Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательному развитию «Юные исследователи»

Ольга Баландина
Конспект занятия по познавательному развитию «Юные исследователи»

Конспект по познавательному развитию

Тема: «Юные исследователи»

Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать учить детей мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы.

2. Формировать навыки проведения простых лабораторных опытов.

Развивающие:

1. Развивать представления об основных физических явлениях (статическое электричество, природное электричество, молния, ЛЭП)

2. Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

3. Развивать умение работать в паре, учитывать мнение партнера.

4. Углублять представления детей о существенных характеристиках различных веществ, об их свойствах и качествах, о результатах их взаимодействия друг с другом.

5. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.

Воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность, соблюдая правила техники безопасности при проведении физических и химических экспериментов.

2. Совершенствовать навыки сотрудничества, коллективной работы, и позитивных установок к экспериментальной работе.

Методические приёмы: Игровой, наглядный, словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия.

Материал: проектор, презентация, картинки правил поведения в лаборатории.

для воспитателя:

5 опыт «не тонущий мандарин»: мандарин, банка или стакан с водой.

раздаточный:

дети выполняют индивидуально

1 опыт «Синий йод»: крахмал и стаканчики с водой, пипетка или ватная палочка, йод, дольки картофеля, яблока.

4 опыт «Танцующая фольга»: подносы с кусочками фольги, пластиковые палочки.

дети выполняют парами:

2 опыт: «Как лимон влияет на различные жидкие вещества»

прозрачные стаканы, заваренный чай, молоко, лимонная кислота.

3 опыт: «Рисование на молоке»: молоко, пищевые красители разных цветов, ватные палочки, жидкость для мытья посуды.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Перед началом занятия дети надевают нарукавника, фартук. Так как в настоящей научной лаборатории нужно находиться в специальной одежде.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте скажем им «здравствуйте»:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В. – Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Здравствуйте, скажем этому дню,

Здравствуйте, скажем, мы всем и всему!

- Ребята давайте поздороваемся с гостями

Дети: Здравствуйте.

– В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом 1 раз.

- Занимайте свои места на паласе.

Дети присаживаются на паласе.

2. Мотивация.

В. – Вокруг нас происходит много различных явлений. Это таяние льда, кипение воды, падение дождевых капель, молния, гром.

А кто первым подметил эти интересные явления, вы знаете?

(Ответы детей)

Слайд № 2

В. – В давние времена, в Древней Греции жил Аристотель. Он был философом, величайшим мыслителем того времени, т. е. очень умным человеком. Именно он, первым подметил и описал некоторые изменения, явления, происходящие в природе.

Как вы думаете, кто занимается изучением различных явлений происходящих в природе?

(Изучением различных явлений происходящих в природе занимаются - учёные)

Слайд № 3

В. - А как вы думаете, что такое «Наука»?

(ответы детей)

В. – В этом году мы с вами знакомились с некоторыми науками. В трудах Аристотеля впервые появилось слово «фюзис» - что значит природа (греческое слово). А как называется эта наука?

(Эта наука называется физика)

В. – Да вы правы. А любые изменения в окружающей нас природе, дома называют физическими явлениями.

Слайд № 4

Благодаря науке физике у нас дома работают различные приборы. Эти приборы освещают комнаты, помогают готовить пищу и сохранять её свежей, убирают квартиру.

Назовите эти приборы.

(Пылесос, холодильник, печь, телефон, телевизор, часы)

Слайд № 5-6

В. - Существуют оптические приборы – очки, микроскопы, телескопы, фотоаппаратура, киноаппаратура, рентген. Все эти приборы изготовлены благодаря науке физике и учёным – физикам.

А конструирование самолётов, космических аппаратов, подводных лодок, кораблей всё это основано на знании науки физики, её законов. Вот какая это важная и нужная наука.

Знание физики нужно и врачам, и людям, работающим на земле – агрономам, инженерам и конструкторам, да и нам с вами.

Слайд № 7

В. – А ещё есть такая наука, которая отвечает на вопросы: почему соль соленая, почему мыло пениться, почему мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ, как получить крахмал. Как называется эта наука?

(Это наука - химия)

В. – А если я скажу: химия нужна всем – это правильное утверждение?

(Да).

В. – Давайте порассуждаем.

- Для чего химию нужно знать врачу?

(Возможные ответы детей: Он определит, что болит у человека, и пропишет такие лекарства, которые излечат болезнь. Если не будет знать химию, не сможет разбираться в лекарствах)

- Для чего химию нужно знать повару?

(Возможные ответы детей: Для того, что бы повар знал и умел соединять продукты, для того что бы приготовить вкусные блюда. А еще повар пользуется опасными веществами, например, уксусная кислота. Добавишь много – человек отравиться)

- Для чего химию нужно знать маме?

(Возможные ответы детей: Мама пользуется разными порошками, средствами для чистки. Есть пятнашки, которые можно вывести только определенным средством)

- А для чего вам нужно знать химию?

(Возможные ответы детей: Чтобы лучше знать окружающий мир, знать свой организм: что вредно, а что полезно и т. д.)

В. – Химия – это наука о взаимодействии разных веществ друг с другом, наука о превращениях веществ. Когда вещества взаимодействуют друг с другом, начинается химическая реакция. И это мы с вами сегодня увидим.

В. – А вы, хотите, стать настоящими знатоками химии и физики?

(Да)

Слайд № 8

В. – Тогда я приглашаю вас в лабораторию «Хочу всё знать». Наша группа превращается в исследовательский институт, а мы с вами в научных сотрудников. Я предлагаю вам стать младшими научными сотрудниками, а я стану старшим научным сотрудником.

3. Основная часть.

В. – Скажите, что такое лаборатория и что там делают?

(Это помещение для опытов и экспериментов)

В. – Ребята, учёные химики и физики работают с разными веществами. Вещество – это то, из чего состоит все на свете. Стол, за которым вы сидите, сделан из дерева; ручка, которой вы пишите в школе – пластмассовая. Дерево и пластмасса – это вещества, чай в стакане, облако в небе, все это – вещества. А какие вещества вы, можете назвать?

(Ответы детей)

В. – А что можно делать в лаборатории, а чего нельзя?

(Ответы детей:

Слайд № 9

1. Нужно слушать, смотреть, делать выводы.

2. Работать на своём месте.

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Нельзя кричать.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Соблюдать осторожность.

Воспитатель развешивает картинки «Можно - нельзя» на доске.

В. – Но я хочу вас предупредить, что «в лаборатории есть много реактивов - они все очень разные опасные и нет.

С ними обращаемся всегда мы осторожно,

и правило простое знаем все на«5»:

Без разрешения взрослого

в руки никогда и ничего не брать!

Химические опыты

Опыт № 1 «Синий йод»

Опыт выполняют дети.

В. – Первый опыт вы проведете каждый самостоятельно. Он называется «Синий йод». Для этого опыта у нас есть крахмал и 2 стаканчика с водой. Рассмотрите крахмал, что вы можете о нем сказать?

(Ответы детей)

В. – Белое вещество, сыпучее, похоже на муку или на соль. Крахмал используется при приготовлении киселя, чтобы накрахмалить салфетки, рубашки.

В. – Что такое йод, и какого он цвета?

(Йод – лечебный препарат, им обрабатывают царапины и раны, чтобы они не загноились, он коричневого цвета)

В. – Начнём наш опыт.

Скажите мне, какого цвета вода?

(Вода прозрачная, она не имеет цвета)

В. – Возьмите чашечку с крахмалом и высыпьте его в чашечку с водой, размешайте. Что вы наблюдаете?

(Вода окрасилась в белый цвет)

В. – Теперь возьмите ватную палочку и аккуратно макните её в йод, а затем макните её в воду с крахмалом, и быстро уберите. Что вы ведите?

(Вода окрасилась в синий цвет)

В. – Йод при взаимодействии с крахмалом окрашивает разные вещества в тёмно синий цвет или можно сказать в сине-фиолетовый цвет. Посмотрите, что вы видите на тарелочке?

(Яблоко, картофель, сыр и хлеб)

В. – Наша задача: Выяснить, в каких продуктах содержится крахмал, а в каких - нет.

Давайте, выдвинем свои версии.

(Ответы детей)

В. – Сейчас проверим это опытным путем. Йод – это вещество, которое поможет нам узнать, где содержится крахмал, а где нет. Ребята, сейчас ватную палочку внови окуните в йод и дотроньтесь до продуктов лежащих на тарелочке (картофель, яблоко, хлеб). Смотрим, что происходит?

(Йод на картофеле и на хлебе стал фиолетово – синим, а на яблоке и сыре не изменил свой цвет)

В. – Почему?

(Ответы детей)

В. – Вывод:

Крахмал - это индикатор йода, его отсутствия.

Если в продукте есть крахмал, то при взаимодействии этого продукта с йодом произойдет реакция, которая даст синий, фиолетовый или сине-фиолетовый цвета (но сначала цвет будет коричневым, его будет давать йод). Если в продукте крахмала нет, то и реакции не получится.

Йод на картофеле и хлебе стал темно – синим, а на яблоке и сыре не изменил свой цвет потому, что в картофеле и хлебе содержится крахмал, а в яблоке и сыре крахмала нет.

Продукты, с большим содержанием крахмала, которые можно взять для опытов: картофель (сырой и вареный, бананы, злаковые (хлеб, мука, тесто, макаронные изделия, манка, рис, кукуруза, хрен, имбирь, все бобовые (горох, фасоль).

Где крахмала мало? В капусте, морковке, горохе.

Где его нет? В яблоках, колбасных и молочных изделиях (а вот в йогуртах крахмал есть).

Опыт № 2 «Как лимон влияет на различные жидкие вещества»

Опыт выполняют дети парами.

В. – В одном стакане у вас налит чай, в другом – молоко. А теперь один из вас нальёт лимонную кислоту в чай, а другой в молоко. Что произошло с этими жидкостями?

(Чай стал светлее. А молоко свернулось, прокисло)

В. – Вывод:

Произошло химическое превращение в результате взаимодействия с кислым лимонным соком.

Молоко сворачивается от лимонного сока потому, что лимонный сок это кислота, а в состав молока входит белок. Белок от кислоты меняет свою структуру. Это его особенность. На этом и основано приготовление панира. Это полезный домашний индийский сыр.

Особенно интересным получается смешивание в молоко кока колы.

При добавлении в чайные листки горячей кипящей воды, выходят наружу пигменты чая: танин, катехин и другие. Именно они насыщают напиток темным и сбалансированным цветом. В кислой среде именно эти пигменты меняют окрас на светлый. Это происходит при добавлении лимона или лимонной кислоты в чай.

Опыт № 3 «Рисование на молоке».

Опыт выполняют дети.

В. – Наш следующий опыт называется «Рисование на молоке». Здесь мы сможем проследить действие средства для мытья посуды. Для этого опыта мы возьмем обыкновенное молоко, сухие пищевые красители разных цветов, ватные палочки и жидкость для мытья посуды.

В. – Что такое молоко

(Ответы детей)

В. – Молоко – это продукт питания, полезный для организма человека, который человек получает от коров. В молоке содержится жир. Что такое пищевой краситель?

(Ответы детей)

В. – Это вещество бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета. Сначала исследуем, как поведут себя молоко и пищевой краситель, если их соединить вместе.

Сели удобно за столами. Приготовились.

Перед вами стоят тарелочки с молоком. Берем ложечки, очень аккуратно берем из чашечки пищевые красители. И добавляем их аккуратно в молоко. Что происходит?

(Ответы детей)

В. – Молоко сначала незаметно начало двигаться, закручиваться, и от красителя появляются затейливые узоры, снежинки.

Продолжаем опыт. Взяли каждый ватную палочку, обмакиваем ее в средство для мытья посуды и опускаем в центр тарелочки. Что мы видим?

(Ответы детей)

В. – Красители сбегаются, перемешиваются, и получаются необычные круги. Почему так происходит?

