Бирюкова Вера Игоревна
Консультация «Этнокультурное воспитание дошкольников»
Сегодня все более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и национальных традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народов.
Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже детский сад, который сотрудничает с семьей ребенка. Своевременное приобщение детей к народной культуре способствует формированию у детей стабильной картины мира и нахождения каждым ребенком своего места в нем. В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры и формируются многие процессы, эффективность которых определяется специально организованной деятельностью, базирующейся на признании детства как культурно-исторического феномена.
Публикация «Консультация „Этнокультурное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Целью работы по организации этнокультурного воспитания является формирование национального самосознания, воспитания доброжелательного отношения к представителям различных этнических групп, развитие устойчивого интереса к познанию и приятию иных культурных ценностей. Именно через национальную культуру ребенок социализируется, приобретает этносоциальный опыт и становится цельной личностью. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать все содержание дошкольного образования.
В конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой он проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличных от его собственной. При этом должен соблюдаться разумный баланс между этноцентризмом и формальным подходом к данному вопросу. Здесь свою положительную роль может сыграть этнодизайн : оформление игровых комнат. национальных уголков, постановок фольклорных выступлений. Ознакомление ребенка с культурами разных народов может осуществляться через разные виды деятельности (коммуникативную, учебно-познавательную, изобразительную, трудовую) при сохранении приоритета игровой: экскурсии, целевые прогулки, праздники, развлечения в контексте данной темы с применением самого действенного универсального метода сравнения, способствующего закреплению представления детей о специфике этнонациональных культур.
Вопрос об интересе к родному краю неотделим от вопроса о языке. Г. Н. Волков отмечал, что язык есть величайшее, почти мистическое явление человеческого существования. Как предпосылка идентификации личности и самопознания «родной язык проявляется уже в утробе матери под влиянием ее речевых интонаций». Оказывается, родной язык несет в себе тысячелетнюю генетическую программу. При игнорировании материнского языка разрушается эта программа, что приводит к параличу интеллекта, способному сказаться в последующем на формировании комплекса и человеческой и этнической неполноценности. Таким образом, родной язык является доминирующим фактором этнопедагогического аспекта рассматриваемой проблемы.
Д. Н. Овсянико-Куликовский утверждал: «Ребенок до освоения языка не имеет национально-психологических признаков: он интернационален, но в процессе изучения родного языка и с возрастом он постоянно усваивает национальные признаки окружающей среды, в меру его умственного развития начинают проявляться в его мышлении черты национального уклада.» Этим объясняется факт феномена «языковой личности» у детей дошкольного возраста, когда преобладание неродного языка над родным меняет психологическое содержание восприятия и понимания людей этой этногруппы.
Процесс этнокультурного образования и воспитания невозможен без педагога. Именно педагог выполняет функции канала, по которому осуществляется знакомство ребенка с национально-культурными ценностями, которые в процессе общения с педагогом осваиваются и присваиваются ребенком. Одна из важнейших задач педагога - научить ребенка осмысливать себя как личность, а также осмысливать как личность другого человека, носителя иной национальности, способствовать формированию навыков доброжелательных бесконфликтных отношений.