Ирина Гаврилова
Инновационный образовательный проект «По следам забытых ремесел»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный образовательный проект
«По следам забытых ремесел»
или
«Назад в будущее»
Тип проекта : Познавательно-исследовательский
По срокам реализации: долгосрочный 2018 - 2019 уч. г.
Участники проекта : дети, родители, педагоги, социальные партнеры.
Актуальность проекта :
Темочки:
- Народные промыслы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс и актуальный в современном мире. Это не случайно, ведь интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии и знакомить детей надо с различными видами профессий и их значимостью в современном мире. Поэтому назрела необходимость технологично-целенаправленной работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых, о забытых и редких профессиях, но очень нужных людям и государству.
Проблема: Недостаточная информированность о разнообразии профессий и отсутствие у детей престижности рабочей профессии.
Целью проекта является :Организация образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о труде и забытых ремеслах для дальнейшего развития профессионального самопознания.
Задачи:
• Создать условия для развития конкретно-наглядных представлений у детей о труде и мире профессий используя новые образовательные ресурсы;
• Повысить профессиональный уровень педагогов и педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по реализации данного проекта;
• Разработать методические рекомендации, цикл практических мероприятий по повышению социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста;
• Организовать: экскурсии, встречи с заинтересованными партнерами в рамках проекта по ознакомлению детей с забытыми и редкими профессиями;
• Наладить тесное взаимодействие с родителями и социальными партнерами по вопросу ранней профориентации.
Данный проект осуществляется по 4 уровням:
1. Организация образовательного процесса ДОУ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с забытыми и редкими профессиями.
Приоритетные образовательные области : познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.
Задачи приоритетных образовательных областей :
Познавательное развитие
- Расширять кругозор;
- развивать познавательный интерес;
- обогащать представления о профессиях;
- стимулировать отражение трудовых действий в игровой и продуктивной деятельности;
- помочь осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Речевое развитие
- Активизировать речь;
-обогащать словарный запас детей;
- развивать умение поддерживать диалог;
- воспитывать умение слушать.
Социально-коммуникативное развитие
- приобщать к взаимоотношениям свзрослыми и сверстниками;
- способствовать развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков.
Интеграция образовательных областей :
Художественно-эстетическое развитие:
- стимулировать развитие творческих способностей.
Физическое развитие:
- развивать крупную и мелкую моторику.
2. Методическое сопровождение образовательного процесса с детьми с целью оказания помощи педагогам в вопросах ранней профориентации.
Задачи:
• Создать и апробировать реальные возможности учреждения, так и виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры) для обучения детей;
• Разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире забытых и редких профессий;
• Разработать совместную работу с родителями по расширению кругозора детей.
3. Совместная деятельность детей и родителей с целью вовлечения их в образовательный процесс ДОУ по вхождению в мир забытых и редких профессий.
Задачи:
• Способствовать проявлению интереса к экскурсиям проводимых для детей;
• Сопровождать родителей при оказании ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир профессии;
• Побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий.
4. Поиск и привлечение социальных партнеров к деятельности учреждения в вопросах ранней профориентации
Задачи:
• Создать условия и проявления интереса к укреплению партнёрских связей.
Ожидаемые результаты:
Дети:
-у них сформированы обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека;
- осознают важность забытых и редких профессий;
- отражают свои впечатления и представления о профессиях в игровой и продуктивной деятельности;
-бережно относятся к труду и его результатам.
Педагоги:
- владеют современными педагогическими технологиями;
- используют различные технические средства обучения детей;
-имеют накопленный дидактический материал по ознакомлению детей с профессиями;
- совершенствуют РППС и обогащают ее специальным оборудованием и игровым материалом;
- используют тесный контакт с родителями;
- расширяют партнерские связи в вопросах ранней профориентации.
Родители:
- активно участвуют в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
- оказывают помощь в организации РППС в ДОУ.
Социальные партнеры:
-заинтересованы в сотрудничестве с ДОУ по вопросам ранней профориентации.
Основные этапы проекта :
1. Подготовительный (целеполагание) – август 2018г.
1. Определить цель и задачи проекта.
2. Заинтересовать педагогов и родителей темой проекта для создания условий его реализации.
2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
3. Составить план проекта, распределить обязанности между участниками проекта, вызвать у детей интерес к теме проекта.
4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта, вовлечь их в процесс решения поставленных задач.
2. Основной этап (организация работы над проектом) – сентябрь 2018
1. Создать развивающую предметно – пространственную среду по данной тематике
2. Подбор информации, литературы, дополнительного материала
3. Привлечь родителей и социальных партнеров к сотрудничеству для организации встреч и экскурсий.
3. Заключительный этап – реализация самого проекта (октябрь 2018 – май 2019)
Перспективное планирование деятельности педагога
с детьми и родителями в подготовительный и основной этапы.
1. Предварительная деятельность педагога с детьми и родителями.
№ Предварительная работа Сроки проведения
Деятельность педагога с детьми Деятельность педагога с родителями
1. Анкетирование – опрос по изучению семейных традиций и определению семейных ценностей август
2. Сбор выставочных экспонатов для создания мини-музея «По следам старинных ремесел города мастеров» август - сентябрь
3. Открытие мини – музея «По следам старинных ремесел города мастеров» сентябрь
4. Создание уголка «Мастерская реальных ремесел». октябрь
2. Перечень мероприятий с детьми и родителями по реализации самого проекта.
№ Тематика мероприятий/мастер-классов Сроки проведения
деятельность педагога с детьми Деятельность педагога с родителями
1. Детско – родительский досуг «Сказка рядом» с элементами ИКТ и живого общения с мастерами забытых ремесел (гончарное искусство, вышивальщица, мастер – кукольник) октябрь
2. Пекарных дел мастер «Пекарь или хлебопёк». ноябрь
3. «Кузнечных дел мастер» декабрь
7. Знакомство с профессией - ткач апрель
8. Экскурсия в музей ситца с целью знакомства с производством Ивановских тканей. май