Лучший педагог года

Консультация «Этнокультурное воспитание дошкольников»

Бирюкова Вера Игоревна
Консультация «Этнокультурное воспитание дошкольников»

Сегодня все более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и национальных традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народов.

Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже детский сад, который сотрудничает с семьей ребенка. Своевременное приобщение детей к народной культуре способствует формированию у детей стабильной картины мира и нахождения каждым ребенком своего места в нем. В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры и формируются многие процессы, эффективность которых определяется специально организованной деятельностью, базирующейся на признании детства как культурно-исторического феномена.

Публикация «Консультация „Этнокультурное воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Целью работы по организации этнокультурного воспитания является формирование национального самосознания, воспитания доброжелательного отношения к представителям различных этнических групп, развитие устойчивого интереса к познанию и приятию иных культурных ценностей. Именно через национальную культуру ребенок социализируется, приобретает этносоциальный опыт и становится цельной личностью. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать все содержание дошкольного образования.

В конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой он проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличных от его собственной. При этом должен соблюдаться разумный баланс между этноцентризмом и формальным подходом к данному вопросу. Здесь свою положительную роль может сыграть этнодизайн : оформление игровых комнат. национальных уголков, постановок фольклорных выступлений. Ознакомление ребенка с культурами разных народов может осуществляться через разные виды деятельности (коммуникативную, учебно-познавательную, изобразительную, трудовую) при сохранении приоритета игровой: экскурсии, целевые прогулки, праздники, развлечения в контексте данной темы с применением самого действенного универсального метода сравнения, способствующего закреплению представления детей о специфике этнонациональных культур.

Вопрос об интересе к родному краю неотделим от вопроса о языке. Г. Н. Волков отмечал, что язык есть величайшее, почти мистическое явление человеческого существования. Как предпосылка идентификации личности и самопознания «родной язык проявляется уже в утробе матери под влиянием ее речевых интонаций». Оказывается, родной язык несет в себе тысячелетнюю генетическую программу. При игнорировании материнского языка разрушается эта программа, что приводит к параличу интеллекта, способному сказаться в последующем на формировании комплекса и человеческой и этнической неполноценности. Таким образом, родной язык является доминирующим фактором этнопедагогического аспекта рассматриваемой проблемы.

Д. Н. Овсянико-Куликовский утверждал: «Ребенок до освоения языка не имеет национально-психологических признаков: он интернационален, но в процессе изучения родного языка и с возрастом он постоянно усваивает национальные признаки окружающей среды, в меру его умственного развития начинают проявляться в его мышлении черты национального уклада.» Этим объясняется факт феномена «языковой личности» у детей дошкольного возраста, когда преобладание неродного языка над родным меняет психологическое содержание восприятия и понимания людей этой этногруппы.

Процесс этнокультурного образования и воспитания невозможен без педагога. Именно педагог выполняет функции канала, по которому осуществляется знакомство ребенка с национально-культурными ценностями, которые в процессе общения с педагогом осваиваются и присваиваются ребенком. Одна из важнейших задач педагога - научить ребенка осмысливать себя как личность, а также осмысливать как личность другого человека, носителя иной национальности, способствовать формированию навыков доброжелательных бесконфликтных отношений.

Публикации по теме:

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в ДОУ» Цель: рассмотреть пути и способы совершенствования работы по нравственному воспитанию дошкольников в семье и в ДОУ. Задачи: 1. Изучить.

Методический семинар на тему «Этнокультурное воспитание в ДОУ» Учитель года-2019 Этнокультурное воспитание в ДОУ Слайд 1 Актуальность «Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение». Эта.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников» Нравственное воспитание дошкольников. Подготовила : Балуева Людмила Николаевна I кв. категория г. Добрянка, Пермский Край Нравственное воспитание.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, ведь детство и юность – самая благодатная.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» 9 мая вся Россия отмечала знаменательную дату 74 –ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Для нашей страны эта дата наполнена.

Консультация «Правовое воспитание дошкольников» Актуальность правового воспитания детей дошкольного возрастаКак показывает мировая история, цивилизованное государство всегда стремится.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Панфёрова Наталья Фанизовна Воспитатель выс. кв. категории МДОУ «Детский сад №100 г. Магнитогорска» Патриотическое воспитание в детском.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада нашей встрече. Сегодня на мастер-классе я предлагаю вам продуктивно поработать, проявить свое творческое.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества,.

Методическая разработка «Этнокультурное образование дошкольников» Этнокультурное образование дошкольников Культуру современной России сегодня невозможно представить себе без народного искусства, которое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Этнокультурное воспитание дошкольников»
Опубликовано: 27 августа 2019 в 17:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Этнокультурное воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Бирюкова Вера Игоревна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД