Папки-передвижки

Ёжик. Конспект занятия по развитию речи

Пономаренко Лариса
Ёжик. Конспект занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Ёжик»

Цель: расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида и среде обитания ежа.

Задачи: вызвать интерес к передаче образа ежа, передать в рисунке особенности внешнего вида; научить с помощью технического приема передавать фактуру; упражнять в звукоподражании.

Словарная работа: еж, ежата, ежиха, норка, фыркает

Материал: приглашение на передачу «В мире животных», иллюстрации и фотографии с изображением ежей, стаканчики-непроливайки, краски, кисти, альбомы, бумага, контейнеры с поролоновыми губками, пропитанными красками, макет телевизора

Публикация «Ёжик, Конспект занятия по развитию речи» размещена в разделах

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций из серии «В мире животных», чтение стихотворений о еже.

Методика проведения занятия.

Воспитатель: - Ребята, нам пришло письмо. Давайте откроем и посмотрим его. Это приглашение на передачу «В мире животных». Вы хотите там побывать? А как нам туда попасть? (дети предлагают варианты)

Я предлагаю вам закрыть глаза и посчитать до 10 (дети закрывают глаза и считают, потом открывают и видят макет телевизора).

Воспитатель (переодетый) : - Здравствуйте, ребята! Мы рады, что вы к нам пришли. О чем пойдет речь в нашей передаче, вы узнаете, отгадав загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

- Кто это? (ежик)

( Описание ежика: мордочка маленькая, вытянутая, вся покрыта маленькими серыми волосками. Черные как бусинки глаза кажутся внимательными и умными. Видит еж плохо, а вот нюх у него прекрасный, лапки крепкие с маленькими коготками. На спине еж носит колючие иголки).

-А зачем ежу иголки? (чтобы спасаться от врагов)

Послушайте стихотворение:

Загорелись, как пожар

На рябине кисти.

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка, это еж!

Золотым клубочком стал

Хитрый ежик колкий

Листья клена нанизал

На свои иголки.

Их несет к себе домой

Стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой

Спать под елкой сладко.

Пусть ему навеют сны

Снежные метели,

Пусть проспит он до весны

В теплой колыбели.

Еж не делает запасов на зиму, он крепко спит до весны. Весной появляются ежата. Мама любит своих малышей и кормит их молоком. Когда они подрастут, родители учат их добывать себе пропитание. Днем ежи спят, а ночью охотятся. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами, мышами, ядовитыми змеями.

-А теперь давайте поиграем.

Игра «Закончи предложение»

Заяц пушистый, а еж (колючий)

Еж спит днем, а охотится (ночью)

Медведь большой, а еж (маленький)

Белка живет в дупле, а еж (в норке)

- А вы знаете как еж фыркает? Давайте попробуем все вместе пофыркать как ежата.

Артикуляционное упражнение «Ежик»

-Ну что ж, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и посчитаем в обратном порядке от 10 до 1.

- Ребята, сейчас я предлагаю вам нарисовать ежика, но не обычным способом: рисовать мы будем смятой бумагой.

Для этого мы сомнем лист бумаги, обмокнем в краску и печатаем на тонированном листе альбома. Остальные детали дорисовываем кисточкой.

Выставка детских работ.

Конспект НОД по развитию речи.

Тема: Описание ежа

Организация НОД:

Образовательные задачи:

- составить описание животного по схеме-модели,

- систематизировать знания о еже,

Воспитательные задачи:

- учить работать в парах: слушать и слышать друг друга, уважать мнение другого, тактично указывать на ошибки, высказывать свое мнение.

Оборудование: игрущка еж, картина «Еж»

Ход занятия:

Ребята, сегодня я нуждаюсь в вашей помощи. Сегодня ребята буем знакомиться с моделью описания животного. Я объясню, как с ней нужно работать. (ответы детей). Если согласны, тогда давайте повторим, что обозначает каждый квадрат. Ваше объяснение должно быть кратким, о точным.

Ребята, отгадайте загадки и узнаете, о ком мы будем сегодня говорить:

Летом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

Шубка – иголки,

Свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж)

- Да, мы сегодня будем говорить о еже.

Детям показывается картина «Ежи». Они вспоминают все, что о них знают. Вопросы, ответы на которые дети знают из разных источников

1. Какими рождаются ежи?

2. Расскажите о детстве ежей: как растут, учатся, кушают.

3. Когда ежиха начинает выводить ежат из норы? Почему? Зачем?

4. Чем питаются взрослые ежи?

5. Почему ежей называют лесными охотниками?

6. Как ежи зимуют?

7. Назовите ежиных врагов?

8. Какие звуки умеют издавать ежи?

9. Как вы поступите, повстречав живого ежика?

Если дети не знают ответ на вопрос – воспитатель задает тот же вопрос Ежу игрушке и зачитывает отрывок из рассказа (он ведется от имени Ежа)

Работа в парах. Организационный момент.

Ребята, оказывается вы очень много знаете о еже. Совсем взрослые. Предлагаю подготовить рассказы, а потом рассказать нашим младшим деткам. Им будет интересно. (жду согласительных реплик).

Работать сегодня будем в парах. Выберете себе напарника.

Воспитатель смотрит, чтобы в пары объединились дети из разных подгрупп. Если какой-то ребенок не захотел работать в паре – он будет работать с воспитателем.

Дети рассаживаются за столики парами.

Объявляются правила работы в паре: Говорим тихим голосом. Работаем вместе. Выбираем лучший вариант ответа. В конце занятия выберем пару, которая не только даст лучший ответ, но будет самой вежливой в обращении друг с другом.

1 этап работы. Дети объясняют составляющие схемы модели описания животных.

Динамическая пауза «Путешествие в лес» / движения обозначены в тексте

Здравствуй лес, прекрасный лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Ветер дует нам в лицо -

Закачалось деревцо.

Ветер тиши, тише, тише -

Деревцо все выше, выше.

Раз - присядка, Два - прыжок. Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата - спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

А кому зарядки мало -

Начинаем все сначала!

Комфортно ли вам работать в паре?

2. этап работы. Совместное составление рассказа о еже.

3 этап работы. Выбор отвечающего. Возможно – по желанию, оба (по частям).

Время работы в паре – 4-5 минут.

Задача воспитателя: подсказывать, при необходимости, правильные формы обращения друг к другу; уберечь от описания излишних подробностей.

Ответы детей.

Отвечающих должно быть 3-4 (в зависимости от того, как сложились пары). Выслушиваем всех.

Оценка монолога

1. дается паре: Вы молодцы. Ваш рассказ о еже последовательный, полный и содержательный. Особенно понравилось.

2. при первой оценке воспитатель напоминает о цели монолога: Малыши, выслушав ваш рассказ, поймут какое это замечательное животное – еж. / малыши поймут, как еж заботится о своих детенышах / немного не поймут, так как вы.

Итог.

Общая оценка монологам.

У нас сегодня было не совсем обычное занятие. Давайте спросим Сашу /Сашу / Настю, что им понравилось в совместной работе?

Что понравилось Вике / Ивану / Даше / Лере?

(обязательно - «что понравилось», дети должны подчеркнуть плюсы. Если дети затрудняются, воспитатель указывает на то, что в монолог каждый из пары привнес что-то свое: Вика показала Саше, как работать со схемой

Действительно, вы дружно и хорошо работали – у вас получились интересные рассказы. Спасибо (по именам, что согласились мне помочь.

Дополнительные вопросы

- Что общего у ежей и медведей? (зимой спят)

- Где всю зиму спит еж? В берлоге? (В норке.)

- Какие звуки издает еж?

Рассказы и стихи для иллюстрации ответов на вопросы:

Сначала мы – ежата были совсем голенькие и слепые. А потом у нас открылись глазки и стали вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, учить, показывать, что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступление темноты мы выползаем из норы и ищем себе пищу. Всю ночь топает, под каждый листок заглядываем, переворачиваем ветки. У нас чуткие нос и ушки. Мы, как и люди, различаем многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Когда у нас выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя лисы мы, ежи, все-таки боимся. Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Или возьмет и написает на ежа сверху, еж тоже раскроется и – пропал. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.

От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот мы их и защищаем, свернувшись в клубок. Чуть опасность почувствуем, сразу свернемся в клубок, зашипим и затукаем, как маленький мотоцикл. Вот так. А вы можете повторить?

А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму еж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

Ребята, если вам доведется повстречаться с ежиком, я вас очень прошу – не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и умирают. Мы любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим лесным ежиным делам. Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

Б. Заходер «Почему еж колючий?»

Что ж ты, еж, такой колючий?

-Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

С. Я. Маршак

Эту сказку ты прочтешь тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый еж и его ежиха.

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них – очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек

Еж – отец, ежиха – мать и ребенок ежик.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «Ёжик» (вторая младшая группа)Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «Ёжик» (вторая младшая группа) .

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Страну Красивой Речи» в подготовительной группе Конспект занятия  по развитию речи. Тема: «Путешествие в Страну  Красивой Речи». В подготовительной группе. Цель: Обогащение словарного.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Правильной речи" Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Ёжик»Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Ёжик» Мастер-класс "Ёжик"Развитие мелкой моторики К сожалению, в последние годы у большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ёжик. Конспект занятия по развитию речи
Опубликовано: 24 ноября 2023 в 14:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ёжик. Конспект занятия по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Пономаренко Лариса (УИ 2433523) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД