Панфёрова Наталья
Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Панфёрова Наталья Фанизовна
Воспитатель выс. кв. категории МДОУ «Детский сад №100 г. Магнитогорска»
Патриотическое воспитание в детском с аду.
Познавайте свою страну, свой край, свой колхоз, свою горушку или речонку, не бойтесь, что мала эта горушка и река, ведь из малого вырастает большое.
А. Ферсман
Публикация «Консультация „Патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Чтобы воспитать в ребёнке чувство гордости за свою Родину, надо с раннего детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, свою семью, людей, живущих рядом. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в каком городе, селе он живёт, чем он интересен, какова его история и достопримечательности. [ 5 ]
В настоящее время выходит много литературы, посвящённой патриотическому воспитанию, но в данной литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны вопроса, нет целостной картины. Это объясняется тем, что воспитание патриотизма – тема обширная. Это и изучение своей страны, области, края, города, села, это знакомство с символикой (гербы, флаги, гимны, это изучение культурных традиций, промыслов как большой Родины, так и малой, это знакомство с литературой (заклички, потешки, пословицы, поговорки, приметы, это воспитание детей с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где они выросли, к Родине, это формирование личностного отношения всех участников проекта к фактам, событиям, явлениям в жизни города.
На первом этапе целесообразно провести анкетирование родителей, выяснив их мнения и знания по этой теме. Проведя анкетирование, мы выявили следующие результаты. Часть родителей вообще не понимает о чём речь, часть родителей не считает нужным воспитывать патриотические чувства у ребёнка. Многие родители считают, что основы патриотизма должны быть заложены в детском саду или школе, забывая, что главные ценности должны формироваться и воспитываться в семье. Новое поколение родителей перекладывает воспитание патриотизма и гражданской позиции на плечи педагогов. В связи с этим проблема воспитания патриотизма сегодня встаёт как никогда остро.
Поэтому целесообразно создать картотеку рекомендаций для родителей по воспитанию патриотизма и гражданской позиции детей.
Можно порекомендовать родителям следующее:
1. Участие детей в экскурсиях и целевых прогулках по городу, паркам, скверам.
2. Обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например, «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города».
3. Участие в совместном с родителями труде в саду: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе.
4. Развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о России, Южном Урале, Магнитогорске, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины.
5. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине: высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к памятникам воинам, погибших во время военных действий, украшение города к праздникам.
6. Составление маршрутов экскурсий и совместных прогулок по городу.
7. обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан.
Формирование патриотизма в детском саду должно красной нитью проходить через все темы, занятия, игры. Воспитание патриотизма начинается с любви к своим близким, друзьям, с уважения к старшим. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников необходимы важные условия, одним из которых является создание определенной предметно-развивающей среды.
В подготовительной группе должен быть оформлен уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором содержится материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой, а также уголок русского, башкирского, татарского быта, в котором собраны предметы старины и быта, в уголке художественного творчества собраны предметы народно-прикладного искусства.
В течение этого года в процессе освоения материала с детьми пополнялся патриотический уголок : был создан макет избы с подворьем, макет юрты, уголок пополнялся дидактическим и наглядным материалом.
А также в уголке имеется коллекция поделочных и облицовочных камней Южного Урала, минералы горы Магнитной, куклы в национальных костюмах, магнитные карты области и города, памятники города на магнитах, папки с наглядными пособиями (народные промыслы, народные узоры, дидактические папки С. Вохринцевой по данной теме, различные карты города, области, страны, флаги, гербы, картотеки (дидактические игры, народные подвижные игры, потешки, заклички и др, выставка изделий с видами росписи, изделия разных видов промыслов.
Результаты проведё нной работы:
1. Дети знают историю возникновения истории города.
2. Знают дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
3 Знают герб, флаг своей страны, области, города; гимн России и Магнитогорска
4. Имеют представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
5. Имеют представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и др.
6. Имеют представление о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
7. Знакомы со стихами, произведениями искусства местных поэтов и художников.
8. Знают правила безопасного поведения в природе и на улице города.
9. Имеют элементарные представления об охране природы, о Красной книге Южного Урала.
10. Понимают сопричастность к социальной и окружающей среде, осознают себя полноправными членами общества.
11. Дети участвовали в районном интеллектуальном конкурсе «Почемучки», где заняли третье место, а в личном первенстве Осинцев Е. занял второе место.
В будущем мы планируем пополнять уголок дидактическим материалом, играми, наглядными пособиями (растения и животные Южного Урала на магнитах, куклами в национальных костюмах, макетами (памятники города, важные культурные объекты, различные карты, папки с наглядными пособиями.
Список литературы:
1.https://bam-bim.ru/article/234--l--r.html Патриотическое воспитание дошкольников Ахметова Г. И.
2. https://festival.1september.ru/articles/607047/Программа по патриотическому воспитанию : "Растим патриотов России"
Пономарева Ольга Александровна, старший воспитатель
3. https://festival.1september.ru/articles/607047/
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/konsultatsiya-dlya-roditeley-po-patrioticheskomu-vospitaniyu
5. https://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2741.html