Светлана Старкова
Зачем нужно развивать музыкальные способности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
консультация для родителей
музыкального руководителя Старковой Светланы Афтаховны
МБДОУ «Детский сад села Акбердино»
Иногда можно услышать от родителей возмущенные возгласы: «Да зачем нужны музыкальные занятия? Это не самое главное в жизни! Пусть лучше учатся считать и писать! Это в жизни точно пригодиться. А музыка – необязательный предмет для освоения. Нечего на него времени тратить ни детей, ни взрослых!»
Публикация «Зачем нужно развивать музыкальные способности у детей» размещена в разделах
Я, как педагог и психолог, могу понять причины подобных высказываний. Чаще всего таких причин две:
1 причина – недостоверная информации о полезных аспектах музыкального развития детей
2 причина - отсутствие личного положительного опыта у самих родителей по использованию навыков музыкального образования в обычной жизни
В своей консультации я постараюсь раскрыть знания о необходимости и важности музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Предлагаю начать с определений. Что же такое музыкальное воспитание, музыкальные способности? И затем плавно перейти к главному вопросу: Зачем нужно развивать музыкальные способности у детей? Как они пригодятся им в реальной жизни?
Музыкальное воспитание детей
«Музыкальное воспитание — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность» (википедия).
Музыкальное воспитание дошкольников – основа художественно-эстетического воспитания маленькой личности. Средствами музыкальной образовательной деятельности решаются задачи:
• Пробудить в детях интерес к музыке
• Обогатить музыкальные знания детей, познакомив их с различными произведениями
• Познакомить дошкольников с базами элементарных музыкальных понятий
• Развивать способности (слух, певческие навыки, чувство ритма, музыкальную отзывчивость)
• Развивать творческие способности детей
• Прививать музыкальный вкус
Как видите, в обоих определениях акцент делается на развитие эстетического восприятия мира ребенком. И забегая вперед, Вы согласитесь со мной, что общаться с человеком, не важно «мал он или велик», гораздо приятнее, когда у него развито чувство эстетики. Но давайте по порядку.
Музыкальные способности
Музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности.
Развитие музыкальных способностей связано с музыкальностью. Она чаще всего бывает врожденная или природная. Посмотрите, какое красивое определение предлагает нам словарь Википедия:
«Музыкальность — музыкальная одарённость, абсолютный слух, комплекс природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в человеке музыкального вкуса, способности полноценного восприятия музыки, подготовки из него музыканта-профессионала».
Вы можете справедливо спросить: «Но что же делать, если у ребенка нет этой музыкальности? - добавив про себя – А мне вообще «медведь на ухо наступил!» На самом деле, развить музыкальные способности возможно каждому человеку, даже на первый взгляд совсем «безнадежному». Дело только в профессиональном подходе. А это значит нужно верно подобрать программу по музыкальному воспитанию и регулярно последовательно развивать способности.
Теплов Борис Михайлович (1896-1965 г. г. - советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор педагогических наук) выделяет 3 основных вида музыкальных способностей дошкольников :
• ладовое чувство;
• музыкально – слуховые представления;
• чувство ритма.
Ладовое чувство - это умение детей воспринимать эмоциональную выразительность звуковысотного движения в ладу. Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков, то есть ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.
Музыкально – слуховые представления. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками и так далее. Благодаря музыкально-слуховым способностям развивается память и воображение.
Чувство ритма. Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах).
Применение музыкальных способностей в жизни
Уважаемые родители, ознакомившись с вышеизложенным материалом, Вы уже сами можете ответить: «Зачем нужно развивать музыкальные способности у детей?» Предлагаю вместе обобщить и ответить на вопрос: «Как музыкальное воспитание пригодятся нашим детям в повседневной жизни?»
Во-первых, не для кого ни секрет, что успешность современного человека зависит не только от развития его умственных способностей (IQ, но и от уровня эмоционального интеллекта (EQ). Развитие эмоционального интеллекта ребенок учится идентифицировать свои чувства, эмоции, правильно их использовать в жизни и в общении с окружающим миром. Музыкальное воспитание как раз способствует этому.
Во-вторых, чтобы достичь более наполненного восприятия красот этого мира, нужно развивать разные органы чувств (вкусовой, обонятельный, зрительный, слуховой, кинетический). А слуховой орган чувств естественно развивается на музыке. Чувства лада помогает пребывать в гармоничном состоянии.
В-третьих, любовь к музыке может помочь человеку снять напряжение, переключиться от сложных ситуаций, найти «ресурсное» состояние, которое поможет восполнить силы и находить решения проблемам.
В-четвертый, музыкальное воспитание развивает творчество. В любой профессии либо в семейной бытовой жизни нужен творческий подход, тогда и работа, и отношения в семье сохраняются и приносят радость долгие годы.
В-пятых, музыкальные произведения и песни, подобранные возрасту и особенностям детей, укрепляют психику ребенка.
В-шестых, развитие чувства ритма помогает детям лучше понять свой биологический ритм и в соответствии с ним строить свой распорядок дня и правильно делать выбор в профориентации.
В-седьмых, разучивание песен, а также игра на музыкальных инструментах развивает естественно без напряжения память, внимание.
В-восьмых, в любой духовной и культурной традиции разных народов используют музыку, как инструмент передачи духовных и нравственных ценностей подрастающему поколению.
Предлагаю Вам, уважаемые родители, пополнить список полезных жизненных качеств, которые можно приобрести, развивая музыкальные способности, опираясь на личный жизненный опыт.