Диана Полякова
Заботимся о здоровье дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье - одна из основных ценностей человеческой жизни.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» направлен на всестороннее развитие личности ребенка. На первом месте среди всех поставленных задач ФГОС ДО занимают охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольные учреждения занимаются воспитанием детей,охраной и укреплением их здоровья. Дошкольное образование не может быть эффективным без современных принципов развития и формирования культуры здорового образа жизни детей.
Публикация «Заботимся о здоровье дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Образовательная область «Физическое развитие» направлена на развитие физических качеств детей, овладение детьми элементарными нормами и правилами, на становление ценностей здорового образа жизни человека.
В нашем дошкольном отделении педагоги ставят такие цели: формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, системность в работе с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Задачи, которые решают наши педагоги для достижения поставленных целей: воспитывать у детей желание быть здоровым, развивать познавательный интерес детей к способам сохранения своего здоровья, актуализировать знания детей о своем организме, о полезных для человека продуктах, о здоровом образе жизни, о положительном влиянии физических упражнений и двигательной активности для человека, учить детей самостоятельно заботиться о своем здоровье.
Работа педагогов нашего ДО по реализации поставленных целей имеет комплексный подход к понятию «здоровье ребенка» т. к. оно включает физический, психологический, нравственный аспекты. Педагоги учитывают индивидуальные и возрастные особенности состояния здоровья детей.
Так как родители для детей всегда служат примером для подражания, то работу с детьми по физическому развитию детей педагоги строят в тесном взаимодействии с родителями. Мы видим, что современные дети стали меньше двигаться. В этом виноваты прежде всего родители: бурный век развития прогресса изменил интересы детей, увлек их комьютерными играми. Некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей : компьютерные игры, разнообразные секции и кружки. В связи с этим, возрастает роль ДО в укреплении здоровья дошкольников. Часто спрашиваем родителей : «Что в Вашем представлении есть здоровый образ жизни? Посоветуйте нам, педагогам, если Вы увидели наши недочеты в нашей работе по данному вопросу.» Своим желанием работать сообща мы стимулируем родителей делиться с нами своим успешным опытом.
Решают задачи оздоровления дошкольников наши педагоги, привлекая родителей к совместным спортивным мероприятиям: праздникам, досугам, «Веселым стартам», соревнованиям, туристическим походам,выставкам книг о спорте, Дням здоровья, консультировании родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
Практические результаты деятельности педагогов нашего ДО основываются на работе по формированию основ здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья дошкольников.
Уверена, что многие слышали о составляющих компонентах здоровья дошкольников, но еще раз обращу Ваше внимание на некоторые из них.
Всю работу по укреплению здоровья дошкольников необходимо начинать с развития предметно-развивающей среды в группах, физкультурном зале. В группах нашего ДО созданы физкультурные уголки, которые учитывают интересы, индивидуальные и возрастные особенности детей: обручи, скакалки, мячи разного размера, дуги, кегли, косички. Для детей младшего дошкольного возраста предложены различные модули. Оборудование в этих уголках расположено таким образом, что все атрибуты доступны для детей.
Основные составляющие здоровьесбережения: двигательную активность и покой педагоги правильно сочетают в режиме детского сада. Потребность в движении у дошкольников велика, но неокрепший детский организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Поэтому важно понимать, что кому-то из детей в процессе игровой деятельности необходимо побыть в «уединении», но под контролем педагога, здесь можно порекомендовать сделать в группе «уголок уединения», так как мы учитываем психическое здоровье детей, а в нашей современной жизни, которая протекает в таком бешенном ритме, это очень важно. Утро я начинаю с психологического тренинга «Доброе утро, дети!». Детей становлю в круг. К первому от себя ребенку протягиваю ладони, рядом стоящий ребенок протягивает свои ладони мне, я говорю: «Доброе утро, Кирилл!» Он отвечает: «Доброе утро, Диана Ивановна». Поворачивается, и рядом стоящему ребенку, встретившись ладонями, говорит: «Доброе утро, Надя!» По кругу последний ребенок протягивает мне ладони: «Доброе утро, Диана Ивановна!». «Доброе утро, Маша!». Игра закончилась, а настроение у детей заметно улучшилось.
Утренняя гимнастика является одной из важнейших составляющих двигательного режима детей. Дети неохотно встают по утрам, чтобы ребенок взбодрился, необходимо проводить гимнастику пробуждения.
Для того, чтобы детям было интересно выполнять утреннюю гимнастику, мы применяем при ее проведении музыкальные произведения из мультфильмов или современные шутливые подборки музыкальных произведений, специально созданных для утренней гимнастики, подбираем упражнения различного тематического характера, этим достигается радостное настроение детей, положительные детские эмоции, желание детей выполнять движения. В некоторые комплексы утренней гимнастики я включаю упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Утренняя гимнастика вырабатывает у детей потребность в выполнении различных упражнений, эта потребность со временем переходит в привычку. Все это способствует активизации двигательной активности детей.
В течение дня при проведении подвижных игр мы учитываем допустимую двигательную нагрузку в игровых занятиях и играх, как в группе, так и на прогулке. В режимных моментах, проводим с детьми подвижные игры высокой(«Паровозик», и средней подвижности, такие как «Цепочка» (с обручем). Так как дети любят шутливо изображать животных, предлагаем им выполнить такие упражнения, в виде занимательных динамических пауз, как «Крокодил», «Аист», «Веселые обезьянки» и игры, содержащие элементы соревнований.
Применение динамических пауз в течение дня
В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.
Они помогают развивать ловкость, совершенствовать движения, развивают выносливость. В процессе образовательной деятельности с детьми мы проводим занимательные физкультминутки.
Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.
Остановлюсь на динамических паузах, которые проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:
Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний
Лечебную – способствовать выздоровлению.
Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связно звукопроизношение, поэтому очень важно в ДО
использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, подвижные игры.
Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.
При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.
Занимательные физкультминутки
Физкультминутки, проводимые в нашем ДО, состоят из кратковременных упражнений, которые снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей. Они помогают расслабиться, улучшить кровообращение, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему.
Обычно физкультурные паузы мы проводим в течение 1-2 минуты.
Вариантов проведения физкультминуток множество:
Обще-развивающие упражнения (3-4 упражнения, ходьба или бег на месте)
В форме подвижной игры. Движения и упражнения должны быть знакомы детям и несложны в исполнении.
В виде танцевальных движений по музыку, пение воспитателя или детей.
В форме дидактической игры.
Движения под стихотворения, потешки, загадки, считалки.
В форме имитации различных движений. (дровосек, водитель, летчик)
Для отдельных частей тела мимические упражнения, зрительная гимнастика.
Речевые физкультминутки, которые проводим при обучении грамоте. Дети упражняются в произношении определенных звуков.
Гимнастика для глаз
Задачи: способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений; предупредить зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное утомление у школьников, например:
1) «Ах, как долго мы писали.»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх).
Мы глаза сейчас закроем, (Глаза закрыть ладошками)
В классе радугу построим!
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево)
Вправо, влево повернем.
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, не держись! (Зажмуриться, открыть глаза и поморгать ими).
2) «Бабочка»
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, нежно погладить веки).
И вдруг проснулся, (поморгать глазами).
Больше спать не захотел, (глаза опустить вниз)
Встрепенулся, потянулся (глаза поднять вверх).
Взвился вверх и улетел (посмотреть вправо-влево).
Поморгать глазами. Повторить 5, 6 раз.
3) «Фантазеры»
Попросить детей закрыть глаза. «Не открывая глаз, посмотрите в окно, посмотрите на дверь. Представьте, что в группу влетела бабочка, и летает под потолком. Последите за ней! А теперь она вылетела в окно! Откройте глаза! Поморгайте!».
Профилактические упражнения для глаз
1 комплекс.
- И. П. - сидя за партой.
-Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2,3 раза.
-Движения глазными яблоками: вправо-вверх; влево-вверх, вправо-вниз, влево-вниз. Повторить 3,4 раза.
-Глаза закрыть, отдых 10-15 секунд.
- Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 3-5 секунд. Ладони на стол, открыть глаза.
2 комплекс.
- Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2, 3 раза.
Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий, а можно проводить ее как самостоятельное занятие. Мы с ребятами проводим ее обычно по утрам, готовя ручки к предстоящей работе.
Сейчас издано огромное количество материалов для проведения «зарядки для пальчиков» с подробными описаниями и иллюстрациями.
Но, вот беда, интерес детей к пальчиковой гимнастике постепенно падает в течение учебного года. После того, как дети заучили различные позы кистей рук, занятия им становятся не так интересны. Выход – рифмованные сказки и потешки, которые ребята «помогают рассказывать» пальчиками. Но, порой не так-то просто бывает их подобрать. Я нашла простой выход – я их придумываю, используя известные позы пальцев.
Заучивая рифмованные потешки, мы выполняем сразу несколько задач:
- развиваем мелкую моторику ребенка,
- развиваем память, восприятие, мышление, фантазию.
- расширяем кругозор, закрепляем конкретные знания детей по теме.
- поддерживаем интерес к занятиям.
Подобные занятия очень нравятся детям, а то, что нравится - не в тягость. Никогда от своих воспитанников я не слышу слов «не хотим», «не интересно», «устали». Пальчиковая зарядка проводится в интересной для ребенка игровой форме, а играть детям не надоедает никогда.
Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.
Дети очень любят игру – тренинг «Человек к человеку». Стоящих в кругу детей делю на пары и начинаем играть: ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. Такие динамические паузы-тренинги лучше проводить между различными видами образовательной деятельности, т. к. они положительно настраивают детей.
Мы объединили процессы оздоровления, развития, воспитания и обучения в один образовательный процесс и стараемся включить в него всех участников: детей, педагогов, родителей, медицинских работников, психолога, логопеда, чтобы сообща решать все поставленные нами задачи в едином образовательном пространстве. Желаю всем успеха!