицинской карте стоит запись невролога с каким - то диагнозом. К сожалению, врачи не всегда объясняют непонятные аббревиатуры, записанные в карте ребенка. Как правило, большинство родителей порой и не знают про диагноз своего малыша, соответственно и не предпринимают никаких действий.
Вот некоторые названия неврологических диагнозов :
ПЭП – перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода.
При таком диагнозе ребенок плаксив, легко возбуждается и трудно успокаивается, нарушен сон, повышен тонус. В дальнейшем, по мере взросления малыша, у него может наблюдаться отставание в речевом развитии, расторможенность, неусидчивость, непослушание. Родителям достаточно сложно связать этот диагноз с перечисленными проблемами. Многие характеризуют перечисленное, как особенности поведения: «непоседливость», «нервозность», «избалованность», «лень».
ММД – минимальная мозговая дисфункция, которую считают отдаленным последствием гипоксического поражения мозга. В основе ММД лежат лёгкие сосудистые и микрососудистые повреждения головного мозга, следствием которых, при полной сохранности интеллекта являются нарушения процесса созревания ряда функций высшего порядка: речи, мышления, памяти, внимания. Наряду с вышеуказанными нарушениями у детей с ММД отмечают нарушения поведения, трудности во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
Гипердинамический синдром (гипервозбудимость) – сопровождается патологически повышенной двигательной активностью ребенка, крайней неустойчивостью внимания, импульсивностью поведения. Причина таких проявлений чаще всего является венозный застой в мозге ребенка, а чрезмерная активность – всего лишь способом избавиться от вызванного им дискомфорта, возможность заставить работать сосуды активней и таким образом обеспечить активный кровоток.
Если у ребенка стоит один из данных диагнозов, то необходим курс лечения, какой – это зависит от возраста и конкретного случая. Не надо бояться препаратов, которые назначает врач, все они направлены на улучшение мозгового кровообращения. Помимо медикаментозного лечения, необходим массаж, лечебная физкультура, занятия с логопедом и психологом. Чем раньше вы начнете квалифицированное лечение, тем лучше будет результат.
С чем же связаны нарушения звукопроизношения у детей? Подавляющее большинство отклонений связано с нарушением работы мышц языка и губ, гортани и мягкого нёба, участвующих в артикуляции. Речевые органы в подобном случае не способны выполнить необходимую артикуляционную позу или речевое движение, что приводит к искажению произношения звуков и, как следствие, к нарушению формирования фонематических процессов.
Очень часто у детей наблюдается: боковое, межзубное, губно-зубное произношение звуков, а это говорит о таком нарушении, как дизартрия. С точки зрения неврологии дизартрия – это нарушение речи, вызванное поражением ядер языкоглоточного, блуждающего и подъязычного черепно-мозговых нервов, находящихся в нижних отделах стволовой части мозга. Следовательно, речь в данном случае идет о дисфункции мозга на стволовом уровне, и самостоятельное восстановление этой функции невозможно.
Многие родители уверены, что для достижения результата коррекционной работы достаточно лишь педагогического воздействия. Но, к сожалению, педагогическое воздействие не может привести к норме физиологию мозга. Речевые отклонения не возникают сами по себе, это следствие неврологической патологии. Значительная часть нарушений речи, исключая случаи социальной и педагогической запущенности, возникают вследствие патологических процессов, обусловленных наличием неврологических заболеваний. А это значит, что успех коррекции речи без соответствующего медицинского сопровождения весьма проблематичен; напротив, вовремя организованное лечение, наряду с логопедической коррекцией, вполне могут содействовать, как предотвращению, так и устранению различного рода отклонений в формировании устной, а в дальнейшем и письменной речи.
Благополучный исход вероятен при соблюдении ряда пунктов:
1. Обязательно показать ребенка неврологу! Пройти курс лечения, назначенный врачом. Регулярно (весна и осень) посещать врача.
2. У ребенка должен быть режим. Отступления от режима вносят разлад в нервные процессы малыша.
3. Обязателен дневной сон – ослабленной и растущей нервной системе жизненно необходим послеобеденный отдых.
4. Организуйте детский досуг с пользой для здоровья, выделив время для занятий физкультурой, плаванием или подвижных игр на воздухе, улучшающих координацию и точность движений.
5. Пусть ребенок больше рисует, вырезает, склеивает, складывает, строит из конструктора, выкладывает мозаику. Всё это поможет развить мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку.
6. Чаще читайте малышу стихи, сказки, слушайте спокойную музыку, детские песенки.
7. Избавьте ребенка от просмотра агрессивных мультфильмов и передач по телевизору. Сократите пребывание ребенка за компьютером и иными схожими устройствами.
Уважаемые родители, помните, что быстро справиться с неврологическими проблемами поможет комплексное лечение, благоприятная обстановка в доме, щадящий режим и коррекционная работа с такими специалистами, как логопед, психолог, дефектолог.
Чтобы подготовить ребенка к школе, а ведь именно к этому мы стремимся в дошкольном возрасте, недостаточно выучить буквы и цифры. Главное – укрепить его слабую нервную систему. Чем раньше вы начнете приводить в порядок «нервы» малыша, тем лучше будет результат. Вы сами должны понимать, что происходит с вашим ребенком и серьёзно к этому относиться. Порой он бы и рад быть паинькой, да с самим собой у него сладу нет. Только от вас зависит, чтобы лечение не растянулось на долгие школьные годы, а закончилось как можно скорее!