Валентина Гулиева
Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста
«Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста».
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.
В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.
Публикация «Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Этнокультурная и социокультурная ситуации неразрывно связаны между собой и обязательно учитываются при проектировании образовательной деятельности. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка.
Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?
Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. И эта работа должна начинаться в дошкольном возрасте.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, а также национальной культуры, традиций, языка коренного населения республики. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, селу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, издревле проживающего на территории региона.
Работа по этнокультурному развитию и воспитанию детей построена на следующих принципах:
Принцип природосообразности: учитывает возрастные и индивидуальные особенности, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности.
Культуросообразность: выстраивает содержание последовательно, способствует выработке ценностных ориентаций.
Принцип личностно-ориентированного общения: предполагает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.
Принцип тематического планирования материала: предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна.
Принцип наглядности: предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
Принцип последовательности: предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Принцип системности: предполагает анализ различных направлений этнокультурного воспитания.
Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. Активное включение детей в разнообразную художественно-творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную деятельность.
Принцип сочетания научности и доступности: изучаемый исторический материал дается детям с учетом приоритета ведущей деятельности дошкольника – игры.
Принцип интеграции: определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей. Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры и др.).
Принцип индивидуального подхода к детям,учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми, бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось.
В рамках реализации педагогического опыта используются следующие технологии:
Игровая технология. Чтобы процесс формирования этнического самосознания у дошкольников был результативным, необходимо организовывать образовательный процесс в игровой форме, так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.
Технология коллективного творческого дела - это воспитательная технология, суть которой заключается в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Данная технология направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей, на реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной деятельности, расширение знаний об окружающем мире, проявление организаторских способностей и формирование способности к рефлексии.
Технология проектной деятельности. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний, включает всех воспитанников в режим самостоятельной работы, развивает умения применять знания к жизненным ситуациям, способности к аналитическому, исследовательскому, критическому и творческому мышлению. Концептуальные позиции проектной технологии представлены принципами заинтересованности ребенка, сотрудничества ребенка и взрослого, уважения к иной точке зрения, использования окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в образовательном процессе строится на личностно-ориентированной основе, использовании дифференцированного подхода к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности; личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Информационно – коммуникационные технологии. Мультимедийные средства позволяют использовать презентации по ознакомлению с окружающей действительностью, родной природой, организовывать видеопросмотры, обеспечивают получение детьми необходимой информации в доступной и интересной форме.
Здоровьесберегающая технология. Здоровьесбережение реализуется через соблюдение гигиенических критериев рациональной организации образовательной деятельности: плотность занятия, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, частота их чередования, наличие эмоциональных разрядок, создание благоприятного психологического климата.
Технология интегрированного обучения. Которая соединяет знания из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
Наиболее эффективные методы, которые применяются в процессе работы по реализации этнокультурного компонента, это:
• метод моделирования и реконструкции;
• метод проектов;
• метод воспитывающих ситуаций.
• В образовательной деятельности по формированию этнического самосознания у детей дошкольного возраста используются и традиционные методы:
• Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей действительности.
• Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.
• Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с этнокультурным содержанием, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к окружающей действительности.
Для решения поставленных задач применяются следующие активные формы работы, способствующие расширению кругозора детей, обогащению знаний о народном быте и формированию представлений о мире народной культуры:
Использование разнообразных форм этнокультурного компонента позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала.
Для реализации перечисленных выше методов и форм работы используются разнообразные средства:
Использование разнообразных методов, форм и средств работы, включение детей в активную познавательную деятельность, делают занятия интересными, насыщенными. Педагог не даёт детям готовых ответов, дошкольники сами, путём проб и ошибок, делают нужные выводы, находят правильные ответы.
Таким образом, этнокультурное развитие заключается в формировании у детей дошкольного возраста этнического самосознания на основе традиций своего народа, исторических и природных особенностей родного края; воспитание собственного достоинства, как представителя своего народа; уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Не случайно, в требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.