(Ответы детей)

В. – Давайте сделаем вывод:

Средство для мытья посуды разрушает жир в молоке и тем самым заставляет пищевой краситель «танцевать» в молоке (цвета перемешиваются). Так работает средство для мытья посуды, когда мы моет посуду.

Как только моющее средство равномерно смешивается с молоком (частично растворяется, частично прикрепляется к молекулам жира, реакция затихает и останавливается.

Физкультминутка «Воздух»

Мы сидели, мы устали

Опыты дружно изучали.

А теперь пришла пора.

Отдохнуть нам, детвора

Быстро встаньте, улыбнитесь!

Выше, выше потянитесь!

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите!

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленками коснитесь!

Сядьте, встаньте!

И на месте пробегитесь!

Все, достаточно садитесь.

В. – А теперь садитесь как вам удобно на пол.

Детей присаживаются на пол, для беседы и просмотра слайдов в презентации.

В. - Ребята, отгадайте загадку.

Вечером в стеклянном колпачке

Солнышко сидит на волоске

(Лампочка)

В. - А при помощи чего загорается лампочка?

(Возможный ответ детей: При помощи выключателя, при помощи электричества)

В. – Да, при помощи электричества. Сейчас мы с вами поговорим об электричестве. У нас в группе, в музыкальном зале, есть электричество? Где оно находится?

(Ответы детей).

В. - Как электрический ток приходит к нам в дом?

(Ответы детей).

Объяснение воспитатель показывает в презентации.

В. - Ребята, а теперь давайте поговорим об электричестве. У нас в группе есть электричество? Где оно находится?

(Ответы детей).

В. - Как электрический ток приходит к нам в дом?

(Ответы детей).

Объяснение воспитатель показывает в презентации.

Слайд № 10- 11

В. - Электрический ток вырабатывается на больших электростанциях. У нас в городе две такие станции, это – Атомная электростанция и Гидроэлектростанция. Затем электрический ток течет по проводам, спрятанным глубоко в земле или над землей очень высоко.

Слайд № 12

Цепочка опор с натянутыми на них проводами называется линия электропередачи (или просто ЛЭП).

Их размещают так, чтобы человек не мог случайно коснуться провода.

Слайд № 13

Прежде чем попасть в каждый дом, по проводам электроэнергия поступает на разные энергообъекты. Самый крупный - высоковольтные распределительные подстанции. Это целый городок электрического оборудования, обнесенный забором. Как вы думаете, что означает «Высоковольтный»?

(Ответы детей).

В. - Высоковольтный – значит, электричество здесь очень высокой силы.

Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и городам, по проводам и чем-то похож на реку, только по проводам текут маленькие частички. Этот провод- дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких, медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, детские сады.

Воспитатель показывает провод.

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

В. - Ребята, а вы знаете, что в природе тоже можно встретить электричество.

(Ответы детей).

Слайд № 14

В. - Да, есть такая рыба - электрический скат, в хвосте которого накапливается электрический ток, который он использует для того, чтобы убить или оглушить свою добычу. Запас электроэнергии достаточный для работы двенадцати электрических лампочек.

Слайд № 15

В. – А у электрического угря – всё тело, это электрический заряд.

А зачем рыбам нужно электричество?

(Ответы детей).

В. - 1. Для защиты от хищников. Она выпускает разряд электрического тока и это отпугивает или обездвиживает его.

2. Для общения друг с другом. Рыба выпускает электрические разряды в воду, другие рыбы (этого же вида) могут чувствовать, где находятся их собратья.

3. Ну и, конечно же, для охоты. Хищные рыбы при помощи электрического тока парализует мелкую рыбешку, она не может двигаться и становиться легкой добычей.

В. - Где рыбы берут ток?

(Ответы детей).

В. - Электрический ток у рыб образуется в особых органах, которые называются «электрические органы».

Слайд № 16

В. - Молния – это тоже мощный заряд электричества. Молнию создаёт электричество, которое рождается в тучах. Тёмная мрачная туча состоит из капелек воды и кристалликов льда они трутся друг о друга и электризуются. А в результате этого трения возникает электрический разряд огромной силы.

Вот какое можно сказать волшебство происходит в природе. Я вам предлагаю продолжить работу в нашей лаборатории, в которой мы совершим чудеса.

