Якуш Ольга
Консультация для родителей «Готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Сейчас, наши дети стоят на пороге еще одной ступеньки детства, и этой ступенькой является школа.
Однако чтобы пойти в школу, он должен многое уметь и, прежде всего быть готовым к тому, что чтобы учиться там. Для этого Ваш ребенок должен созреть функционально, чтобы осилить новый стиль своей жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Готовность к школе“» размещена в разделах
Этот новый уровень развития ребенка имеет пока только предпосылки к учебной деятельности его, которые необходимо вам развить, чтобы быстрее превратить в реальность.
Какие это предпосылки?
Прежде всего, конечно, умственная, интеллектуальная готовность к школе. Остановимся на этом подробнее и выясним, что кроется за этим термином, что это значит?
Это значит, что для усвоения учебной программы необходим достаточный уровень развития основных психических процессов.
К шести годам ребенок должен иметь хотя бы элементарные познания об окружающей его действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени. Его мышление должно уже приблизиться к анализу и постигать загадки синтеза. Ребенок должен научиться обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, существенное. То есть, Ваш ребенок должен обладать образным мышлением, а также развитою речью с большим запасом слов.
И Вы, Родители, сами можете это развивать. Вы спросите: «Как?», ответ – на прогулках! Старайтесь в любое время года как можно чаще наблюдать за разными природными явлениями. Делать это нужно так, чтобы ребенку было интересно. Например, составьте несложную «старинную» карту участка леса, или вашей дачи. «Зашифруйте» объекты, которые нам необходимо обнаружить (место, где можно найти гнездо, муравейник, необычное дерево и т. д.). Пусть ребенок попробует прочитать карту и выполнить ваше задание (найти старинный клад, с драгоценностями сундук и т. п.). Свой путь можно отмечать стрелками. На дачном участке такие задания ребенок может выполнять самостоятельно. Возможен и другой вариант: карту или план участка вы составляете вместе с ребенком. Зимой можно составить карту местонахождения следов разных птиц и животных. Изучение и составление карт, схем, умение их читать развивают абстрактное мышление, учат ориентироваться в пространстве.
Во время отдыха на поляне, на даче прикрепите к дереву или кустарнику какой – нибудь нехарактерный для них предмет. Например, на ветку дуба прикрепите сосновую или еловую шишку. Задача ребенка – найти несоответствие и объяснить его. Такие игры учат обобщать понятия, классифицировать объекты, выделять их признаки.
Совместная игра «Бывает – не бывает» также способствует развитию мышления. Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете мяч ребенку. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.
Например, вы говорите: «Кошка варит кашу» - и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что – нибудь и бросает мяч Вам. И так далее.
Ситуации можно предлагать разные:
- папа ушел на работу
- поезд летит по небу
- кошка хочет есть
- человек вьет гнездо
- почтальон принес письмо
- зайчик пошел в школу
- яблоко соленое
- бегемот залез на дерево
- шапочка резиновая
- дом пошел гулять
- туфли стеклянные
- на березе выросли шишки
- волк бродит по лесу
- в кастрюле варится чашка
- кошка гуляет по крыше
- собака гуляет по крыше
- лодка плывет по небу
- девочка рисует домик
- домик рисует девочку и т. д.
Совместное сочинение сказок способствует развитию воображения, творческих способностей и речи. Любой лес, парк может стать для ребенка «сказочным» например, можно сочинить о том, каким бывает этот парк ночью, как ведут себя животные, о чем шепчутся деревья. Детям часто трудно придумать начало сказки, поэтому придумайте начало сами, а ребенок ее продолжит. Дома можно проиллюстрировать свою сказку и создать собственную книгу.
В школе может пригодиться способность к произвольному запоминанию, используя различные приемы, базирующиеся на хорошей памяти – и кратковременной и долговременной, и зрительной, и слуховой.
Приемы, помогающие запоминанию.
1) Если ребенок затрудняется повторить слова, которые Вы ему назвали, дайте ему бумагу и фломастеры. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова.
То же самое можно предложить ему сделать при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что помогло потом вспомнить прочитанное. Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.
2) прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем рассказ?.» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ему, или с какой – то аналогичной историей, сравните эти истории, в чем их сходство, в чем различие. Отвечая на эти вопросы, ребенок выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. А затем снова попросите сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.
3) Очень интересна и проста игра «словесный ком». Эту игру можно использовать во время езды на транспорте. Начинает игру взрослый, называя при этом слово, следующий шаг за ребенком. Прежде чем назвать свое слово, ребенок сначала называет слово взрослого, а затем добавляет свое. После этого, взрослый называет свое первое слово, затем слово ребенка и свое новое слово. За взрослым в игру вступает ребенок, произнося сначала первое слово взрослого, затем свое первое слово и после свое новое слово и т. д. Такая игра развивает объем слуховой кратковременной памяти, которая пригодиться ребенку при написании диктантов.
4) Зрительную память поможет развить игра «Я - фотоаппарат». Предлагается ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, человека и т. д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
Так можно развивать не только память, но и внимание.
Внимание имеет рад параметров, которые необходимы ребенку для освоения нового учебного материала и к ним относятся: скорость, концентрация, объем, переключение и распределение.
Чтобы способствовать развитию переключения внимания, называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т. д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, растение, если ребенок сбивается, повторите задание снова.
Второй вариант игры: ребенок встает каждый раз тогда, когда услышит слово, обозначающее животное и т. д.
Третий вариант: можно объединить первое и второе задания, т. е. ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое – либо растение.
Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.
Упражнение на развитие произвольного внимания:
Дайте ребенку лист бумаги, цветные карандаши и попросите его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, предупредите о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает, как понял.
Если малыш справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.
Из всех психических процессов, восприятие является базовым. На его основе развиваются все остальные психические процессы, поэтому необходимо уделять особое внимание развитию восприятия. Как можно помочь ребенку его развить? В этом поможет Вам игра «Найди квадрат».
Ребенку показываете рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.
Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).
Если ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию. Или, покажите ребенку рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.
Предлагаются следующие геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, трапеция, ромб, овал прямоугольник.
Говоря о подготовке к школе, хочется еще раз подчеркнуть, что интеллектуальная готовность представляет собой некую комплексную характеристику развития ребенка, которая необходима для успешного освоения учебной деятельности и в этом вы, родители, играете не последнюю роль!
Литература
1. Баркан А. Плохие привычки хороших детей. - М., 2004
2. Ильина М., Парамонова Л., Головнева Н. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 2002
3. Рыжова Н. Учимся, отдыхая. – М., 2002
4. Николаева Л. Домашние обучающие игры. – М., 2002