Слайд № 17

Физические опыты

Опыт № 4 «Танцующая фольга».

Опыт выполняют дети.

В. - Ребята, пододвиньте подноса с кусочками фольги. Теперь возьмите палочку и прикоснитесь к бумажкам. Что вы видите?

(Лежат спокойно).

В. - Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Вот так (показ воспитателя). Медленно поднесите палочку к фольге. Что произошло с бумажками?

(Они прыгают и прилипают к палочке).

В. - Как вы считаете, почему бумажки притянулись к колечкам?

(Ответы детей).

В. – Вывод:

В этом эксперименте нам помогает статическое электричество. Оно образуется за счет трения палочки о шерстяную ткань. Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу.

Гимнастика для глаз.

Чтобы зоркими нам быть

Нужно глазками крутить Вращать глазами по кругу по 2-3 сек.

Зорче глазки, чтоб глядели,

Разотрем их еле – еле. В течении минуты массажировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

Нарисуем большой круг Глазами рисовать круг

И осмотрим все вокруг Влево, вправо

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз и все сначала. Поднять глаза вверх, опустить, повернуть вправо, влево

Нарисуем большой круг Глазами рисовать круг

И осмотрим все вокруг Влево, вправо

Быстро, быстро поморгать,

Отдых глазкам потом дай. Моргать в течение минуты

Опыт № 5 «Не тонущий мандарин».

Опыт выполняет воспитатель.

В. – Ребята скажите мне, если я буду опускать в стакан различные предметы, например камень, металл, картофель, что с ними произойдёт в воде?

(Эти предметы опустятся на дно стакана, потому что они тяжёлые)

В. – А теперь скажите мне, если я опущу в стакан мандарин, он утонет или нет. И почему вы так думаете.

(Утонет, потому, что он тяжёлый)

В. – Давайте проверим. Я опущу мандарин в стакан с водой. Он не потонул. Почему? (Ответы детей).

В. – А теперь посмотрите, я почищу мандарин и опять опущу его в воду. Он утонул. Почему?

(Ответы детей).

В. – Вывод:

Между плодом и коркой находится воздух, который не даёт мандарину в кожуре утонуть. А когда мы почистили его, эта воздушная прослойка пропала. Поэтому мандарин опустился на дно стакана. А мы знаем, что тяжёлые предметы в воде тонут.

Все сплошные «что?» да «если»,

«Почему?», «Откуда?», «Как?»!

А на них ответы есть ли?

Говорят примерно так:

Очень скоро подрастешь,

Тайны эти сам поймешь!

Более подробно вы будете изучать электричество в школе на уроках физики. Вы научитесь получать электричество, собирать более сложные электрические цепи и проводить опыты.

3. Итог

В. – Ну, что мои юные исследователи. Мы сегодня продолжили с вами знакомиться с такими науками как физика и химия. Давайте подведем итоги нашей работы:

В. – Что вы узнали нового?

(Ответы детей)

В. – Скажите, какие опыты вам, больше всего понравились?

(Ответы детей)

4. Рефлексия

В. – Вам, понравилось сегодня быть исследователями? Если, да, то чем?

(Ответы детей)

В. – Вот мы и закончили наши опыты в лаборатории. Ребята, химию и физику вы будете изучать в школе. Сегодня вы все очень хорошо работали. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Юный научный сотрудник» и вручить медали. Желаю вам продолжить экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-nod_986cb.ppt | 4949,5 Кб
 
Публикации по теме:

«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе Экспериментальное занятие в старшей группе. " Юные исследователи " Цель. Развивать у детей интерес к познанию нового на основе жизненных.

Фотоотчёт «Юные исследователи»Фотоотчёт «Юные исследователи» Фотоотчёт «Юные исследователи» В нашей группе прошло интересное занятие по развитию речи. На занятии дети были исследователями: каждый.

Фотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группеФотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группе Фотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования воском очень простая и в тоже время завораживающая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Юные исследователи»
Опубликовано: 11 августа 2024 в 17:45
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Юные исследователи»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Баландина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД